Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Безналичные расчеты в налоговых и таможенных отношениях



2019-07-03 295 Обсуждений (0)
Безналичные расчеты в налоговых и таможенных отношениях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Очевидно, что, используясь во всех сферах общественных отношений, безналичные расчеты должны находить применение и в публичных сферах, в том числе в налоговых и таможенных отношениях.

Статья 58 Налогового кодекса РФ[123] устанавливает, что «уплата налогов производится в наличной и безналичной форме». При этом из систематического толкования иных норм Налогового кодекса очевидно, что правилом видится именно уплата в безналичной форме.

Так, уплата в наличной форме допустима только в отношении налогоплательщиков - физических лиц, в то время как организации производят уплату налога платежными поручениями в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса.

Особенности налогового обязательства (по своей сути публично-правового) хорошо иллюстрируют два ограничения, установленных государством не в свою пользу по сравнению с обычным контрагентом в гражданско-правовом обязательстве.

Так, в силу ст. 75 Налогового кодекса, взыскиваемые с налогоплательщика суммы в первую очередь направляются на погашение недоимки, а лишь затем пени, в то время как согласно ст. 319 Гражданского кодекса, основной долг погашается в последнюю очередь.

Еще рельефнее отличия проявляются в моменте исполнения налогового обязательства.

Указанный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ еще в 1998 г., который своим постановлением[124] признал соответствующими Конституции положения, согласно которым обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитной организацией платежа с расчетного счета плательщика независимо от зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет (в гражданско-правовых отношениях, как мы помним, требуется поступление средств на корреспондентский счет получателя).

С 1 января 1999 года действует часть первая Налогового кодекса, согласно п. 2 ст. 45 которого обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, хотя в сам момент предъявления поручения на уплату налога изъятия имущества не происходит.

Указанной статьей предусмотрены два основания, при наличии которых налоговая обязанность не признается исполненной.

Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения.

Возврат платежного поручения может быть произведен только до его исполнения. При этом на практике отмечено, что некоторые банки, оказавшиеся неплатежеспособными, под различными предлогами возвращали клиентам платежные поручения, вследствие чего обязанности последних не считались исполненными.

В поручении должны быть надлежащим образом указаны реквизиты плательщика, получателя денежных средств, обязательные для осуществления банковской операции. В случае отсутствия кодового показателя «основание платежа» налоговые органы самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из оснований платежа. Во избежание подобных ситуаций, с 1 июня 2003 года был введен новый формат платежных поручений[125]., согласно которому в расчетные документы был добавлен новый показатель - дата списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика (поле 71), определяющая момент исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога и сбора. В настоящий момент указанный нормативный акт заменен аналогичным по содержанием Приказом Минфина РФ[126].

Другим основанием считать обязанность по уплате налога неисполненной служит ситуация, при которой на момент предъявления в банк поручения на уплату налога налогоплательщик имеет неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Под достаточностью средств на счете следует понимать наличие остатка денежных средств на счете не ниже суммы всех требований к нему либо выполнение условий, предусмотренных договором счета, позволяющих проводить расчетные операции по всем требованиям, предъявленным к счету, сумма которых превышает сумму остатка денежных средств на счете.

Следует отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда[127], требования по списанию со счета клиента банка неуплаченного налога отличаются от уплаты налога в добровольном порядке. Исполнительные документы имеют приоритет перед добровольной уплатой налога.

Налогоплательщик, сдавший в банк поручение на уплату налога при отсутствии установленных в законе запретов, является исполнившим свои обязанности по уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок соответствующая обязанность исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. При этом используется уже иная форма безналичных расчетов – инкассовые поручения.

При этом в случае направления инкассового поручения налогового органа обязанность налогоплательщика по уплате налога нужно считать исполненной только с момента списания платежа с расчетного счета налогоплательщика, так как было бы нелогичным распространять правила о моменте исполнения обязанности по уплате налога, установленных для добровольной уплаты, на случаи принудительного взыскания недоимки.

По общему правилу (статья 60 НК РФ) банк налогоплательщика должен списать денежные средства со счета клиента и перечислить их со своего корреспондентского счета в течение одного операционного дня.

Вопросы добросовестности налогоплательщика

В связи с тем, что ряд организаций стали пользоваться разъяснениями Конституционного суда и правилом ст. 45 НК для ухода от платежа налогов, например, путем уплаты налогов через банки, близкие к банкротству, не имеющие остатков на корреспондентских счетах, практикой была выработана доктрина добросовестности налогоплательщика.

Так, Конституционный Суд разъяснил[128], что установленные им правила (о недопустимости повторного списания налогов со счетов лиц, предъявивших надлежащее поручение на уплату налога, не выполненное в связи с отсутствием средств у банка) распространяются только на добросовестных налогоплательщиков.

В результате на настоящий момент судебной практикой выработаны определенные критерии, позволяющие говорить о недобросовестности налогоплательщика. К ним, например, относят:

- открытие нового счета в банке, имеющем проблемы с проведением платежей (постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2002 г. № 7374/01)[129];

- создание остатка средств на банковском счете при отсутствии реальной возможности проведения платежей у банка из-за отсутствия средств на его корреспондентском счете (постановление Президиума ВАС РФ от 17.10.2000 г. № 3561/00);[130]

- проведение платежей по иным обязательствам через другие банковские счета (постановление Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 г. № 2635/01)[131].

В связи с этим налоговые органы активно пользуются предоставленным им уже цитированным Определением №138-О правом «систематически информировать налогоплательщиков о тех банках, к услугам которых для перечисления налоговых платежей прибегать не следует» и составляют списки «проблемных» банков, которые активно доводят до сведения налогоплательщиков.

Уплата таможенных платежей

Обязанность уплачивать таможенные платежи можно считать публичной обязанностью. Хотя частично правовые нормы, регулирующие соответствующие отношения пересекаются с нормами налогового законодательства, тем не менее, они обладают значительным своеобразием.

Правовая природа таможенной пошлины позволяет определить его в качестве такого обязательного публично-правового платежа, как сбор. Это можно утверждать исходя из следующего:

- индивидуально возмездного характера таможенной пошлины, так как ее внесение связано с удовлетворением специального интереса плательщика пошлины.

- безэквивалентность таможенной пошлины, так как налицо несоответствие предоставляемого плательщику пошлины блага в виде юридически значимого действия (выпуска товара) сумме уплачиваемого взноса, с одной стороны, и несоответствие уплачиваемого взноса издержкам публичного субъекта - получателя платежа - с другой.

- фискальный характер таможенной пошлины. Исходя из п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, сборы, так же как и налоги, относятся к налоговым доходам бюджетов. Указанный признак является общим для всех обязательных платежей, как налогов, так и сборов, и, следовательно, является одним из признаков, относящих таможенную пошлину к системе налогов и сборов[132].

Согласно ст. 332 Таможенного кодекса[133], обязанность плательщика считается исполненной с момента списания денежных средств с его счета в кредитной организации. Уже в этом можно наблюдать существенное различие по сравнению с аналогичными нормами статьи 45 Налогового кодекса.

Интересным представляется отметить тот факт, что, несмотря на указанную норму, на практике таможенные органы производят оформление товаров при условии фактического поступления подлежащих уплате сумм на счет таможенного органа. Указанная позиция базируется на указание Государственного таможенного комитета РФ от 10 декабря 1996 г. № 01-14/1344 «Об уплате таможенных платежей»[134], действующем до сих пор, несмотря на принятие нового Таможенного кодекса, включающего в себя приведенную выше норму.

Конституционный суд, давая оценку указанной ситуации отметил[135], что по общему правилу в силу ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется.

Соответственно, изложенная в уже приводившемся постановлении Конституционного Суда от 12 октября 1998 года правовая позиция, согласно которой обязанность по уплате налога прекращается со дня списания кредитными учреждениями платежа с расчетного счета плательщика, не может быть в полной мере распространена на таможенные платежи.

В заключении суд создал очень удивительную конструкцию, констатировав, что «декларант свою обязанность по уплате таможенных платежей исполняет в момент списания его денежных средств со счета в банке. Вместе с тем, исполнение обязанности по уплате таможенных платежей не создает обязанности таможенного органа произвести таможенное оформление товара без поступления денежных средств на счет таможенного органа». Учитывая, что все действия заинтересованное лицо совершает лишь в расчете на ответное действие государственного органа (правовая природа таможенной пошлины показывалась выше), остаются непонятными трансформации, происходящие с правоотношением в период с момента списания средств с расчетного счета плательщика и до момента их поступления на счет таможенного органа.

Безналичные расчеты при принудительном взыскании таможенных платежей

Согласно ст. 348 Таможенного кодекса, в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин и налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины и налоги принудительно. Принудительное взыскание таможенных пошлин и налогов производится путем взыскания с ответственных за их уплату лиц.

Принудительному взысканию предшествует требование об уплате - письменное извещение таможенного органа о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты (ст. 350 ТК РФ). Оно направляется плательщику в течение десяти дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, а срок его исполнения составляет не менее десяти и не более двадцати рабочих дней со дня получения требования.

В случае же неисполнения требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки, согласно ст. 351 Таможенного кодекса, таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке.

На основании этого решения таможенным органом используется уже такая форма безналичных расчетов, как инкассовые поручения (п. 3 ст. 351 Таможенного кодекса). В силу прямого указания п. 5 ст. 351, к инкассовому поручению таможенного органа применяются те же сроки, что и для исполнения поручения налогового органа, то есть не позднее одного операционного дня с момента получения инкассового поручения. Разумеется, указанные сроки применяются при достаточности денежных средств на счете налогоплательщика, в противном случае сроком будет являться один операционный день с момента поступления средств на расчетные рублевые счета налогоплательщика и два операционных дня с момента поступления средств на расчетные валютные счета (п. 6. ст. 46 Налогового кодекса).

Интересным представляется отметить также тот факт, что в отличие практически от всех отраслей законодательства Российской Федерации, в которых применяется презумпция невиновности, предусматривающая обязанность уполномоченных государственных доказывать наличие вины нарушителя, в таможенных отношениях действует абсолютно противоположное правило – презумпция виновности нарушителя.

Причем указанное правило нашло поддержку и в Конституционном суде Российском Федерации, в Постановлении № 7-П от 27 апреля 2001 г. указавшего[136], что «в процессе правового регулирования видов юридической ответственности законодатель вправе решать вопрос о распределении бремени доказывания вины … По смыслу … положений ТК РФ … организации не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры».

Многое как в процитированной части, так и во всем постановлении видится не вполне верным и делающим излишний упор на публичные аспекты, не вдаваясь в полемику уместным представляется только сослаться на особое мнение по указанному вопросу судьи А.Кононова, содержащее значительно более соответствующую как духу, так и букве Конституции позицию.

 



2019-07-03 295 Обсуждений (0)
Безналичные расчеты в налоговых и таможенных отношениях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Безналичные расчеты в налоговых и таможенных отношениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)