Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности летательного аппарата как объектаконтроля на стадиях производства



2019-07-03 447 Обсуждений (0)
Особенности летательного аппарата как объектаконтроля на стадиях производства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Обеспечение высокого качества ЛА в значительной мере зависит от уровня технологической подготовки производства и основывается на системном подходе к управлению качеством труда и изготовления всех элементов конструкции. Системный подход при технологическом проектировании обусловлен как требованиями непрерывного улучшения качества продукции (деталей, сборочных единиц, монтажей), так и структурой самого объекта производства (т.е. ЛА), являющегося весьма сложной управляемой технологической системой.

Приведенные выше особенности конструкции ЛА обусловливают также их особенности, как объектов контроля на стадиях основного производства. Как объект технического контроля любой ЛА представляет совокупность огромного числа взаимосвязанных параметров и признаков качества. Например: число конструктивно-технологических элементов и контролируемых параметров изделий на стадиях изготовления кузнечных и литых заготовок (горячештампованные заготовки, поковки, литые заготовки и детали) современного самолета средних размеров достигает 6000, в заготовительно-штамповочном производстве — более 230 000 (оригинальные листовые детали, профили, нормализованные элементы и трубы), а в механосборочном производстве — более 260 000 (оригинальные и нормализованные детали, механосборочные единицы, монолитные панели). Большое число объектов и параметров контроля качества имеется на стадиях термообработки, нанесения защитных покрытий, агрегатной и общей сборки, монтажа и испытания [51].

Отличительной особенностью современных ЛА, связанной с повышенными требованиями к качеству, является их функционирование в системе изделие — внешняя среда. Существенную роль при этом играют аэродинамические факторы и нагрузки. Последние часто имеют случайный характер, меняются по значению и направлению в широком диапазоне. Значительное влияние на характер напряжений, возникающих в элементах конструкции и бортовых системах, оказывает аэродинамический нагрев и нагрев отдельных элементов конструкции вследствие большого количества теплоты, выделяемой силовыми установками.

 

 

В связи с насыщенностью современных ДА сложным оборудованием с большим числом функций, выполняемых часто в автоматическом режиме, к которому относятся, например, автопилоты, системы автоматики управления двигателями, счетно-решающие устройства, системы автоконтроля и другие, большую сложность составляет их отладка и испытание, что связано с вероятностью возникновения дефектов в их функционировании. Поэтому обеспечение достоверности и объективности контроля качества в производстве ЛА и испытании всех систем, включая и готовые комплектующие изделия для современных ЛА, имеет первостепенное значение.

6.2. ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА. ПОНЯТИЕ О ТОЧНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

 

Качество ЛА представляет собой сложную техническую систему. Оно определяется, формируется и обеспечивается в основном следующими факторами: 1) уровнем проектно-конструкторских решений, т.е. рациональностью конструкции ЛА и его элементов, степенью соответствия ее заданному назначению, потребностям народного хозяйства и современному научно-техническому уровню, ее надежностью, долговечностью, технологичностью, взаимозаменяемостью элементов конструкции изделия, удобством его эксплуатации, а также уровнем испытания опытных образцов и доводки конструкции по результатам испытаний; 2) уровнем технологических решений при технологической подготовке производства и их практического осуществления, соответствием этих решений современному уровню развития технологии производства Л А как науки, применением наиболее совершенных и производительных технологических процессов и средств производства, соответствием их технологическим возможностям современного производства, от которых в значительной мере зависит точность и качество воспроизведения конструкции в металле, ее трудоемкость и стоимость, стабильностью параметров серийных технологических процессов при их реализации; 3) техническим уровнем эксплуатации ЛА с соблюдением всех норм, предписаний и инструкций, предусмотренных и разработанных в процессе создания ЛА, квалификацией обслуживающих и эксплуатирующих кадров, уровнем и качеством технического обслуживания и профилактического ремонта. В процессе эксплуатации ЛА его качество должно поддерживаться путем соблюдения установленных правил эксплуатации и ремонта.

При формировании качества ЛА указанные факторы приобретают роль основных задач, которые должны решаться на различных стадиях процесса создания ЛА.

Первую задачу решают конструкторы, проектирующие изделие, которые закладывают в его проект и рабочие чертежи необходимые показатели качества и соответствующие им эксплуатационные параметры. Показатели качества ЛА при этом определяются потребностями народного хозяйства или обороны страны и практически достигнутым уровнем науки, авиационной техники и технологии. Назначаются они с участием заказчика при разработке технического задания на проектирование. Предприятие, изготовляющее ЛА, на рациональность его конструкции практически не влияет. Оно может лишь предъявить соответствующие требования к уровню технологичности конструкции изделия и его элементов и принять участие в реализации этих требований.

Вторая задача решается в основном на заводе-изготовителе как при технологической подготовке производства, так и при серийном выпуске ЛА. И только частично ее решение зависит от качества переданной на завод конструкторской документации и уровня технологичности конструкции.

Третья задача решается предприятием или организацией, эксплуатирующей ЛА. Именно здесь проявляются все те свойства, которые заложены в конструкцию при ее проектировании и обеспечены при ее изготовлении. Следовательно, решение эксплуатационной задачи зависит от качества решения двух первых задач.

Таким образом, основной принцип формирования качества ЛА заключается в том, что основные свойства ЛА, обеспечивающие качество, показатели качества и их уровень, закладываются в конструкцию в процессе ее проектирования, обеспечиваются в процессе ее изготовления, реализуются и поддерживаются в процессе ее эксплуатации. Следовательно, управление качеством продукции должно осуществляться на всех стадиях ее создания и жизненного цикла, т.е. на стадиях исследования, проектирования, изготовления и эксплуатации.

Особенностью проблемы качества в современных условиях является ее комплексный межотраслевой характер. Так, на качество ЛА кроме уровня решения указанных трех задач существенное влияние оказывают многие внешние факторы, к которым относятся такие, как качество основных и вспомогательных материалов и полуфабрикатов, идущих на изготовление ЛА, качество силовых установок, навигационного оборудования и других готовых комплектующих изделий.

При изучении основ технологии производства ЛА рассматриваются и анализируются пути решения второй задачи, т.е. в основном технологические методы обеспечения высокою качества выпускаемой продукции,

В проект ЛА конструктором закладываются вполне определенные показатели качества, которые гарантируют выполнение изделием служебных функций и достижение им запланированных летно-технических характеристик. Принятые в проекте показатели качества имеют обычно оптимальные значения, при которых достигается наибольший эффект от эксплуатации ЛА при заданных затратах на его создание и эксплуатацию, т.е. такие значения показателей, при которых обеспечивается наиболее высокий интегральный показатель качества. В процессе проектирования ЛА определяется также номенклатура показателей качества для данного изделия и выделяются главные, определяющие показатели, по которым должно оцениваться его качество.

Оптимальные показатели качества вновь создаваемого ЛА, как правило, должны быть выше базовых показателей или, как крайний случай, равны базовым показателям.

Заложенные в проект ЛА показатели качества называют номинальными.

Основная задача предприятия-изготовителя ЛА состоит в том, чтобы обеспечить достижение проектных (номинальных) показателей качества. Вместе с тем в реальных условиях производства номинальные показатели качества не всегда достигаются. В результате при материализации проекта могут иметь место те или иные отклонения от исходных (номинальных) показателей. Показатели качества, полученные в процессе изготовления ЛА, называют действительными.

Степень соответствия действительных показателей качества, достигнутых в процессе изготовления изделия, номинальным показателям, заложенным в его проект, называют точностью выполнения этих показателей. Для оценки точности выполнения показателей качества вводится также понятие предельных их значений, которые характеризуют наибольшее и наименьшее значение показателей качества, достигнутых в процессе изготовления ЛА.

Точность выполнения показателей качества проверяется в процессе производства и при эксплуатации Л А. В этих целях осуществляется выходной контроль качества всех изготовленных элементов конструкции, монтажей бортового оборудования и коммуникаций, ведется проверка функционирования всех систем ЛА путем стендовых, наземных и летных испытаний. Функционирование систем проверяется также и при эксплуатации серийных машин. В последнем случае на завод-изготовитель и в ОКБ поступает наиболее полная информация о качестве ЛА и точности выполнения таких важных показателей качества, как надежность, долговечность, ресурс, взаимозаменяемость по разъемам, эргономические свойства и др.

В соответствии с этой информацией ОКБ (ОКО) и завод-изготовитель ЛА принимают меры по улучшению качества изделия и его элементов.

Между различными показателями качества ЛА имеется определенная связь. Высокий уровень выполнения одного из них в ряде случаев приводит к повышению уровней ряда других. Существенное влияние на точность выполнения подавляющего большинства показателей качества оказывает точность воспроизведения геометрических (размерных) параметров изделия. Таким образом, точность воспроизведения геометрических параметров является весьма важным показателем качества изделий.

 

6.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

 

 

Повышение качества равносильно увеличению количества изделий данного вида, функционирующих в народном хозяйстве. Для ЛА особую роль в этом отношении играет повышение ресурса как одного из важнейших показателей надежности, а следовательно, и качества. Если, например, благодаря проведению ряда технических мероприятий удалось повысить ресурс ЛА с А до Б часов, причем Б = 2А, то после исчерпания ресурса А ЛА можно будет продолжать эксплуатировать до исчерпания ресурса Б = 2А, что равносильно передаче в эксплуатацию второго самолета с ресурсом А.

Ресурс в данном случае выступает как комплексный показатель качества, так как он обеспечивается за счет проведения ряда конструкторских и технологических решений, каждое из которых может быть связано с повышением уровня отдельных частных показателей качества. К последним можно отнести, например, уменьшение массы, а следовательно, и металлоемкости конструкции, повышение точности аэродинамических обводов и мест стыка агрегатов, находящихся в воздушном потоке, что приводит к повышению скорости и дальности полета, повышение прочности наиболее слабых элементов конструкции за счет применения более прочных материалов и др.

Следует подметить, что повышение уровня частных и комплексных показателей качества требует обычно значительно меньших затрат труда, материалов и средств по сравнению с изготовлением нового ЛА и поэтому способствует увеличению эффективности общественного производства и повышению экономичности использования материальных и трудовых ресурсов.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что с повышением требований к качеству изделий процессы их изготовления усложняются, повышаются затраты труда, материалов и средств на их освоение и серийное производство, что повышает себестоимость продукции. Для изготовления изделий повышенного качества возникает необходимость применения новых, более дорогих и, как правило, более трудоемких технологических методов. Чем более строгие требования предъявляются к точности выполнения показателей качества, тем более повышаются сложность, трудоемкость и стоимость изготовления изделия.

Все это приводит к повышению суммы затрат на создание и серийное изготовление изделия (S в формуле (6.1)). Для того, чтобы эти затраты были оправданы, необходимо, чтобы улучшение качества вызывало более интенсивный рост полезного эффекта от эксплуатации ЛА (Wв формуле (6.1)). Необходимо, чтобы эффект от улучшения качества был всегда больше затрат, которые требуются для этого улучшения. Повышение ресурса, например, может привести к такому удорожанию изделия, которое не окупится увеличением срока его эксплуатации. Следует также учитывать, что авиационная техника развивается весьма высокими темпами, в связи с чем находящиеся в эксплуатации изделия могут быстрее стареть морально, чем физически. Очевидно, что повышать ресурс устаревшей продукции нет смысла.

Рис. 6.1. Зависимость суммарных затрат на производство и эксплуатацию изделия от уровня качества


 

Из изложенного следует, что увеличивать ресурс можно только до целесообразного предела, после которого эксплуатировать ЛА будет экономически невыгодно, его надо заменять новым ЛА более совершенной конструкции с более высокими эксплуатационными свойствами. И так обстоит дело с подавляющим большинством показателей качества, каждый из которых имеет свой оптимальный для данного изделия и соответствующих условий его эксплуатации экономически целесообразный уровень, соответствующий максимальному уровню получаемого эффекта.

Характер изменения затрат С1 на производство и эксплуатацию изделия в зависимости от уровня качества k показан на рис. 6.1 (кривая 1). Анализ зависимости С1=f(k) показывает, что затраты на изготовление и эксплуатацию изделия с повышением качества меняются по гиперболическому закону. До определенных значений k они растут сравнительно медленно, затем резко возрастают. С повышением k растет также полученный от этого эффект С2 (кривая 2). Но этот рост происходит менее интенсивно, чем рост затрат. Кривая 2 имеет более пологий характер с выпуклостью, направленной вверх. Рентабельность изделия с повышением качества характеризуется разностью С2 – С1 [39]. Кривая (С2 – С1) = f(k)  имеет явно выраженный максимум, который соответствует оптимальному значению качества kопт (кривая 3).


Зона А соответствует низкому качеству, при котором изделие является убыточным (участок кривой 3 расположен ниже оси Ok). Эксплуатация такого изделия сопряжена с высокими эксплуатационными расходами. Зона Б соответствует рентабельной эксплуатации изделия. Уровень рентабельности при этом меняется от нуля в точках Д и Е, соответствующих уровням качества k1 и k2 (в обоих случаях
2 - С3) = (С2С1) = С3 = 0) до максимума в точке F. Последняя характеризует максимальную рентабельность, соответствующую оптимальному значению качества

Уровень качества изделия, превышающий k2 (участок В), связан с большими трудовыми и материальными затратами на обеспечение качества, что делает изделие опять убыточным. Однако, если в этом случае улучшение качества изделия обеспечивается за счет повышения надежности, имеющей особо важное значение для ЛА, то мероприятия по улучшению качества не всегда согласовываются с соображениями экономики.

6.4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Контролем качества или техническим контролем называют проверку соответствия изделия или технологического процесса, от которого зависит качество изделия, установленным техническим требованиям (ГОСТ 16504—81). Действительные показатели качества изделия, полученные при его изготовлении, должны соответствовать номинальным показателям, заложенным в проект, а также требованиям соответствующей нормативной документации (техническим условиям, нормам, критериям, руководящим технологическим материалам, ГОСТам и др.).

Основная задача технического контроля заключается в выявлении недопустимых отклонений от номинальных показателей качества и предотвращении выпуска продукции с такими отклонениями.

Техническому контролю подвергаются исходные материалы, полуфабрикаты и комплектующие готовые изделия, поступающие на за- вод-изготовитель ЛА от смежных заводов-поставщиков. Обязательной проверке подвергается наличие и содержание сопроводительных технических документов об испытании материалов, проверке полуфабрикатов и готовых комплектующих изделий на заводах-изготовителях, и в случае необходимости проводится их повторный входной контроль. Проверяется наличие и характер возможных дефектов изделий и материалов от небрежной упаковки, транспортирования и хранения.

Обязательному техническому контролю подвергаются все элементы конструкции, изготовляемые на самом авиационном заводе (детали, узлы, панели, отсеки, агрегаты, монтажи оборудования, коммуникаций, систем управления, гидросистем, электро- и радиосистем и др.), а также готовый ЛА.

Контролируются также технологические процессы, функционирующие в производстве ЛА, степень их влияния на показатели качества изделий, их точность и стабильность. Точностью технологического процесса при этом называют его свойство, обусловливающее близость действительных значений параметров изготовляемых и ремонтируемых изделий их номинальным значениям. Стабильностью технологического процесса называют его свойство, обусловливающее постоянство распределения вероятностей его параметров в течение некоторого времени без вмешательства извне (ГОСТ 15895-77).

Технический контроль осуществляется обычно в два этапа. На первом этапе получают информацию о фактическом состоянии изделия, о признаках и показателях его действительных свойств, составляющих его качество и получаемых в процессе его изготовления или ремонта. Эти данные составляют первичную информацию о качестве изделия.

На втором этапе сопоставляют первичную информацию с требованиями нормативной документации и проекта и выявляют соответствие или несоответствие фактических данных номинальным.

 

 

Полученную при этом информацию о степени согласованности фактических и требуемых показателей качества называют вторичной.

В случае обнаружения недопустимых отклонений действительных показателей качества от номинальных вторичная информация используется для выработки целенаправленных управляющих воздействий на условия и факторы (в том числе и на технологические процессы), влияющие на качество продукции.

В зависимости от назначения, характера, состава, места в производственном процессе, вида применяемых средств и времени проведения технический контроль делится на специальные виды (методы). Ниже приводятся названия, определения и характеристики применяемых в производстве ЛА видов (методов) технического контроля.

Контроль, осуществляемый на стадии производства ЛА, называют производственным. Производственный контроль охватывает подготовительные, основные и заключительные (финишные) операции технологического процесса изготовления ЛА. При этом контролю подлежит не только качество изделий на этих операциях, но и комплектность изделий, их консервация, маркировка, упаковка, а также ход (состояние) производственного процесса.

Контроль, осуществляемый на стадии эксплуатации ЛА, называют эксплуатационным. При эксплуатационном контроле выявляются действительные значения показателей качества ЛА и степень их соответствия номинальным показателям, установленным нормативной и проектной документацией. К категории эксплуатационного контроля относится также проверка качества выполнения в процессе эксплуатации ЛА ремонтов с точки зрения соблюдения требований эксплуатационной и ремонтной документации.

Контроль материалов, полуфабрикатов и готовых комплектующих изделий заводов-поставщиков на заводе-потребителе перед использованием их при изготовлении или ремонте ЛА, называют входным.

Контроль качества изделия или процесса его изготовления, осуществляемый в ходе или после выполнения технологической операции, называют операционным.

Контроль качества готовой продукции на заводе-изготовителе (деталей, сборочных единиц, в целом ЛА), по результатам которого принимается решение об их пригодности к использованию как внутри завода в процессе изготовления ЛА, так и в организациях, эксплуатирующих ЛА, называют приемочным. Весьма важное значение для определения уровня качества ЛА имеют их стендовые и летные испытания.

Контроль, проводимый с целью проверки правильности параметров технологического процесса, определяющих характер его протекания, называют профилактическим. Профилактический контроль применяется как при настройке технологического процесса, так и при его выполнении.

Технологический контроль может быть непрерывным, периодическим и летучим (ГОСТ 16504—81). Непрерывным называют контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно. Периодическим называют контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит периодически, через установленные интервалы времени. Летучим называют контроль, проводимый в случайное время без заранее установленных интервалов.

Технический контроль может быть централизованным и децентрализованным. Централизованным называют контроль, осуществляемый единым органом в масштабе цеха или завода. Он выполняется по специальной системе и по единым нормам. Большие возможности по развитию этого вида контроля дает применение электронной вычислительной техники. Децентрализованным называют контроль, проводимый исполнителями на каждом рабочем месте.

Можно выделить в самостоятельные категории контроля проверку геометрических, физико-химических и функциональных параметров изделий. К контролю геометрических параметров относятся контрольные измерения линейных и угловых величин (размеров), а также проверка формы поверхностей изделия. Контроль геометрических параметров в производстве ЛА является наиболее массовым и составляет до 80 % и более всех контрольных измерений и проверок.

Контроль физико-химических параметров включает проверку электрических, механических, химических и антикоррозионных свойств материалов, заготовок, сборочных единиц и систем оборудования при их изготовлении, а также значений этих параметров, определяющих характер протекания технологических процессов.

Контролем функциональных параметров называют проверку значений параметров, определяющих работоспособность систем бортового оборудования.

 

Этот вид контроля иногда называют испытанием систем ЛА.

Технический контроль бывает сплошным, выборочным и статистическим. Сплошным называют контроль, при котором осуществляется проверка всех изготовленных изделий. В производстве ЛА этот вид контроля применяется наиболее широко. Выборочным называют контроль, при котором решение о качестве контролируемых изделий принимается по результатам проверки одной или нескольких выборок или проб из партии или потока изделий (заготовок, деталей, узлов). Выборкой при этом называют изделие или определенную совокупность изделий, отобранных для контроля из партии или потока изделий. Число изделий, составляющих выборку, называют объемом выборки. Пробой называют определенное число штучной продукции, отобранной для контроля (ГОСТ 15895—77).

Статистическим приемочным контролем качества изделий называют выборочную проверку соответствия их качества установленным требованиям. Статистический контроль основывается на применении методов математической статистики.

Выборочный и статистический контроль в производстве ЛА применяется в крупносерийном и массовом производстве, при мелкосерийном, среднесерийном и единичном производстве эти виды контроля применяются при изготовлении деталей, идущих в конструкцию Л А в больших количествах (к ним относятся стандартизованные, нормализованные и унифицированные элементы конструкции, например заклепки, болты, гайки и другие крепежные детали, унифицированные накладки и косынки, изготовляемые штамповкой из листовых материалов и др.).

Технический контроль может быть инструментальным, ручным, механизированным, автоматизированным и автоматическим. Инструментальным называют контроль, выполняемый с помощью различных измерительных приборов и устройств (измерительных инструментов). Инструментальный контроль может быть измерительным и альтернативным. При измерительном контроле используют различного рода измерительные приборы (цифровые, стрелочные, шкальные), показывающие значение контролируемого параметра. Альтернативный контроль не фиксирует конкретное значение контролируемого параметра, а отвечает на вопросы «годен», «негоден». Для его осуществления применяют различные дефектоскопы, предельные калибры, шаблоны.

 

 

Ручным называют контроль, выполняемый с помощью простейших, в основном, универсальных мерительных инструментов типа линеек, штангенциркулей, угольников, угломеров. Это малопроизводительный и не всегда точный метод контроля. Применяется, в основном, в единичном и мелкосерийном производстве.

Механизированным называют контроль, осуществляемый с помощью механизмов с ручным управлением и настройкой. Автоматизированным называют контроль, одна часть которого выполняется с непосредственным участием человека, другая часть — с помощью средств контроля, автоматически выполняющих контрольные операции.

Автоматическим называют контроль, проводимый без непосредственного участия человека с помощью средств контроля, выполняющих автоматически всех функции контролеров. Автоматическое выполнение контрольных операций при автоматизированном и автоматическом контроле может осуществляться либо - в процессе изготовления изделия непосредственно на работающем станке, либо после изготовления изделия в стационарных условиях вне станка при неподвижном изделии на позиции измерения.

При первой схеме требуются более сложные средства контроля и получают менее точные результаты, так как на точности измерения сказывается вибрация системы ’’станок — приспособление — инструмент — деталь”. Вторая схема обеспечивает более высокую точность измерений, но при ней возможно появление некоторого числа бракованных деталей.

Применение автоматизированного и тем более автоматического

контроля при обеих схемах обеспечивает значительное снижение трудоемкости контрольных операций и повышение качества (точности) их выполнения, поэтому они являются наиболее прогрессивными.

Технический контроль может быть одноступенчатым, двухступенчатым и многоступенчатым. Одноступенчатым называют контроль, при котором решение относительно годности партии изделий принимают по результатам контроля одной выборки или пробы. Двухступенчатым называют контроль, при котором партия изделий принимается по результатам двух выборок или проб. Причем необходимость второй выборки или пробы зависит от результатов контроля первой.

Многоступенчатым называют контроль, при котором решение относительно годности партии изделий принимается по результатам нескольких выборок или проб. Максимальное число последних устанавливается заранее перед изготовлением изделий. Необходимость отбора последующей выборки при этом зависит от результатов контроля предыдущей. Этот вид контроля применяется при изготовлении ответственных изделий (деталей, сборочных единиц), оказывающих существенное влияние на надежность изделия.

В производстве ЛА находит также применение органолептический контроль, основывающийся на восприятии органами чувств человека (зрение, слух, осязание) такой информации, которая не представлена в числовом выражении. При органолептическом контроле могут применяться средства контроля, не являющиеся измерительными, но увеличивающие разрешающую способность или восприимчивость органов чувств. В частности, широкое применение имеет органолептический контроль, осуществляемый органами зрения, который называют визуальным.

При высокой квалификации и культуре исполнителей, работающих длительное время без брака, применяют личный контроль, осуществляемый самим исполнителем. Последнему при этом выдается личное клеймо, которым он клеймит изготовленные и подвергнутые выходному контролю изделия. Этот вид контроля является прогрессивным и в настоящее время приобретает все более широкое применение.

Кроме перечисленных видов контроля применяют также (преимущественно в сфере эксплуатации ЛА) так называемый технический осмотр, осуществляемый обычно с помощью органов чувств, в основном, зрения (визуальный технический осмотр) и в случае необходимости с использованием специальных средств контроля (технических устройств), номенклатура которых устанавливается соответствующей документацией, например, в виде так называемого регламента технического обслуживания. Последний в числе многих и разнообразных операций по обслуживанию ЛА предусматривает периодическое проведение внешнего осмотра планера и систем ЛА с целью выявления неисправностей, возникших в период эксплуатации. Визуальный метод наружного контроля (осмотра) дает возможность выявить неисправности, видимые невооруженным глазом: трещины, деформации, ослабление крепления деталей и сборочных единиц, нарушение контровки, течи жидкости, нарушение защитных покрытий, следы коррозии и т.д. По результатам технического осмотра принимаются решения о проведении соответствующих ремонтов.

 

 

Большую роль в обеспечении высокого качества ЛА играют испытания надежности составных элементов, систем и изделия в целом. Под испытаниями продукции понимают экспериментальное определение значений параметров и показателей качества продукции в процессе функционирования или при имитации условий эксплуатации. В производстве ЛА применяются следующие виды испытаний [51]:

· контрольные испытания изделий, проводимые с целью контроля их качества;

· исследовательские испытания продукции, проводимые с целью изучения ее параметров и показателей качества;

· предварительные испытания опытных образцов или партий, проводимые для решения вопроса о возможности их предъявления на государственные, межведомственные и ведомственные испытания;

· государственные испытания опытных образцов или партий продукции, а также изделий единичного производства, проводимые государственной комиссией с целью решения вопроса о целесообразности производства или передачи их в эксплуатацию;

· межведомственные испытания опытных образцов или партий продукции, а также изделий единичного производства, проводимые комиссией, назначаемой несколькими министерствами или ведомствами, с целью решения вопроса о целесообразности производства или передачи их в эксплуатацию;

· ведомственные испытания опытных образцов или партий продукции, а также изделий единичного производства, проводимые комиссией, назначаемой министерством или ведомством для решения вопроса о целесообразности производства или передачи в эксплуатацию;

· приемосдаточные испытания готовой продукции, проводимые изготовителем при приемочном контроле;

· периодические испытания готовой продукции, проводимые периодически в объеме и в сроки, установленные технической документацией;

· типовые испытания готовой продукции до и после внесения изменений в конструкцию или технологию изготовления для проверки эффективности внесенных изменений или сравнения качества продукции, выпущенной в различное время;

· аттестационные испытания — исследовательские испытания продукции, проводимые с целью подготовки к государственной, отраслевой или заводской аттестации;

· граничные испытания — исследовательские испытания, проводимые для определения границ допустимых значений параметров изделия при воздействии заданных факторов.

Продолжением производственного контроля качества является контроль качества технической эксплуатации ЛА. Трудовые затраты на контроль качества, испытания ЛА и его элементов достигают 30 % общих трудовых затрат на производство изделия. Из них на технический контроль приходится до 80 %, настроечно-сдаточную работу — до 12 % и на испытания около 8 %.

Контрольные операции являются обязательной составной частью любого частного технологического процесса изготовления заготовки, детали, сборочной единицы или ремонта изделия в процессе его эксплуатации. Наряду с основными операциями они приводятся в технологических картах с указанием вида, метода проведения и средств контроля.

В особо ответственных случаях при высоких требованиях к качеству изделий разрабатывают специальные контрольные карты и инструкции, в которых дается развернутая программа контроля с указанием содержания и последовательности выполнения контрольных операций и применяемой контрольной оснастки. Карты контроля качества продукции прикладываются к картам технологического процесса и являются их неотъемлемой частью.

6.5. СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

 

 

На предприятиях авиационного профиля, так же как и на других машиностроительных заводах, для контроля качества изготовляемых изделий и предотвращения выпуска изделий, не соответствующих требованиям технической документации и государственных стандартов, имеется специальная служба — отдел технического контроля (ОТК), возглавляемый главным контролером качества продукции.

В состав ОТК обычно входит бюро технического контроля (ВТК), осуществляющее входной контроль поступающих на завод материалов, необходимых для основного производства, полуфабрикатов и готовых комплектующих изделий от заводов-поставщиков. Оно проверяет содержание сопроводительных технических документов о результатах испытания материалов и проверки комплектующих готовых изделий на заводах-изготовителях. В случае необходимости ВТК организует их повторный входной контроль. На некондиционные материалы и изделия ВТК составляет акты, как на недоброкачественную продукцию и направляет их на заводы-поставщики, проводит инспекторский контроль за соблюдением правил хранения и выдачи материалов и комплектующих изделий в производственные цехи, выявляет возможные дефекты от небрежной их упаковки, транспортирования и хранения.

Во всех цехах основного производства, включая цехи наземных и летных испытаний, организуются бюро цехового контроля (БЦК), которые осуществляют непосредственный контроль качества продукции, изготовляемой в цехах. БЦК контролируют выполнение цехами мероприятий по улучшению качества продукции и предупреждению возникновения дефектов, снижающих качество изделия. В этих целях осуществляется также периодическая проверка качества технологической оснастки, качества и стабильности выполнения технологических процессов.

В системе ОТК имеется также техническое бюро, которое исследует причины возникновения брака и отклонений от нормативной документации, возникающих в производственных цехах, готовит предложения по рекламациям на продукцию заводов-поставщиков, рассматривает и готовит мероприятия по улучшению качества продукции, изготовляемой в цехах, подбирает, разрабатывает и выдает цехам согласованные с централизованными технологическими службами руководящие технические материалы по контролю качества изготовляе



2019-07-03 447 Обсуждений (0)
Особенности летательного аппарата как объектаконтроля на стадиях производства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности летательного аппарата как объектаконтроля на стадиях производства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)