Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Расчетные правоотношения и их место в российском законодательстве



2019-07-03 236 Обсуждений (0)
Расчетные правоотношения и их место в российском законодательстве 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Проблемы функционирования финансовой системы, механизма перераспределения внутри нее денежных средств, в частности, при помощи безналичных расчетов, не могут не вызывать интереса исследователя.

С одной стороны, указанная тема содержит в себе ряд вопросов, заслуживающих внимания, и так до конца и нерешенных в научной литературе.

Так, несмотря на то, что научными работами по различным аспектам заявленной темы занимались видные представители отечественной юриспруденции – Л.Г. Вострикова, Н.И. Химичева, Э.Д. Соколова, С.В. Галицкая, В.В. Витрянский, В.А. Белов, Л.А. Новоселова, Л.Г. Ефимова – подавляющая часть актуальных вопросов так и не нашла однозначного решения в литературе.

Отсутствует общепризнанное понятие финансовой системы, продолжаются споры о природе безналичных денежных средств, различны подходы к правовой природе договора банковского счета, многие прикладные вопросы конкретных форм безналичных расчетов – платежных поручений, аккредитивов, расчетов по инкассо, чеков – до сих пор вызывают ожесточенные споры.

С другой стороны, заявленная тема вызывает не только теоретический, но и значительный практический интерес. Ведь связанные с ней проблемы далеко не академически отзываются на каждом из нас.

За последние полтора десятка лет безналичные расчеты все глубже проникли в жизнь простого человека – мы получаем зарплату на банковскую карту, путем платежных поручений, достаточно значительное количество наших сограждан уже могут позволить себе расчеты чеками. Вряд ли таким людям вопросы, рассматриваемые в настоящей работе покажутся «пустым теоретизированием».

Исходя из вышеизложенного, актуальность работы представляется доказанной.

Настоящее исследование будет состоять из трех глав.

В первой параграфе первой главы будут рассмотрены вопросы понятия финансовой системы, взгляды на указанный вопрос различных правоведов и мнение самого дипломанта. Второй параграф будет посвящен анализу понятия «расчеты», выявлению правовой природы как наличных денег, так и безналичных (денежных средств), формулировке общих положений о расчетах безналичными деньгами, а также вопросам публичных ограничений операций с наличными деньгами.

Предметом анализа второй главы станет исследование конкретных форм безналичных расчетов – расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, расчетов по инкассо, расчетов чеками.

В рамках указанной главы автором будут рассмотрены не только общие вопросы правового регулирования указанных форм, но и конкретные спорные моменты, вызывающие проблемы в правоприменении.

Третья глава будет посвящена использованию безналичных расчетов в различных сферах общественных отношений.

В рамках главы автором будут рассмотрено применение безналичных расчетов в налоговых и таможенных отношениях, вопросы особенностей безналичных расчетов в бюджетных отношениях в условиях реформы бюджетного законодательства РФ, проанализированы вопросы межбанковских безналичных расчетов – между коммерческими банками и Банком России, между самими коммерческим банками.

В заключение будут подведены итоги проделанной работы, сформулированы выводы.

 


Глава I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

 

Финансовая система РФ

 

Понятие финансовой системы весьма широко используется в научной литературе. Тем не менее, исследователи далеки от единства в его определении, что не может положительно сказываться на научных разработках в данной области.

Как справедливо отмечает С.В. Запольский, «приходится констатировать, что понятие финансовой системы, как ни одно другое из категорий финансового права, имеет множество смыслов, зависящих от взглядов авторов и контекста исследования»[1].

Следовательно, целесообразным видится начать анализ указанного понятия «от истоков», а именно, с определения категории «системы». Решение данной задачи требует обращения к исследованиям по философии права и теории систем.

В соответствии с распространенной точкой зрения, система представляет собой комплекс взаимодействующих элементов.[2]

Согласно другому определению, «система – целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»[3]. Здесь необходимо упомянуть и про такой признак высокоорганизованных систем (традиционно отмечаемый в научной литературе) как «синергия», т.е. несводимость целого к простой сумме его частей.

Возникает вопрос, применимо ли указанное определение к понятию «финансовой системы». Представляется, что применимо. Однако вопрос о том, какие именно «части» в нее входят (что необходимо считать первичной единицей финансовой системы), остается открытым.

Свои взгляды на этот счет высказывали различные исследователи, среди которых Л.Г. Вострикова, Е.Ю. Грачева, А.З. Дадашев, Н.И. Химичева и другие[4].

Самому подробному разбору существующих в данной области мнений посвящена монография Э.Д. Соколовой «Правовые основы финансовой системы России»[5].

Суммируя итоги данных изысканий, можно сделать вывод, что в научной литературе превалируют три основные позиции в понимании сущности явления «финансовая система».

Первую из них можно охарактеризовать как «фондовую теорию». Согласно ей, классификация должна осуществляться исходя из особенностей финансовых фондов, характерных соответствующей национальной экономике. В этом случае финансовую систему образуют бюджет, внебюджетные фонды, кредитный фонд, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов.

Вторая точка зрения получила наименование институциональной. Ее последователи исходят из своеобразия отдельно существующих финансовых институтов, таких как государственные доходы, государственные расходы, страхование, госкредит, банковский кредит, денежное обращение.

Третий взгляд именуется «посубъектным». Его сторонники ставят во главу угла орган, осуществляющий управление фондом или институтом либо обладающий вещным правом того или иного вида в отношении мобилизуемых финансовых ресурсов.

Необходимо оговориться, что большинство ученых придерживаются одной из упомянутых концепций или высказывают смешанные точки зрения.[6]

Ввиду указанной разноголосицы, представляется правильным высказать и, по возможности, обосновать собственную точку зрения автора настоящей работы.

Итак, прежде всего, следует задаться вопросом: в чем состоит цель существования финансовой системы? В науке, вне зависимости от позиции авторов, ответ на это един – накопление и последующее распределение части ВВП.[7]

Следовательно, необходимо определиться, какие инструменты способствуют указанной процедуре. Автор в данном вопросе сходится с большинством исследователей – таковыми инструментами являются денежные фонды.

Далее следует вопрос, какие денежные фонды следует включить в число образующих финансовую систему. Не вызывает разногласий утверждение, что к ним относятся денежные фонды, образуемые публичным субъектом (под публичным субъектом для упрощения изложения понимаются и фонды, исходящие от государства, и от муниципальных образований) в целях исполнения своих функций, а именно – бюджет и внебюджетные фонды.

Говорить о задачах и смысле функционирования бюджета в рамках данного исследования представляется излишним. Внебюджетные фонды, как правило, создаются для решения проблем в какой-либо конкретной области (в России, например, для реализации конституционных прав граждан в некоторых областях – ст. 13 Бюджетного кодекса[8]). При этом практика западных государств на протяжении 20 века приводила к созданию самых разнообразных внебюджетных фондов.

Так, создавались временные фонды, вызванные чрезвычайными обстоятельствами («Касса Юга» - Италия, 50-е г.г., Фонд немедленной помощи – ФРГ, 40-е г.г.), фонды, направленные на улучшение экономической ситуации (Резервный инвестиционный фонд – Швеция, Фонд экономического и социального развития - Франция), фонды, направленные на развитие науки (Фонд национальной корпорации по развитию исследований – Великобритания, Национальный научный фонд - США)[9].

Гораздо больше споров о том, что следует относить к компонентам финансовой системы, возникает, когда речь заходит о частном секторе. Большая часть исследователей относит его практически целиком к финансовой системе.

Так, Ю.Я. Вавилов, выделяя «финансы экономических субъектов», относит к ним финансы коммерческих организаций, некоммерческих организаций, финансы ПБОЮЛ, финансы домохозяйств[10]. Говорят о финансах коммерческих и некоммерческих организаций и М.В. Романовский, М.В. Родионова, С.В. Галицкая[11].

Экстремально противоположную позицию занимает С.В. Запольский. Он указывает, что «есть возможность любое положительное сальдо называть фондом, но в силу отсутствия специального законодательства об этом фонде такое наименование не более, чем техницизм … Строгое использование термина «фонд» оставляет вне его действия имущество субъектов, владеющих им на общем гражданско-правовом режиме»[12].

Представляется, что при решении вопроса о том, относится ли частный сектор к финансовой системе, и в случае положительного ответа - в какой степени, необходимо исходить из цели ее функционирования.

Необходимо признать, что частный сектор служит источником накопления и последующего распределения, но вовсе не целиком. Вряд ли можно к таким источникам относить финансы некоммерческих организаций, а также финансы домохозяйств.

Прежде всего, их доля участия в наполнении публичных фондов чрезвычайно мала. Субъекты соответствующих отношений (физические лица и некоммерческие организации) не являются плательщиками ряда налогов, а в тех, которые они платят, доля поступлений от указанных субъектов весьма низка.

Не стоит забывать и о верно отмеченном С.В. Запольским признаке «формализованности» собственности[13]. Признаками необходимой формализованности автор бы счел обязательность составления и ведения налоговой и бухгалтерской отчетности, а также наличие установленных законом ограничений направлений расходования средств.

Указанным критериям не отвечают ни домохозяйства – как известно, физические лица вольны в расходовании принадлежащих им средств, ведение отчетности, в подавляющей массе, для них необязательно, - ни некоммерческие организации, которые в пределах уставных документов могут осуществлять как благотворительную, так и коммерческую деятельность, а существующие в их отношении требования об отчетности необременительны и вызваны отнюдь не фискальным интересом и не целями пополнения бюджета.

Только коммерческие организации, обязанные вести и представлять весьма строгую фискальную отчетность, а также являющиеся главным источником пополнения в целях дальнейшего перераспределения фондов публичных субъектов можно отнести к элементам финансовой системы.

Таким образом, в состав финансовой системы Российской Федерации можно включить:

- бюджет;

- внебюджетные фонды;

- фонды коммерческих организаций.

Важным вопросом является и допустимость отнесения к финансовой системе субъектов – носителей финансовой правосубъектности, т.е. органов и организаций, выступающих от имени публичных субъектов (государственных органов, муниципальных органов).

При решении указанной проблемы правильным видится учитывать то обстоятельство, что данная работа посвящена правовым аспектам вопроса, а потому исходить, прежде всего, из общих принципов права Российской Федерации.

А с таких позиций без учета субъектов непонятным остается вопрос, каким образом система функционирует и происходит перетекание денежных средств (при учете, что целью данной системы является перераспределение).

Согласно российскому праву, без субъектов никакие действия невозможны.

Далее рассмотрим правовой механизм и правовые основы процедуры перераспределения средств внутри финансовой системы.

«Кровью» финансовой системы, без сомнения, можно назвать денежные средства. Очевидно, что перераспределять имущество в натуральной форме абсолютно невозможно – государство не в состоянии предвидеть потребности миллионов своих граждан, а потому перераспределению подлежит «всеобщий эквивалент, универсальный товар, обладающий свойством всеобщей непосредственной обмениваемости»[14].

В современных условиях невозможно осуществлять весь массив платежей, проходящих через финансовую систему, наличными деньгами. Причины этого кроются прежде всего в вопросе технического обеспечения расчетов в таких больших объемах, которые требуются современной финансовой системе.

В связи с этим, все участники финансовой системы (органы публичной власти, организации) имеют договоры банковского счета с обслуживающими их банками, посредством которых (с помощью безналичных платежей) и осуществляется переход денежных средств.

При этом виды счетов у участников финансовой системы могут отличаться в зависимости от вида конкретного участника.

Так, инструкция Центрального Банка РФ «О закрытии и открытии банковских счетов, счетов по вкладам, депозитам»[15] указывает на существование отдельно расчетных счетов (п. 2.3.) - фактически, для частного сектора, и бюджетных счетов (п.2.3.) – для лиц, осуществляющих операции со средствами бюджетов и внебюджетных фондов.

Однако в любом случае указанные счета открываются на основе договора банковского счета.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами кратко охарактеризуем договор банковского счета

Среди исследователей существует, как минимум, два основных подхода по вопросу о месте договора банковского счета в системе организации безналичных расчетов.

Ряд авторов придерживается той точки зрения, что договор банковского счета представляет собой самостоятельный вид договоров[16].

По мнению сторонников другого подхода, договор банковского счета относится к смешанным типам договоров, содержащим элементы займа, поручения, хранения, комиссии[17]

Тем не менее, правильным видится согласиться с подходом, высказанным А.В. Аграновским[18], правильно указавшему на то обстоятельство, что согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ[19], смешанным признается договор, в котором содержатся элементы различных договоров. Элементами договора банковского счета являются субъекты (владелец счета и банк), объект (безналичные расчетные операции), содержание (обязанность банка выполнять безналичные расчетные операции).

Ни в каком другом договоре нельзя обнаружить в совокупности все элементы, присущие договору банковского счета. Следовательно, его необходимо относить к самостоятельному договорному типу.

Договор банковского счета предшествует безналичным расчетным операциям и производен от банковского счета.

Нужно отметить, что в ГК РФ термин «банковский счет» встречается трижды:

- в контексте денежных средств (абзац 2 пункта 4 статьи 185, пункт 3 статьи 810);

- применительно к договорам, заключаемых между банком и владельцем счета либо вкладчиком (главы 44 и 45 ГК),

- в отношении безналичных расчетов (статьи главы 46).

В действующем законодательстве отсутствует понятие банковского счета (по аналогии с денежными средствами). При этом правовой режим операций, проводимых по банковскому счету, регламентирован в зависимости от вида счета (расчетный, текущий, бюджетный и корреспондентский счета), о чем будет рассказано в последующих главах.

Сам договор банковского счета предусмотрен главой 45 Гражданского кодекса РФ. Легальная дефиниция договора дана в статье 845 ГК – согласно ей, «по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций со счета».

Для обеспечения возможности хозяйствующих субъектов осуществлять свою деятельность, а также производить публичные платежи (у государственных органов, по понятным причинам, острота проблемы меньше) ст. 846 ГК предусматривает, что банк не вправе отказать в открытии счета, за исключением отказа, вызванного техническими моментами (отсутствие возможности принять на банковское обслуживание).

При этом договор банковского счета является, по общему правилу, безвозмездным (ст. 851 ГК) – презюмируется, что банк компенсирует свои затраты за счет того, что имеет право использовать денежные средства клиента, находящиеся на счете, гарантируя при этом право последнего беспрепятственно ими распоряжаться (п. 2. ст. 845 ГК).

При этом клиент банка всегда сохраняет право расторгнуть договор банковского счета (ст. 859 ГК).

В публичных интересах банки формируют на каждого из своих клиентов юридическое дело (раздел 10 Инструкции № 28-И), в котором содержится подробная информация об истории их взаимоотношений, в том числе:

- документы, представляемые клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений;

- договор (договоры) банковского счета, счета по вкладу (депозиту), изменения и дополнения к указанным договорам, другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

- документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета;

- утратившие силу карточки;

- переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

- иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

Подводя итог изложенному в первом параграфе, следует сформулировать изложенное в нем в общем виде. Автором выдвинуты следующие тезисы:

- финансовая система России состоит из бюджета, внебюджетных фондов, коммерческих организаций.

- в финансовую систему следует также включать субъектов, осуществляющих распоряжение денежными средствами указанных фондов.

- перераспределение средств в финансовой системе осуществляется посредством безналичных платежей, в связи с чем все ее субъекты имеют банковские счета;

- ввиду важности указанной сферы для публичных отношений, установлен ряд императивных норм, поддерживающих надлежащий баланс – например, запрет на отказ в заключении договора банковского счета, наличие юридических дел на клиентов банков.

- посредниками в перераспределении средств выступают коммерческие банки, а также Банк России (как регулятор и кредитор последней инстанции).

 

Расчетные правоотношения и их место в российском законодательстве

 



2019-07-03 236 Обсуждений (0)
Расчетные правоотношения и их место в российском законодательстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Расчетные правоотношения и их место в российском законодательстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)