Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие социальной адаптации, и её основные формы



2019-07-03 494 Обсуждений (0)
Понятие социальной адаптации, и её основные формы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальная адаптация является объектом исследования различных отраслей знания в области как естественных, так и гуманитарных наук. Наиболее широко представлена и изучена проблема адаптации в биологии. Начиная с Ж.Бюффона[3], обосновавшего зависимость организмов от их приспособления к окружающей среде, адаптация была предметом исследования практически всех выдающихся биологов: К. Бэра; А.Вейсмана, Ч.Дарвина, Н.Я.Данилевского, К.М.Завадского, Ж.Б.Ламарка, И.П.Павлова, А. Н. Северцова, И. М. Сеченова, Ж. Сент-Илера, А. Д. Слонима, Н. В. Тимофеева-Ресовского, А. А. Ухтомского, Г.И. Царегородцева, И. И. Шмальгаузена и др.

Основные идеи адаптации, заложенные и разработанные в биологии, оказали соответствующее влияние на становление и развитие данного понятия в других научных дисциплинах, в том числе и в социологии. История биологических воззрений на адаптацию человека явилась практически зеркальным отображением этапов развития социологической мысли. Идея прямого приспособления к условиям среды, теперь уже социальной оказалась не менее привлекательной и жизнеспособной. Однако, в отличие от биологических дисциплин; в социологии адаптация долгое время не исследовалась как самостоятельный предмет. Наряду с другими общественными науками (философией, психологией, демографией) социологи использовали для понимания и описания социальных процессов важнейшие достижения биологии, в том числе и категорию адаптации. В числе первых обратился к проблеме адаптации английский социолог Г.Спенсер. Представляя общество как «социальный организм», Г.Спенсер распространял на него и законы биологической адаптации[4]. Несмотря на увлеченность эволюционной теорией Ч.Дарвина и убежденность в необходимости применения идеи естественного отбора к обеспечению общественного устройства (социальный дарвинизм), Г.Спенсер фактически поддерживал и развивал механоламаркистское направление в понимании адаптации. В предложенной им «теории равновесия» адаптация понималась как устойчивое уравновешивание организма (индивида) со средой' (обществом), в результате чего происходит усложнение общественного устройства, повышение его «функциональности».[5]

Социологические воззрения на адаптацию и других ученых начала XX века также развивались под воздействием учения о борьбе за существование и естественном отборе. Широкую известность получили труды польско-американского социолога Ф. Знанецкого, рассматривавшего адаптацию через взаимодействие социальных ценностей (как характеристики общества) и социальной установки (как характеристики личности). Несомненной заслугой Ф. Знанецкого явилось раскрытие процесса социальной адаптации через усвоение личностью социального опыта, ее «социальное действие», обусловленное переживанием личностью социальной ценности[6]. Изучая адаптацию польских крестьян-эмигрантов в, Америке,
У. Томаси и Ф. Знанецкий убедительно показали, что процесс адаптации человека прежде всего социален.

Собственно социологический подход к рассмотрению адаптации представлен в трудах выдающихся западных социологов Э.Дюркгейма, М. Вебера; Т. Парсонса и Р.Мертона.

По Э. Дюркгейму, адаптация представляет собой приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам. Ha индивидуальном уровне адаптация выражается в принятии человеком господствующей общественной морали, осознании своего «долга» перед обществом, что проявляется в его мыслях, целях, деяниях. На уровне всего общества адаптация выражается, прежде всего, в наличии самих норм; квинтэссенция адаптации заключается в существовании общественной морали, разделяемой всеми членами общества. Нормы первичны, «позитивны», человек и его индивидуальное сознание вторичны.

Функционально адаптация человека представляет собой процесс усвоения; «интериоризации» существующих норм. Любые отклонения от принятия человеком этих норм являются социальной патологией. Отсутствие норм, их «слабость», множественность, расплывчатость - это патология общества[7]. Несмотря на то, что Э. Дюркгейм не использовал термина «адаптация», его шкала «норма - патология» полностью идентична понятиям адаптации - дезадаптации, а позитивистское понимание адаптации как принятия и слепого усвоения индивидом условий социальной среды соответствовало ламарковскому прямому приспособлению. Полностью игнорировалась роль личности, а адаптация выступала как процесс противоположный социальному прогрессу.

В психологии понятие адаптации употребля­ется в значении приспосабливать, прилаживать, устраивать. Исследователи, имея различные мировоззренческие позиции, используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зренияопределенной науки.

Необихевиорист Г. Айзенк и его сотрудники определяют адаптацию следующим образом. Во-первых, это состояние, в котором потребности индивида, с одной сто­роны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гар­монии между индивидом и природной или социальной средой. Во-вторых, это про­цесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается. Существен­но, что состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике достижима лишь относительная адаптация в смысле оп­тимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отно­шений со средой.

Более интересно интеракционистское определение адаптации личности. Представители интеракционистского направления разли­чают адаптацию ( adaptation ) и приспособление ( adjustment ). В частности, Т. Шибутани отмечает, что каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволя­ющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как фор­мы адаптации ( adaptation ). Адаптация относится к более стабильным решениям – хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к при­емам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений. Понятие "приспособление" ( adjustment ) относится к тому, как организм приспосаб­ливается к требованиям специфических ситуаций.

В отечественной литературе по исследуемой проблеме не сложилось однозначно­го определения понятия адаптации (социальной адаптации). Повышение интереса к разработке теории адаптации применительно к социальной среде прослеживается с 1960-х годов[8].

Согласно Д. Ольшанскому, социальная адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта[9].

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступаеткак единство аккомодации (усвоение правил среды, "уподобление" ей) и ассимиляции ("уподобление" себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздей­ствуют на среду. Отсюда - адаптивная и одновременно адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социали­зации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю.

П. Карако отмечает, что в процессе социальной адаптации устанавливаются соот­ношения, которые обеспечивают развитие как личности и социальной группы, так и среды (микросреды). При этом социальная адаптация охватывает биологическую, психическую и социальную сферы бытия человека[10]. Правда, диа­пазон возможностей развития для личности или социальной группы, с одной сторо­ны, и среды (очевидно, под средой автор понимает общество или какую-либо его подсистему) - с другой, не всегда можно уловить.

Таким образом, анализ показывает, что в настоящее время существует в основном два вида подхода к пониманию сущности «адаптации человека».

Представители первого направления сущность адаптации видят в приспособлении организма и личности к воздействию новых раздражителей или к изменившимся условиям деятельности и жизни в целом (А. Таланкин, 1929; Г. Хаханьян, 1929; Г.Д. Луков, 1960; Н.Ф. Феденко, 1962, 1984; С. Кабели, 1975; Л.Ф. Железняк, 1979, 1982, 1984; Я.В. Подоляк, 1987 г.).

Основным содержанием процесса адаптации они считают привыкание, изменение (ломку) старого динамического стереотипа и формирование нового.

Такой подход вполне правомерен при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека к соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации бывшего военнослужащего к социальным и социально-психологическим факторам гражданской жизни после увольнения.

Первый подход к пониманию сущности адаптации состоит в том, что адаптация - приспособительный процесс «приноравливания», «вживания», «приспособления» человека к новым условиям жизнедеятельности. Истоки этого направления лежат в преимущественно биологическом понимании адаптации, которое не учитывает ее сложной социальной детерминированности, активности сознания человека. Неудовлетворенность «традиционным» взглядом на адаптацию личности как только приспособление, привыкание к определенным условиям вызвала ряд работ, в которых делаются попытки выйти за рамки привычного определения данного явления.

Сторонники второго направления полагают, что в процессе адаптации личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней, приспосабливая ее к себе, изменяя в собственных интересах. Этот подход позволяет адекватно понять сущность активности личности в процессе адаптации ее в коллективе, разграничить понятия биологической и социальной адаптации как взаимосвязанных, но разноуровневых явлений. Приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир исходным своим интересам - в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже были и есть и которые постепенно обнаруживаются.

Таким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в условиях новой деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом (индивидуальным или родовым).

Порой смешивают понятия «приспособление» и «адаптация». Если в первом случае человек полностью принимает условия сложившейся ситуации и пассивно приспосабливается к ее требованиям, то в процессе адаптации человек активен: он анализирует, выбирает, осваивает продуктивные способы и приемы, которые помогают справиться с типичными проблемами. «Успешность социальной адаптации, - подчеркивает Л. Н. Собчик, - это хорошо сбалансированное соотношение между потребностями человека и требованиями социальной среды». При этом личность не уходит от сложных жизненных ситуаций, не использует стратегию «бегства от проблемы», а творчески и целеустремленно преобразует себя, а сложившуюся жизненную ситуацию она использует как возможность для того, чтобы достичь своих целей, реализовать основные притязания. Человек перестает быть «пешкой» и становится «автором и режиссером своей жизни»: вместо пассивного ожидания помощи и указаний со стороны он сам планирует и осуществляет свое будущее»[11].

Военные психологи и социологи высказывают различные точки зрения на явление социальной адаптации. Необходимо отметить, что в основном проблемы адаптации ими анализируются в рамках института Вооруженных Сил, воинского коллектива, имеющих довольно четкую структуру и организацию, позволяющих моделировать социальные процессы и явления с большей достоверностью, чем в гражданском обществе.

Известно, что адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. Разновидностью соперничества выступает конфликт, каждая из сто­рон которого стремится к тому, чтобы цели оппонента не осуществились или даже желает ликвидировать влияние ценностей противника, а иногда и его самого. И со­перничество, и сотрудничество прежде всего характеризуются познавательными процессами - личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситу­ацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации. В про­цессе адаптации, кроме того, немалую роль может играть переориентация личности, т.е. выработка таких оценок и такого понимания ситуации, которые не противоре­чат ценностям и ценностным ориентациям новой группы.

Человек может встречаться с представителями таких возрастных, профессио­нальных и других групп, для общения с которыми у него нет ни знаний, ни навыков. В силу того, что умения и навыки связаны со способностями индивида (выступают как актуализация способностей и склонностей), может оказаться, что он не в состоя­нии нормально общаться с некоторыми категориями людей, и встреча с ними (и тем более совместная деятельность) для человека проблематична. Адаптация личности в группе также становится для нее затруднительной, если она ошибочно наделяет членов группы несвойственными им чертами (не хватило знаний, опыта, рассуди­тельности, проницательности) и начинает действовать в соответствии со своими взглядами, недооценивая или переоценивая этих людей. В ходе продолжительной адаптации человека к такой деятельности, к которой он не расположен, может проис­ходить изменение его личностных характеристик, обусловленное особенностями структуры указанного вида деятельности.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что роль социализации в формировании лич­ности трудно переоценить. Социализация, по сути, - единственный путь формирова­ния и развития личности. Выделенные формы (интериоризация и социальная адаптация) могут быть представлены лишь условно, в действительности они тесно переплетены, взаимосвязаны, представляют неразрывное, неделимое единство. Кроме того, надо учитывать, что понятие адаптации многозначно и может рассмат­риваться также и как этап социализации личности, как ее адаптированность к тем или иным общественным или же внутригрупповым условиям.




2019-07-03 494 Обсуждений (0)
Понятие социальной адаптации, и её основные формы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие социальной адаптации, и её основные формы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)