Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационные формы (типы) производства и их влияние на технологические процессы



2019-07-03 585 Обсуждений (0)
Организационные формы (типы) производства и их влияние на технологические процессы 0.00 из 5.00 0 оценок




В зависимости от объема производства, годовой программы, номенклатуры, регулярности и стабильности выпуска изделий на предприятиях-изготовителях летательных аппаратов могут быть применены различные организационные формы (типы) производства, для каждой из которых характерны свои специфические требования к содержанию и структуре технологических процессов, уровню их оснащенности, механизации и автоматизации, конструктивной сложности, стоимости и производительности технологического оборудования, инструментов и приспособлений. Под типом производства при этом понимают классификационную категорию производства, представляющую собой совокупность форм организации производственных процессов, труда и управления производством, которые при данной специализации и объеме производства, на базе соответствующего им технологического оснащения, обеспечивают наиболее высокий уровень использования средств производства и производительности труда, наименьшую себестоимость продукции [44]. Тип производства выделяется по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска изделий.

В соответствии с ГОСТ 14.004—83 различают следующие типы производства, классификационная категория которых выделяется по указанным выше признакам: единичное, серийное и массовое. Одной из основных характеристик типа производства (кроме объема производства и производственной программы выпуска) является коэффициент закрепления операций К30, который согласно ГОСТ 3.1121-84:

К30 = п/т,

где п — число всех различных технологических операций, выполненных или подлежащих выполнению в течение определенного календарного промежутка времени (например, месяца); т — число рабочих мест, на которых выполняются эти операции.

Рабочее место — элементарная единица структуры предприятия, где размещаются исполнители работы, обслуживаемое технологическое оборудование, средства механизации или автоматизации, приспособления, инструменты и предметы труда (ГОСТ 14.004—83).

Единичное производство характеризуется разовым выпуском небольшого числа (одного или нескольких экземпляров) каждого из изготовляемых изделий при большой и разнообразной их номенклатуре, либо большой номенклатуре входящих в их конструкцию деталей и сборочных единиц. Процесс изготовления изделий при этом, как правило, не повторяется и носит неустойчивый, индивидуальный, прерывистый характер. Уровень технологического оснащения при единичном производстве весьма низкий и характеризуется применением наипростейшей технологической оснастки, низким уровнем или полным отсутствием механизации технологических процессов, большим объемом ручных работ, как при изготовлении деталей, так и при их сборке. При выполнении сборочных работ возможна ручная подгонка деталей по месту и совместная доработка сопрягаемых деталей в зоне их соединения.

Наиболее целесообразными для этого типа производства являются универсальная и переналаживаемая технологическая оснастка и универсальное технологическое оборудование общего назначения, т.е. такие средства производства, которые при соответствующей переналадке могут быть использованы для изготовления достаточно большой номенклатуры различных элементов конструкции (деталей, сборочных единиц). Характерно также широкое применение стандартизованного, нормализованного и универсального рабочего и мерительного инструмента.

Специальная оснастка, т.е. такая, которая изготовляется для каждого в отдельности наименования детали или сборочной единицы, применяется только в случае крайней необходимости, когда без нее трудно или практически невозможно изготовить деталь, собрать узел или какую-либо другую сборочную единицу. Многие детали и узлы изготовляют без технологической оснастки непосредственно по чертежам либо по шаблонам.

Технологическое оборудование при единичном производстве устанавливается не в последовательности выполнения технологических процессов изготовления деталей, а по его видам и назначению (например, в механических цехах выделяются в самостоятельные группы токарные, фрезерные, шлифовальные и другие станки, в заготовительно-штамповочных цехах — мелкие эксцентриковые, крупные кривошипные, гидравлические и другие прессы и т.д.).

Цикл технологической подготовки производства при единичном производстве непосредственно примыкает к циклу изготовления изделия. Оба эти цикла по существу сливаются в один общий цикл. При технологическом проектировании для подавляющего большинства элементов конструкции определяются только маршруты их изготовления без разработки подробных технологических процессов. Большинству рабочих приходится выполнять различные работы, для которых необходимы разнообразные профессиональные навыки и знания. В этих условиях рабочие должны обладать высокой квалификацией и по существу быть универсалами.

Узкая специализация работ, а следовательно и исполнителей, при единичном производстве в связи с разнообразием и большим числом операций, выполняемых на каждом рабочем месте, практически недостижима. Поэтому коэффициент закрепления операций здесь не регламентируется. Все это приводит к относительно высокой трудоемкости изделий. Типичным представителем единичного производства является опытное производство, которое создается в системе конструкторского бюро (отдела) по проектированию летательных аппаратов.

Серийное производство характеризуется изготовлением или ремонтом ограниченной номенклатуры изделий периодически повторяющимися партиями через определенные календарные промежутки времени и сравнительно большим объемом выпуска.

По ГОСТ 14.004—83 под объемом серии понимается перечень наименований изготовляемых или ремонтируемых изделий с указанием объема выпуска и срока выполнения по каждому наименованию. При серийном производстве периодически повторяются технологические процессы как изготовления деталей, так и сборки из них узлов, отсеков и агрегатов. Весь объем работ по технологическому проектированию и изготовлению технологического оснащения выполняется не для каждой серии, а только один раз для изделия данной конструкции.

В зависимости от числа изделий в партии или серии и значения коэффициента закрепления операций, различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производство. Мелкосерийное производство занимает промежуточное положение между единичным и среднесерийным, а крупносерийное производство — между среднесерийным и массовым.

Мелкосерийное производство по своей структуре близко к единичному производству. Характеризуется оно небольшими сериями (по 2—3 изделия в каждой) и малым числом серий в планируемом периоде (2—3 серии в течение года), а также применением несложной технологии и сравнительно низким уровнем оснащенности (несколько большим, чем при единичном производстве). Помимо универсальной и переналаживаемой технологической оснастки в ряде случаев целесообразно применять простейшие специальные инструменты и приспособления.

При мелкосерийном производстве сборка узлов, панелей, а иногда и отсеков осуществляется в приспособлениях для сборки агрегатов без выделения их в самостоятельные сборочные единицы и оснащения детально-сборочными приспособлениями. Поэтому при мелкосерийном производстве экономически и технологически обоснована сравнительно небольшая степень членения планера на составляющие конструктивные элементы. Коэффициент закрепления операций К3 0 для мелкосерийного производства принимается равным свыше 20 до 40 включительно.

Технологическое оборудование на производственных площадях расставляется так же, как и при единичном производстве, т.е. по его типам и назначению.

Среднесерийное производство характеризуется более крупными, чем при мелкосерийном производстве, сериями и большим числом серий в планируемом периоде. Для самолетостроения каждая из серий в зависимости от размеров самолетов может включать от 4 до 20 машин при 4—10 сериях в планируемом периоде. (Меньшие числа относятся к тяжелым самолетам).

В целях повышения производительности труда при среднесерийном производстве экономически оправдывается некоторое усложнение технологической оснастки и увеличение коэффициента оснащенности. Более широкое применение, чем при мелкосерийном производстве, приобретает специальная технологическая оснастка. С технологической и экономической точек зрения при этом целесообразно некоторое расширение фронта сборочных работ за счет выделения из агрегатов в самостоятельные сборочные единицы сложных узлов с оснащением их детально-сборочными приспособлениями и выносом их сборки из общесборочных приспособлений.

В связи с увеличением объема выпуска изделий создается экономически целесообразная возможность осуществления более глубокой, чем в мелкосерийном производстве, специализации работ, что способствует сокращению цикла и трудоемкости изготовления машин. Циклом изготовления или производственным циклом называют интервал календарного времени от начала до окончания процесса изготовления изделия.

Для среднесерийного производства коэффициент К3 0 принимается равным свыше 10 до 20 включительно. В отдельных случаях (при изготовлении элементов конструкции, идущих на изделие в большом количестве) целесообразно расставлять технологическое оборудование в последовательности выполнения технологического процесса. Однако, большинство деталей изделия и при этом типе производства изготовляют на участках, специализируемых по видам обработки и оборудования.

Крупносерийное производство характеризуется изготовлением изделий большими по объему сериями, каждая из которых для самолетостроительного производства включает свыше 5 до 10 машин, и большим числом серий в планируемом периоде (более десяти в течение года). При крупносерийном производстве целесообразно применять специальную высокопроизводительную технологическую оснастку, проводить выборочную механизацию и автоматизацию технологических процессов изготовления деталей и сборочных единиц, а также применять специальное автоматизированное оборудование. Экономически оправдывается применение поточной формы организации технологических процессов и производства.

При крупносерийном производстве целесообразно широкое членение планера летательного аппарата с выделением в самостоятельные в конструктивном и технологическом отношениях сборочные единицы не только крупных и сложных, но и более мелких и простых узлов с оснащением их специальными детально-сборочными приспособлениями, что позволяет значительно расширить фронт работы и повысить производительность труда. Для крупносерийного производства коэффициент К30 принимают равным свыше 1 до 10 включительно. Технологическое оборудование при этом расставляют обычно в последовательности выполнения технологических процессов изготовления однотипных деталей. В отдельных случаях для изготовления крупногабаритных деталей, идущих на изделие в небольших количествах, применяют расстановку оборудования по видам выполняемых работ (оборудования).

Массовое производство — производство, характеризуемое большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых или ремонтируемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна рабочая операция. При этом экономически и технологически оправдывается применение специального технологического оборудования с автоматическим циклом работы и сложных специальных высокопроизводительных механизированных и автоматизированных приспособлений и инструментов. Целесообразно широкое применение поточных конвейерных и автоматических линий. Поточное производство является наиболее прогрессивным и экономически целесообразным; оно может быть как автоматическим, так и неавтоматическим. Для массового производства коэффициент К30 равен единице, т.е. на каждом рабочем месте выполняется непрерывно одна и та же повторяющаяся операция. В отдельных случаях коэффициент закрепления операций может быть и меньше единицы, когда операция выполняется на нескольких рабочих местах, а на одном рабочем месте оператор выполняет только отдельный переход. Технологическое оборудование при массовом производстве располагается в последовательности выполнения операций.

Предприятий, полностью отвечающих крупносерийному и массовому производству основных изделий, в самолетостроении, и тем более при изготовлении космических аппаратов, практически нет, так как в таких изделиях нет такой потребности, как, например, в легковых автомобилях. Вместе с тем, в практике отечественного самолетостроения есть примеры крупносерийного производства целых самолетов. В Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. производство штурмовиков ИЛ-2 и ИЛ-10 носило характер крупносерийного производства с применением конвейерных и поточных линий на сборке фюзеляжа и крыла, а также на общей сборке самолетов.

Следует отметить, что на предприятиях авиационного профиля с единичным и мелкосерийным производством основных изделий существуют подразделения, имеющие характер крупносерийного производства, а на предприятиях среднесерийного производства основных изделий имеются участки, организованные по принципу массового производства. К ним относятся, например, механические цехи по изготовлению нормальных и стандартизованных крепежных элементов (заклепок, винтов, болтов, гаек), где установлено специальное технологическое оборудование, работающее непрерывно в автоматическом цикле (автоматы для изготовления заклепок, высадки винтов и накатки на них резьбы и др.). Таким образом, производство в различных цехах одного и того же авиационного завода может быть отнесено к разным типам.

Отметим также, что тип производства на различных этапах освоения и изготовления авиационной техники не остается постоянным, так как завод от начала освоения до установившегося стабильного серийного производства проходит ряд стадий технологического развития. В период освоения и изготовления первых машин производство на предприятии имеет обычно мелкосерийный и даже единичный характер. Коэффициент оснащения при этом обычно небольшой (меньше единицы, так как изготовлена только оснастка первой очереди, без которой изготовить самолет практически невозможно), а уровень ручных работ — высокий. Средства механизации и автоматизации технологических процессов на этом этапе обычно отсутствуют.

По мере освоения изделия, осуществления более узкой специализации обработки и сборки, изготовления и использования дополнительной технологической оснастки (вторая очередь), адаптации исполнителей, трудоемкость изделия снижается, производительность труда при его изготовлении растет и число новых изделий в серии увеличивается. Производство приобретает среднесерийный характер.

В случае, если потребность народного хозяйства или обороны страны в основных изделиях большая, то на предприятии осуществляют дальнейшую модернизацию производства, изготовляют и внедряют дополнительную технологическую оснастку (третья очередь)," средства механизации и автоматизации, обеспечивающие более высокую эффективность труда; производство переходит в категорию крупносерийного.

На серийных авиационных предприятиях запуск в производство деталей осуществляется обычно партиями. Партия представляет собой число деталей, запускаемых в производство одновременно и изготовляемых при одной настройке оборудования и оснастки без последующей их переналадки. Размер партии существенно влияет на экономические показатели производства. С увеличением партии запуска сокращается доля времени, затрачиваемого на переналадку оборудования и настройку оснастки, приходящаяся на одну деталь, и сокращается число переналадок в планируемом периоде. При больших партиях запуска упрощается планирование и учет, улучшается использование оборудования.

Вместе с тем, увеличение партий запуска связано с увеличением числа деталей, хранящихся на складах, что требует, в свою очередь, больших складских площадей и оборотных средств.


Размер партии запуска

Где Тпз -подготовительно-заключительное время, отнесенное к операции; Тшт — штучное время, затрачиваемое на выполнение операции; К — коэффициент, зависящий от объема производства; при серийном производстве в зависимости от размера серии он равен 0,03—0,1 (с увеличением размера серий К уменьшается), среднее значение К берется равным 0,055—0,065.

В зависимости от условий работы и общей загрузки оборудования размер партии корректируется с таким расчетом, чтобы партия была кратной годовой программе. Не рекомендуется применять партии, превышающие четверть программы годового выпуска изделий так же, как и малые партии, вызывающие более двух переналадок оборудования в течение смены.


Общее число переналадок оборудования в планируемом периоде

где Р — число переналадок; N — производственная программа.

Иногда экономически целесообразно размер партии запуска принимать равным объему серии или кратным ему.

Влияние объема производства на конструкцию изделия

Объем производства и производственная программа существенно влияют не только на содержание, структуру и экономические показатели технологических процессов изготовления деталей и сборочных единиц, но и на конструкцию объектов производства. Это проявляется через технологию изготовления элементов конструкции. В зависимости от объема производства в технологических процессах применяются те или иные свойственные им технологические методы обработки и формообразования, которые заложены в конструкцию изделий при их проектировании. В связи с тем, что каждый технологический метод обладает определенными технологическими возможностями, он предъявляет соответствующие технологические требования к конструкции изделия, влияя на его геометрические параметры, предельную точность размеров и формы, физико-механические свойства материала, примененного для еш изготовления, способы базирования и соединения деталей при сборке, характер и степень членения конструкции планера ЛА на самостоятельные в конструктивном отношении, элементы.

Например, при малой производственной программе, коща в течение года выпускается всего несколько единиц изделий (единичное и мелкосерийное производство), отдельные монолитные детали целесообразно изготовлять из целого куска металла в виде заготовки, отрезанной от прутка, профиля или'шшты. Другие методы получения более точных заготовок (литье, объемная горячая штамповка) в этом случае применять невыгодно, поскольку они связаны с необходимостью изготовления дополнительной технологической оснастки (литейной, кузнечной), стоимость которой ложится большими накладными расходами на стоимость изготовления каждой детали, значительно превышающим^! стоимость материала, переведенного в стружку при ее изготовлении из прутка.

При большой годовой программе стоимость металла, переводимого в стружку, и низкая производительность труда при обработке на универсальных металлорежущих станках делают этот процесс экономически невыгодным.

В этом случае более целесообразным будет процесс изготовления

деталей из заготовок, полученных литьем в кокиль или в оболочковую форму, имеющих более высокую точность и значительно меньшие припуски на последующую механическую обработку резанием. При этом имеется возможность часть поверхностей оставлять необработанными, что резко снизит объем работы на металлорежущих станках.

При различных методах изготовления детали из прутка и литой

заготовки предъявляются различные требования к конструкции и форме ее элементов. Поэтому конструкция детали при ее изготовлении из прутка и литой заготовки будет различной. При большой производственной программе для изготовления заготовок целесообразно также применять методы горячей штамповки, которые предъявляют к конструкции детали свои специфические требования. Эти требования отличаются от требований методов точного литья, и, следовательно, конструкция детали при горячей штамповке будет отличаться от конструкции литой детали и детали, изготовленной из прутка. Соответствующее влияние объем производства оказывает и на конструкцию деталей из листовых материалов. Совершенно очевидно, что при изготовлении деталей методами листовой штамповки конструкция их элементов будет отличаться от конструкции при изготовлении деталей вручную. Штамповка целесообразна при больших объемах производства, изготовление вручную — при единичном производстве.

Экономически целесообразная степень членения планера летательного аппарата на самостоятельные в конструктивном и технологическом отношениях составляющие элементы, а следовательно, и на его конструкцию зависит от объема производства и производственной программы. При небольшой производственной программе, когда в течение года изготовляют два — три летательных аппарата, экономически целесообразно минимально возможное членение планера, требующее минимального числа сборочной оснастки.

При большой производственной программе, предусматривающей изготовление в течение года нескольких сотен Л А, экономически и технологически выгодна более члененная конструкция планера. Причем с увеличением объема производства целесообразная степень членения возрастает, увеличивается экономически оправданный коэффициент оснащения и уровень механизации за счет изготовления многих детально-сборочных приспособлений, средств механизации и автоматизации технологических процессов; появляется возможность включения в процесс сборки большого числа рабочих.

Экономически оправдывается применение не только конструктивных, но и технологических разъемов. Благодаря этому расширяется фронт работы, появляется возможность более узкой специализации рабочих и применения параллельных во времени процессов сборки отдельных узлов, панелей на большем числе рабочих мест, что укорачивает производственный цикл изготовления летательного аппарата.

Таким образом, для каждого конкретного объема производства имеется своя экономически целесообразная степень членения планера ЛА на составляющие элементы, критерием которой могут служить себестоимость изделия и срок окупаемости технологической оснастки. Изменение степени членения в зависимости от объема производства, в свою очередь, влечет за собой соответствующее изменение технологии сборки и конструкции планера, а также входящих в его состав сборочных единиц.

 

Из изложенного следует, что в процессе создания летательного аппарата его конструкция, технология изготовления и объем производства (тип производства) между собой тесно связаны» Конструкция непосредственно влияет на технологию, технология предъявляет свои требования к конструкции, и вместе с тем технология и конструкция находятся в непосредственной зависимости от объема производства. Их связь и взаимная зависимость определяют взаимосвязанное развитие конструкции и технологии, которое является основой прогресса современной авиационной и космической техники.

3.3. ЗАВИСИМОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОБСТАНОВКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Производственная обстановка предприятия-изготовителя летательных аппаратов характеризуется его технологическими и производственными возможностями, которые определяются типами и числом имеющегося технологического оборудования, его соответствием особенностям конструкции объекта производства, структурой и специализацией производственных цехов, специализацией и квалификацией исполнителей (рабочих) и инженерно-технических работников, мощностью, структурой и специализацией служб, осуществляющих технологическую подготовку производства.

Производственная обстановка существенно влияет на содержание, структуру и технико-экономические показатели технологических процессов. Она ограничивает применение одних технологических методов и частных технологических процессов и расширяет возможности применения других, предъявляя тем самым соответствующие требования к конструкции изготовляемых на заводе изделий. Это объясняется тем, что для получения необходимого технико-экономического эффекта на предприятии в основе частных технологических процессов лежат обычно такие технологические методы, которые соответствуют его производственным возможностям.

Например, если завод имеет большой парк горизонтально-фрезерных станков и незначительное число станков вертикально-фрезерных, то очевидно, что методы фрезерования на горизонтально-фрезерных станках в технологических процессах механической обработки будут доминирующими. Завод вынужден будет применять (приспосабливать) имеющиеся станки для изготовления и таких деталей, для которых экономически и технологически более целесообразно использование вертикально-фрезерных станков. Продукция будет дороже, качество ниже. Очевидно, что для этого завода конструкция механообрабатываемых заготовок и деталей должна быть такой, которую наиболее целесообразно изготовлять на горизонтально-фрезерных станках.

На заводах авиационного профиля с высоким техническим уровнем производства применяют обычно многие высокоэффективные технологические методы и частные технологические процессы изготовления деталей и сборочных единиц. К ним относятся, например, методы листовой штамповки эластичными средами и импульсным магнитным полем, электрогидравлическая штамповка, обработка на металлорежущих станках с числовым программным управлением, механизированное и автоматизированное образование заклепочных и сварных соединений с применением высокоэффективного оборудования и соответствующих средств механизации и др.

Очевидно и естественно, что эти технологические методы и процессы завод будет применять при изготовлении вновь осваиваемого изделия, даже в том случае, если они не предусмотрены в директивных технологических материалах и рабочей конструкторской документации. Они найдут отражение в разрабатываемых на заводе частных технологических процессах, окажут соответствующее влияние на их содержание, структуру и технико-экономические показатели. Вместе с тем эффективность этих методов будет значительно выше, если конструкция деталей и сборочных единиц будет предусматривать необходимость их применения.

Поэтому в конструкции изделия и технологии его изготовления должна быть учтена имеющаяся специализация основных подразделений предприятия и установившиеся в них технологические традиции. Только при этом условии технологические процессы будут выполняться наиболее квалифицированно на высоком техническом уровне, обладать оптимальной эффективностью и обеспечивать хорошее качество изделий.

Таким образом, для уменьшения трудоемкости технологической подготовки производства, сокращения сроков освоения изготовления нового изделия и обеспечения его высокого качества, необходимо, чтобы при проектировании изделия учитывались производственные возможности предприятия, на котором намечается осваивать его производство, закладывались в конструкцию такие технологические методы его изготовления, к выполнению которых завод наиболее хорошо приспособлен.

Для соблюдения этого условия завод-изготовитель нового изделия определяется обычно на первой стадии конструкторской подготовки производства (т.е. на стадии разработки технического задания на проектирование) с тем, чтобы в процессе выполнения остальных ее стадий учитывалась производственная обстановка и технологические возможности завода-изготовителя.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что производственная обстановка предприятия в той или иной мере может и должна быть приспособлена к заданному объекту производства. Поэтому в процессе проектирования ЛА конструкторские решения могут и должны базироваться на применении новых, более совершенных технологических методов, несмотря на то, что заводу нужно будет осваивать их заново.

Именно это предотвратит застой в технологическом развитии предприятия, обеспечит его технический прогресс.

3.4. ЗАВИСИМОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОТ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Изготовление любого элемента конструкции (детали, сборочной единицы) для исполнителя должно быть безопасно, неутомительно и не должно сопровождаться вредными, токсичными выделениями при его выполнении, т.е. не должно создаваться опасных и вредных для здоровья условий труда.

Кроме того, каждый технологический процесс должен быть экологически чистым, не создавать загрязнений окружающей среды. Степень соответствия этим требованиям характеризует качество и совершенство технологических процессов с точки зрения техники безопасности и экологии.

В технологическом процессе изготовления любого элемента Конструкции и технологическом оснащении, необходимом для его выполнения, должны быть предусмотрены специальные меры и дополнительные устройства, обеспечивающие безопасные условия

 

труда и предотвращающие загрязнение окружающей среды (защитные щитки, экраны, предохранительные устройства, отсосы и местная вытяжная вентиляция, очистные сооружения и др.). Причем, если в этом есть настоятельная необходимость, указанные меры должны осуществляться за счет дополнительных затрат на технологическую подготовку производства.

Таким образом, требования техники безопасности и защиты окружающей среды оказывают существенное влияние на содержание, структуру и экономическую эффективность технологических процессов, и в ряде случаев их выполнение вызывает некоторое усложнение технологических процессов и оснастки, требует изготовления дополнительных средств оснащения и в связи с этим приводит к некоторому повышению трудоемкости и себестоимости изделий.

 

 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ

 

4.1. ПОНЯТИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

 

Процесс производства современных ЛА отличается большой сложностью. Кроме непосредственной переработки исходных материалов и полуфабрикатов в готовые изделия, на заводах- изготовителях ЛА выполняют другие многочисленные процессы труда, отличающиеся друг от друга организацией, применяемой техникой, специализацией и квалификацией инженерно-технических работников и рабочих-исполнителей. Целью этих других процессов труда является технологическая подготовка й обслуживание производства для обеспечения бесперебойной работы предприятия по выпуску запланированных изделий.

Функционирование любого машиностроительного предприятия, в том числе и по производству ЛА, немыслимо без наличия и действия указанных взаимосвязанных процессов, обеспечивающих производство заданных изделий [53]. Сложный комплекс всех процессов труда, совершаемых на заводе и необходимых для изготовления ЛА (т.е. основной, выпускаемой заводом продукции), называют производственным процессом предприятия.

Таким образом, в производственный процесс авиационного предприятия включены все основные технологические процессы, связанные непосредственно с изготовлением элементов конструкции изделия и их сборкой, и все сопутствующие процессы труда, в которых не происходит непосредственная переработка исходных материалов в продукцию завода, но они связаны с изготовлением необходимых для осуществления основных процессов инструментов, приспособлений, технологического оборудования, средств механизации и автоматизации производства.

В состав производственного процесса предприятия включаются также работы по обслуживанию всех его подразделений, такие как ремонт металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, ремонт электротехнических устройств и электродвигателей, обеспечение материальными ресурсами, транспортирование материалов и изделий, контроль и хранение материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, обеспечение энергетическими ресурсами (электроэнергией, теплотой, сжатым воздухом, паром, водой) и т.д. Совершенно очевидно, что все эти многочисленные разнохарактерные, но взаимосвязанные процессы авиационного предприятия подчинены единой цели — обеспечению выпуска заданного числа летательных аппаратов надлежащего качества, в установленные сроки, с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов. Это является первым основным признаком производственного процесса предприятия, его главной задачей. Решить ее можно только в том случае, если все указанные процессы будут представлять собой необходимое и целесообразное сочетание не только физического, но и умственного труда людей, работающих на заводе. Это является вторым основным признаком производственного процесса. И наконец третьим его признаком является то, что все входящие в его состав процессы труда, органически связаны между собой и действуют взаимосвязано для достижения единой цели.

Исходя из изложенного можно сказать, что производственный процесс предприятия — это сложный комплекс трудовых процессов, совершаемых в основных, вспомогательных и обслуживающих подразделениях предприятия и обеспечивающих своевременный выпуск его продукции [53].

Следует отметить, что каждое подразделение предприятия, выполняющее как основные процессы, связанные с непосредственной переработкой исходных материалов в продукцию предприятия, так и необходимые сопутствующие им, но не связанные непосредственно с указанной переработкой, имеет свой специфический производственный процесс, содержание и структура которого определяются характером задач, решаемых подразделением, исходя из потребностей основного производства.

Из приведенной характеристики производственного процесса следует, что он является основой производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия авиационного профиля.

 

4.2. СВЯЗЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ И С ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Технологический процесс изготовления ЛА, т.е. процесс непосредственного преобразования исходных материалов в продукцию предприятия, является главной частью производственного процесса, основой его функционирования. В связи с этим ГОСТ 3.1109—82 дает следующее определение технологического процесса: технологический процесс представляет собой часть производственного процесса, содержащую действия по изменению и последующему определению состояния предмета производства. Все остальные составляющие части процесса производства, как указывалось выше, являются сопутствующими, т.е. такими, в которые не входят процессы непосредственного преобразования исходных материалов в продукцию предприятия; они призваны обеспечивать бесперебойное и полноценное выполнение главной его части — технологического процесса.

Таким образом, производственный процесс находится не только в связи, но и в непосредственной зависимости от технологического процесса изготовления изделия. При этом технологический процесс является определяющей основой организации и функционирования производственного процесса, его базой, на основе которой строятся все остальные трудовые процессы.

Производственной структурой предприятия называют состав его цехов и служб с указанием их специализации и связей между ними. Цех является структурной основой машиностроительного завода и представляет собой совокупность производственных участков. Производственный участок объединяет группу рабочих мест, организованных по предметному, технологическому или предметно-технологическому принципам.

Ввиду того, что производство ЛА связано с выполнением не только технологических процессов их изготовления, но и всех остальных трудовых процессов, о<



2019-07-03 585 Обсуждений (0)
Организационные формы (типы) производства и их влияние на технологические процессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационные формы (типы) производства и их влияние на технологические процессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)