Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обоснование выбора метода глубинного интервью.



2019-07-03 379 Обсуждений (0)
Обоснование выбора метода глубинного интервью. 0.00 из 5.00 0 оценок




В исследовании использован метод глубинного полуструктури-рованного интервью, т.е. был разработан набор вопросов, но их формулировки определялись конкретной ситуацией.

Объем выборки Тип выборки Единица наблюдения География
5 Гнездовая Граждане, уволенные с военной службы по контракту Астраханская область

 

В настоящем исследовании метод глубинного интервью более адекватен, так как проблема социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, затрагивает глубоко личные, интимные переживания респондентов, которые невозможно обсуждать в широком кругу и сложно описать используя только жёстко структурированные анкеты.

 

Сравнительный анализ проведённых исследований

 

В результате сравнительного анализа результатов ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы и глубинного интервью по проблемам социальной адаптации проведенного с пятью респондентами, уволенными с военной службы в течение 2005-2008 гг. (приложение №1), можно отметить, что в условиях современного рынка труда военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей можно выделить как обособленную группу, нуждающуюся в помощи при трудоустройстве и профессиональной переподготовке. Респондентами стали военные, служившие в званиях, старшего офицера (40%), младшего офицера (40 %) и прапорщика (20 %).

Анализ результатов, полученных методом глубинного интервью показал, что интервью позволило выявить скрытые проблемы социальной адаптации граждан.

Основными причинами нежелания продлить контракт являются: необеспеченность жильем, недостаточный размер и несвоевременность выплаты денежного содержания, проблема трудоустройства членов семьи военнослужащих и т.д.

Для каждого из респондентов отсутствие гражданской профессии, специальности затрудняет их трудоустройство.

Полученные ответы позволяют сделать вывод о том, что четверо граждан по разным причинам с системой подготовки (переподготовки) на новые специальности не связаны никак.

Из ответов одного респондента следует, что он проходил специальное обучение.

Двое респондентов трудоустраивались с помощью знакомых, родственников и друзей. Самостоятельно, с помощью разного рода объявлений, нашли работу, также, двое опрошенных. С помощью федеральных центров занятости, региональных центров социальной адаптации военнослужащих, получил работу один респондент. Помощь от общественных организаций ветеранов военной службы никто не получал.

Трое бывших военнослужащих в возрасте от 33 до 40 лет работают государственными служащими, имеет постоянную работу на государственном предприятии один, постоянную работу по найму в частной фирме имеет один респондент.

Регион для проживания после увольнения из армии – Астрахань и Астраханская область. Имеют жилую площадь для проживания в Астраханской области - трое военнослужащих, имеют жилую площадь у родственников - двое, комнату в общежитии – один. При этом двое бывших военнослужащих готовы ради получения квартиры поменять место жительства. Главными причинами увольнения для респондентов по результатам интервью было сокращение штатов и окончание срока контракта.

Военнослужащие имеют, наряду с военной и гражданские специальности: специалист в сфере промышленности и сфере обслуживания. Двое военнослужащих не имеют гражданской специальности. Имеющие гражданскую специальность военнослужащие не испытывают уверенности в трудоустройстве, при этом надо учитывать, что оценка своих перспектив трудоустройства является одним из факторов, формирующих желание освоить новую профессию. Исходя из вышесказанного,  можно  отметить,  что  немаловажное  значение  имеет дополнительная профессиональная подготовка по уже имеющейся специальности для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Оценивая свои возможности овладеть специальностью без специальной подготовки, военнослужащие отмечают следующие специальности: охранник, водитель , программист, менеджер.

Уровень своей информированности о перспективах трудовой деятельности военнослужащие оценивают следующим образом: «имею некоторое представление» — двое; «знаю и имею возможность достичь желаемого в сфере занятости» — двое; «достаточно низкий, что делать не знаю» — один. Из приведенных данных можно заключить, что уровень информированности военнослужащих по вопросам трудоустройства находится на довольно низком уровне. При этом военнослужащие достаточно четко представляют сферу производства, где они хотели бы работать после увольнения из армии.

 По результатам опроса характерна ориентация на такие сферы, как госслужба и управление, охранная деятельность, транспорт и связь.

Не привлекает военнослужащих работа в строительстве, в сфере образования, в сельском хозяйстве (не было дано ни одного положительного ответа). В то же время нужно отметить, что в интервью, проводимом с гражданами, уволенными с военной службы по контракту, довольно высок процент ответов «не могу сказать точно», что доказывает необходимость работы по профессиональной ориентации с этой группой бывших военнослужащих.

Для бывших военнослужащих характерно стремление пройти переподготовку. При выборе специальности, по которой они хотели бы пройти переподготовку, респонденты отмечают такие признаки, как надежность, гарантия трудоустройства, высокий заработок, сохранение социального статуса, легкость и быстрота освоения.

Также интересны для военнослужащих специальности: оператор ЭBM, налоговый инспектор, электрик, инженер, юрист, кадровик, адвокат, специалист по оптовой торговле. При этом предпочтение отдается учебным центрам службы занятости и учебным центрам на базе вузов, а для одного респондента организация, осуществляющая переподготовку, не имеет значения. Уровень переобучения для военнослужащих имеет также немаловажное значение.

 Для большинства важно повышение квалификации по уже имеющейся гражданской специальности и первичная профессиональная подготовка по рабочей специальности. Учитывая привлекательность специальностей менеджера, экономиста, финансиста, при выборе требований по переподготовке военнослужащие указывают: изучение основ управления, бухучета, права и навыков в избранной сфере деятельности; практические навыки; дополнительные знания и навыки (иностранные языки, экономика, право, психология).

Военнослужащие отдают предпочтение вечерней и заочной форме обучения. Большинство хотело бы посещать учебное заведение, расположенное близко к дому. Предпочтительными сроками обучения для респондентов являются от трех до шести месяцев. Для большинства респондентов оплата переобучения является неприемлемой, двое военнослужащих согласны на частичную оплату услуг.

В данный период наиболее благоприятной трудовой нишей для военнослужащих, увольняемых в запас, является предпринимательская деятельность. Но интервью показало, что только у одного бывшего военнослужащих были мысли о создании своего дела в сфере торгово-посреднической деятельности. Для двух респондентов предпринимательская деятельность является привлекательной, один респондент готов заняться предпринимательством, а для одного респондента это неприемлемо. Для желающих заниматься предпринимательством препятствиями являются: отсутствие личных средств, отсутствие специальной подготовки, отсутствие экономических условий. Наиболее привлекательной для респондентов является работа в качестве владельца или руководителя коммерческой организации и в качестве наёмного специалиста коммерческой организации.

Немаловажным фактором для военнослужащих, увольняемых в запас, в настоящее время является доступность информации о ситуации на рынке труда, о перспективах трудоустройства по имеющейся у военнослужащих специальности, о перспективах трудоустройства по вновь полученной специальности. Считают недостаточной свою информированность трое респондентов.

Несмотря на нестабильное положение в армии и общую обстановку в стране, а также принимая во внимание неясность личных перспектив в дальнейшей жизни, большинство респондентов характеризуют своё психологическое состояние как «оптимизм, активность». Но в то же время один из бывших военнослужащих, уволенных с военной службы по контракту, отмечает тревожность и неуверенность.

Необходимость консультаций специалистов по вопросам занятости признается большим числом респондентов. Существование сильной потребности отмечают двое и считают, что такая потребность существует в той или иной мере.

Основные направления работы органов занятости, названные респондентами, - это подбор постоянной, временной или подходящей работы; приведение в соответствие профессиональных интересов и притязаний человека к ситуации на рынке труда, определение наиболее приемлемых вариантов профессионального переобучения; информирование человека о его реальном положении и перспективах на рынке труда.

Респонденты не дали ни одного положительного ответа на вопрос о потребности проведения психологической диагностики, выявлении социально-психологических и психофизиологических особенностей человека, что может говорить о неадекватной оценке военнослужащими, увольняемыми в запас, своих перспектив на рынке труда. По их мнению, чтобы добиться успеха в жизни, необходимы: протекция и знакомство, деньги, способности и талант, дружеские связи, предприимчивость, хорошее образование. Меньше всего военнослужащие надеются на помощь государства.

Таким образом, можно нарисовать социальный портрет среднего военнослужащего, увольняемого с военной службы по контракту. Это человек от 25 до 45 лет с высшим военным образованием, в звании капитана или майора, отслуживший от 5 лет и больше, не имеющий гражданской специальности, не уверенный в своем быстром трудоустройстве после увольнения из армии, желающий переобучаться и получить новую специальность, считающий, что мог бы заниматься предпринимательской деятельностью.  У  этого  человека  четко  выражено  стремление  найти высокооплачиваемую работу.

Интересен тот факт, что подавляющее большинство военнослужащих, уволенных в запас, желают пройти переобучение, что приводит к мысли о необходимости опережающего образования, в частности заочного или дистанционного обучения, которое можно проводить заблаговременно, параллельно с прохождением военной службы, для смягчения психологических последствий увольнения из армии.

Приведенные данные свидетельствуют о снижающейся роли государственных структур в оказании помощи бывшим военнослужащим. Подавляющее большинство респондентов проблемы своего трудоустройства и социальной адаптации вынуждены решать самостоятельно, не надеясь на помощь государства, а рассчитывая только на себя и на помощь родственников, близких друзей. Эта ситуация также свидетельствует о падении престижа военной службы в обществе.

Как определенный тип личности гражданин, увольняемый в запас, вынужден, прежде всего, подготовиться к принятию норм и ценностей новой социальной среды, которые существенным образом отличаются от сложившихся при службе в Вооруженных Силах.

Социальный опыт всех категорий военнослужащих, уволенных в запас, имеет специфические различия. Это рождает различия в подготовленности к самому процессу социальной адаптации при увольнении из рядов Вооруженных сил.

У категории офицеров командного звена эта готовность проявляется в узко специфических военных занятиях и навыках, командно-административном стиле руководства людьми и привычке быть одновременно и начальником, и подчиненным. Пребывание в жестко иерархической системе зависимости формирует такое качество личности, как конформизм, то есть неосознанное подчинение влиянию той социальной сферы, в которую она включена, что откладывает отпечаток на процесс принятия решения, сохраняя разумную инициативу. Эта категория военнослужащих отличается физической подготовкой, исполнительностью, решительностью, волей, умением выполнять приказы, жестким стереотипом действий в любой обстановке. Как правило, у офицеров этой категории есть специальности, применимые к гражданской жизни, но в процессе службы практические навыки этой специальности бывают утеряны. Увольнение из армейских рядов они переносят сложно и трудно. Для них рекомендуются профессии, связанные с четкой ориентацией действий и организованности, исполнительностью (силовые и частные охранные структуры, военизированные пожарные службы, фермерство, преподавание в учебных заведениях основ обеспечения безопасности жизнедеятельности).

Другая категория – офицеры инженерно-технического состава различных специальностей, не имевшие в подчинении большого количества строевых солдат. Это хорошие специалисты в своем деле, обладающие большим интеллектуальным и профессиональным потенциалом. Именно военнослужащие этой категории легче находят себе работу на основе своей воинской специальности. Но поскольку не все специальности востребованы на «гражданке», трудоустройство офицеров со специфическими военными специальностями сильно затруднено. Например, достаточно сложно адаптироваться военному вертолетчику, даже если он уйдет в гражданскую авиацию, или радиоинженеру зенитно-ракетного комплекса, в связи с отсутствием в гражданской жизни идентичной специальности. В то же время лица, работавшие на ЭВМ в армии, быстрее включаются в гражданскую жизнь, так как на их специальность есть спрос. Офицерам данной группы можно рекомендовать профессии, связанные с хорошим знанием технологий современного бизнеса, организатора предприятия по ремонту и обслуживанию средств электронно-вычислительной техники, специалиста по компьютерным технологиям.

Офицеры воспитательных структур хорошо разбираются в закономерностях общественного процесса и психологии человека, умеют профессионально работать с людьми, обладают пропагандистскими и педагогическими способностями. И переквалифицироваться они могут на различные направления деятельности гуманитарного характера. Переход на гражданские специальности переносят безболезненно. Эта категория обычно становится менеджерами различного уровня, воспитателями, учителями, преподавателями, и т. п.

Некоторые прапорщики и мичманы имеют более низкую образовательную базу, чем офицеры, но более высокую приспособляемость к практической жизни. У этой категории увольняемых в запас переход к гражданской жизни связан не только с изменением профессионального и социального статуса, но и с необходимостью повысить свой образовательный уровень и сформировать недостающие качества, обеспечивающие адаптивное поведение. Это изменение привычных отношений с определенным кругом людей, смена связей, образа жизни, стереотипов поведения и мышления.

В целом всем категориям уволенных военнослужащих для более успешной социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности необходимо мотивировать их к профессиональной переориентации, а также сформировать такие качества, как коммуникабельность, умение находить и поддерживать контакты с людьми, доброжелательность.

Готовность к профессии – это состояние человека, характеризующееся уровнем формирования ряда личностных качеств, влияющих на эффективность профессиональной переориентации, и наличием определенных знаний и умений, которые необходимы для грамотного практического осуществления.

В условиях переориентации достаточно велика роль такого индивидуального качества, как способ реагирования на изменения жизненных обстоятельств и встречающиеся трудности. Он формируется на ранних этапах жизненного пути и зависит от опыта пройденных личностью ситуаций их разрешения, от насыщенности жизни человека этими событиями. Успешный выбор новой профессии зависит от характера человека, стиля поведения, его жизненной активности, умения обосновывать и отстаивать свои позиции, планировать свои действия с учетом личных мотивов и целей.

Сам процесс переориентации – это специфический вид деятельности, связанный со сбором и анализом информации о рынке труда, изучением собственных возможностей поиска оптимального для себя рабочего места, оформления трудового соглашения, вхождения в новую должность.

Психологическая готовность к профессиональной переориентации – это длительное состояние человека, зависящее от его самооценки, субъективного опыта, личной самобытности. Это соотносится с задачами психологического воздействия на личность уволенного военнослужащего и способствует социальной адаптации.

Психологическое воздействие включает в себя личностно-ориентированный подход, а именно:

- изучение и учет индивидуальных особенностей личности;

- влияние на различные сферы личности: сознание, эмоционально-волевую и поведенческую;

- адекватное сочетание индивидуально-групповых форм воздействия, где каждому человеку предоставляется информация, психологическая поддержка, прогнозирование, планирование карьеры, оказывается содействие в трудоустройстве, предпринимательской деятельности с рефлексией полученных результатов.

В связи с этим кардинальным образом возрастает значимость деятельности центров социальной адаптации как военнослужащих, уволенных в запас, так и членов их семей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительный анализ проведённых исследований социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту, позволяет сделать следующие выводы:

На гражданина, ставшего военнослужащим, возлагается исполнение определенных обязанностей, он приобретает особые права, на него возлагается повышенная ответственность.

Социальная адаптация бывших военнослужащих и членов их семей рассматривается как интерактивный процесс, в ходе которого, с одной стороны бывшие военнослужащие осваивают новую социальную среду, приобретают новый социальный и профессиональный статус и соответствующие социальные роли, а с другой стороны, оказывают влияние на социальную среду, адаптируя ее в соответствии со своими потребностями и потребностями социума, в который они адаптируются.

На основании данных статистики, мониторинга и социологических исследований можно выявить состояние динамику процесса адаптации, военнослужащих, проходящего в виде этапов: подготовительного, психологических реакций, реадаптации: и приобретения черт нового социального статуса.

Прохождение процесса адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, осложняется ненадежностью социальных гарантий, необязательностью их выполнения, резким падением экономической стабильности семей военнослужащих, уволенных с военной службы, чувством неуверенности в завтрашнем дне, что требует поиска новых форм социальной защиты этой категории населения.

 Важная роль в социальной адаптации лиц, уволенных в запас, отводится их занятости. Ведущим аспектом социально-профессиональных ориентации военнослужащих, уволенных с военной службы на рынке труда является связь системы переподготовки с последующим трудоустройством и развитие системы социально-психологической помощи, включающие первичную, квалифицированную и специализированную виды помощи.

В ходе социально-экономических реформ происходит формирование системы адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, внедряются конкретные целевые: программы социальной поддержки, создаются специализированные центры социального обслуживания, способствующие в целом их социальной защиты.

Основными проблемами социальной адаптации бывших военнослужащих являются:

– несовершенство российского законодательства по переподготовке увольняемых военнослужащих. В настоящее время федеральным законодательством предоставлено право увольняемым военнослужащим на бесплатную переподготовку по одной из гражданских специальностей на последнем году службы. Однако порядок финансирования законодательством не определен. В то же время законодательством не определяется возможность финансирования профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих из бюджетов субъектов Российской Федерации;

– отсутствие финансирования переподготовки из федерального бюджета;

– слабая техническая оснащенность справочно-консультационных пунктов (СКП), созданных в воинских частях и гарнизонах.

Обеспечение успешной социальной адаптации военнослужащих запаса - это проблема и личностная, и государственная. Решение этой проблемы даст возможность людям безболезненно перейти к новым видам деятельности, позволяет обществу эффективно использовать подготовленных специалистов в интересах экономического развития, поможет данной категории населения на равных конкурировать на рынках труда.

Проведенное социологическое исследование с помощью метода глубинного интервью показало, что большинство бывших военнослужащих испытывают серьезные трудности при вхождении в новую социальную среду.

Ориентация на размещение центров переподготовки военнослужащих в крупных городах и в европейской части страны привела к потере управления процессами, происходящими в местах компактного проживания военнослужащих в бывших военных городках, гарнизонах, на военных базах. Процесс реформирования Вооруженных Сил привел к деформированию конверсионного процесса и вывел многие населенные пункты (бывшие гарнизоны) из-под контроля военных структур: в итоге население бывших военных городков практически оказалось брошенным на произвол судьбы.

Таким образом, социальная адаптация становится для большинства уволенных военнослужащих сложным процессом: необходимо освоить новые социальные роли, сформировать адекватную самооценку, обрести новую профессию. Им трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источниках информации, соотнести свои возможности с требованиями различных видов труда, осуществить поиск вакантных должностей и заключить трудовые договоры. Все это ведет к тому, что люди, способные внести свой вклад в преобразование российского общества, оказываются незащищенной частью населения. Серьезные трудности с подбором гражданской профессии испытывают до 70% уволенных в запас офицеров, многие из них больше года после увольнения из рядов Вооруженных Сил остаются безработными.

Решить эту проблему – значит оказать квалифицированную социальную помощь бывшим военнослужащим. Это под силу лишь специалистам, целенаправленно работающим с гражданами уволенными с военной службы в государственных и муниципальных структурах.


Список использованной литературы

 

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, 1993, № 237(с изменениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. №20, от 10 февраля 1996 г. №173, от 9 июня 2001 г. №679, от 25 июля 2003 г. № 841, 12 июля 2007 № 5-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 28.03.98 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и воен­ной службе" (с изм. и доп.)

3. Федеральный закон от 27.05.98 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп.)

4. Указ Президента РФ от 16.09.99 № 1237 "Вопросы прохождения военной служ­бы" (с изм. и доп.).

5. Приказ Министерства обороны от 2 октября 2003 года, №345 «О повышении довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту»\\Российская газета от 17 окт., 2003.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701 "О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей"

7. Бахрах Д. Н. Государственная служба России: Учебное пособие. М., 2007.

8. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

9. Деготь Б.А., Семенец Н.Я. Социальная защита граждан, уволенных с военной службы. Саратов, 1997.

10. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

11. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. - М.: Академический Проект, 2003.

12. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль. М., 1996.

13. Карако П. С. Адаптация // Новейший философский словарь. Минск. 1998.

14. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., 2002.

15. Корель Л.В. Социология адаптации: этюды апологии. Новосибирск, 1997.

16. Кравченко Н. Поддержка бывших военнослужащих // Человеческие ресурсы. 2005. № 2. С. 24-25.

17. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации - теория и практика правового регулирования. М., 2004.

18. Кузнецов П.С. Социологическая теория социальной адаптации: Автореф. дис....д-ра социол. наук: Саратовский государственный технический ун-т.- Саратов, 2000.

19. Лазарев Б.М. Государственная служба. - М., 2003.

20. Мальцев И.В., Соловьев С.С. Социальные проблемы бывших кадровых военнослужащих // Социс. 2006. № 4. С. 70-81.

21. Мищенко А.И. Социологический анализ процесса социальной адаптации ветеранов Афганской войны: Дис. … канд. социол. наук. М., 1992.

22. Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 2006.

23. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная //Философский энциклопедический словарь. М, 1989.

24. Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. — М.: Издательство НОРМА, 2000.

25. Осухова Н.Г., Лотова И.П., Калиничев В.Л. Социально- психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика. /Под ред. Н.Г. Осуховой, И.П. Лотовой. М., 2001.

26. Павленок П.Д.Социология: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд. «Маркетинг», 2002.

27. Певень Л.В. Материальное положение военнослужащих и членов их семей в 2005 году в зеркале военной социологии // Российский военно-правовой сборник. Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих. – М., 2006.

28. Петров В.П. Переориентация военнослужащих на гражданские профессии. М., 2003.

29. Решетников М. М., Чермянин С. В., Корзунин В. А. Адаптация и реадаптация как социально-психологическая проблема // Философские науки, 2005, № 10. С. 31- 44.

30. Рубчевский К. В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность, 2003. № 3. С. 147-151.

31. Скачкова Г.С. Трудовые права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту // Трудовое право, 2000, № 1. С. 12-13.

32. Скороходова И.Г. Социально-педагогические условия адаптации бывших военнослужащих и членов их семей: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1998.

33. Соловьев И.В. Некоторые особенности работы по психологической реабилитации участников боевых действий и членов их семей. Информационный бюллетень «Социальная адаптация». - 2000. № 3-4. С.16-17.

34. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

35. Сорокин П. Кризис нашего времени//Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

36. Социальная работа и гражданское общество./Под редакцией: И.А. Григорьевой, А.А.Козлова, В.А.Самойловой. – СПб.: Изд-во «Скифия-принт», 2006.

37. Спенсер Г. Сочинения. СПб., 2002.

38. Спенсер Г. Недостаточность естественного подбора. СПб., 2004.

39. Философские проблемы теории адаптации. М., 1975.

40. Таран Ю.Я. Социальная адаптация бывших военнослужащих и членов их семей. Опыт работы негосударственных некоммерческих организаций. Труд и социальные отношения. 2007. - №1. – С.149-156.

41. Шишканов А.И. Социальная защита военнослужащих Российской Федерации в современных условиях: состояние и пути повышения ее эффективности: (Социологические аспекты проблемы): Автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.- М., 2001.-27 с.

42. Концова Е.Н. Социальная адаптация граждан уволенных с военной службы: профессиональное обучение, переподготовка и трудоустройство. Военно-социологические исследования. сборник статей №1 (13) М., 2006.


 

Приложение №1
Сценарий проведения глубинного интервью.

1. Сколько времени Вы находитесь в увольнении?

2. Кто Вы по званию?

3. Что послужило причиной Вашего увольнения?

4. Увольнение для Вас было желательным?

5. Хотели вы продлить контракт?

6. Имеете ли Вы гражданскую специальность (по диплому), какую?

7. Как Вы считаете, имеющаяся у Вас гражданская специальность гарантирует Вам трудоустройство после увольнения из армии?

8. Что было для Вас самым трудным в первое время после увольнения?

9. Вы смогли трудоустроиться?

10.  Какие вакансии для Вас наиболее желательны?

11.  В какой мере отсутствие гражданской профессии затрудняло (затрудняет) Ваше трудоустройство?

12.  Требовалось ли Вам обучение или переподготовка на новую специальность?

13.  Проходили ли Вы специальное обучение в целях получения профессии, профессиональную подготовку (переподготовку) на гражданскую специальность?

14.  Помогло ли обучение в центрах подготовки (переподготовки) Вам трудоустроиться?

15.  Каким образом Вы нашли работу после увольнения с военной службы?

16.  Каково сейчас Ваше основное занятие?

17.  Какую сферу деятельности Вы бы предпочли при трудоустройстве после увольнения из армии?

18.  Нравится ли занимаемое Вами сегодня положение в обществе?

19.  Вы удовлетворены своим материальным положением?

20.  Овладение какой профессией, специальностью, по Вашему мнению, может обеспечить приемлемое для Вас социальное положение?

21.  Является ли для Вас привлекательной предпринимательская деятельность?

22.  В какой мере, по Вашему мнению, офицеры, уволенные из вооруженных сил, нуждаются в консультации специалистов по вопросам занятости?

23.  Ощутили ли Вы на себе смену социальной среды?

24.  Возникали у Вас проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми и со своей семьёй после увольнения с военной службы?

25.  Чем эти проблемы были вызваны?

26.  Приходилось ли Вам осваивать нормы и ценности новой социальной среды?

27.  Были Вами приобретены какие-либо навыки общения во время прохождения военной службы?

28.  Эти навыки помогают или мешают Вам в общении с людьми в гражданской среде?

29.  Как Вы считаете, государство должно помогать гражданам, уволенным с военной службы?

30.  Вам государство каким-нибудь образом помогло трудоустроиться «на гражданке»?

31.  Как Вы считаете, государство в настоящее время достаточно помогает гражданам, уволенным с военной службы?

32.  Как Вы считаете, чем в первую очередь государство должно помогать гражданам, уволенным с военной службы?

33.  Какие направления деятельности органов занятости наиболее актуальны, по Вашему мнению, в отношении граждан, увольняемых из вооруженных сил?

34. Что, по Вашему мнению, сегодня нужно, чтобы добиться успеха в жизни?

35.  Хотели бы Вы вернуться на военную службу?

Пол Возраст Образование Род деятельности Материальная обеспеченность

мужской

 

до 25-30 среднее специальное рабочий   Имею достаток ниже прожиточного минимума
 30-32   среднее специальное служащий  

Имею средний

достаток

33-35   высшее государственный служащий
36-40 2-е высшее предприниматель
41-45 высшее безработный (военный пенсионер)

Интервью проводилось в течение семи дней.


ДОКЛАД



2019-07-03 379 Обсуждений (0)
Обоснование выбора метода глубинного интервью. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обоснование выбора метода глубинного интервью.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)