Расчет тепловых сопротивлений
Тепловые сопротивления для эквивалентной тепловой схемы рассчитываются по методике, приведенной в [2]. 1) Сопротивление аксиальное меди статора (тепловое сопротивление между пазовой и лобовой частями обмотки)
, (2.20)
где lп – длина паза, м; lл – средняя длина одной лобовой части, м; λм – коэффициент теплопроводности меди, Вт/(м∙0С); Fм – площадь поперечного сечения меди в пазу, м2; Z1 – число пазов статора. 2) Тепловое сопротивление между медью статора и внутренним воздухом
, (2.21)
где R'л,вш – тепловое сопротивление внешней (обращенной к станине) продуваемой лобовой части обмотки, 0С / Вт; R''л,вш – тепловое сопротивление внешней (обращенной к станине) непродуваемой лобовой части обмотки, 0С / Вт; R'л,вт – тепловое сопротивление внутренней (обращенной к станине) продуваемой лобовой части обмотки, 0С / Вт; R''л,вт – тепловое сопротивление внутренней (обращенной к станине) непродуваемой лобовой части обмотки, 0С / Вт. Тепловое сопротивление между внешней продуваемой лобовой частью обмотки и внутренним воздухом:
, (2.22)
где bп – средняя ширина паза, м; hп,эф – эффективная по меди высота паза, м; lл,п – продуваемая длина лобовой части, м; δокр – толщина окраски лобовых частей, м; λокр – коэффициент теплопроводности окраски лобовых частей, Вт/(м∙0С); Z1 – число пазов статора; λэкв – эквивалентный коэффициент теплопроводности обмотки, Вт/(м∙0С); αл,вш – коэффициент теплоотдачи внешней поверхности лобовых частей обмотки статора, Вт/(м2∙0С). Эквивалентный коэффициент теплопроводности обмотки:
, (2.23)
где kз – коэффициент заполнения паза; dи – диаметр изолированного провода, мм; kп – коэффициент пропитки обмотки; Тср – средняя температура обмотки; λп – коэффициент теплопроводности пропиточного состава; λи – коэффициент теплопроводности изоляции проводов. Коэффициент теплоотдачи внешней поверхности лобовых частей обмотки статора: , (2.24)
где λв – коэффициент теплопроводности воздуха, Вт/(м∙0С); Dл,вш – внешний диаметр лобовой части, м; Nuвш – число Нуссельта для внешней поверхности лобовых частей. Число Нуссельта для внешней поверхности лобовых частей:
, (2.25)
где Reвш – число Рейнольдса для внешней поверхности лобовых частей. Число Рейнольдса для внешней поверхности лобовых частей:
, (2.26)
где uрот – окружная скорость ротора, м/с; ν – кинематическая вязкость воздуха, м2/с. Тепловое сопротивление между внешней непродуваемой лобовой частью обмотки и внутренним воздухом:
, (2.27)
где hп,эф – эффективная по меди высота паза, м; lл,в-длина вылета лобовой части обмотки, м. Тепловое сопротивление между внутренней продуваемой лобовой частью обмотки и внутренним воздухом: , (2.28)
где αл,вт – коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности лобовых частей обмотки статора, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности лобовых частей обмотки статора:
, (2.29)
где Nuвт – число Нуссельта для внутренней поверхности лобовых частей; Число Нуссельта для внутренней поверхности лобовых частей:
, (2.30)
где Reвт – число Рейнольдса для внутренней поверхности лобовых частей. Число Рейнольдса для внутренней поверхности лобовых частей:
, (2.31)
где Dл,вт – внутренний диаметр лобовой части, м. Тепловое сопротивление между внутренней непродуваемой лобовой частью обмотки и внутренним воздухом: . (2.32)
3) Тепловое сопротивление между медью статора и сердечником статора
, (2.33)
где Rд,п – сопротивление отводу теплоты через дно паза, 0С / Вт; Rз – термическое сопротивление зубца, 0С / Вт; Rп,з – тепловое сопротивление между пазовой частью обмотки и зубцами, 0С / Вт; Rсп – сопротивление учитывающее разное сопротивление спинки сердечника собственному и внешнему тепловым потокам, 0С / Вт. Сопротивление отводу теплоты через дно паза:
, (2.34)
где δи,п – толщина пазовой изоляции, м; λи,п – коэффициент теплопроводности пазовой изоляции, Вт/(м∙0С); δв,п – толщина воздушных прослоек (равная половине допуска на укладку), м; λв,экв – эквивалентный коэффициент теплопроводности воздушных прослоек в пазу, Вт/(м∙0С). Эквивалентный коэффициент теплопроводности воздушных прослоек в пазу:
. (2.35)
Термическое сопротивление зубца:
, (2.36)
где hз – высота зубца, м; λс – коэффициент теплопроводности стали пакета статора, Вт/(м∙0С); bз – средняя ширина зубца, м; kш – коэффициент шихтовки (коэффициент заполнения пакета сталью). Тепловое сопротивление между пазовой частью обмотки и зубцами: , (2.37) где Rвн – внутреннее сопротивление обмотки, 0С / Вт; Rип – сопротивление пазовой изоляции, 0С / Вт; Rвп – сопротивление воздушных прослоек, 0С / Вт. Внутреннее сопротивление обмотки:
. (2.38)
Тепловое сопротивление пазовой изоляции:
. (2.39) Тепловое сопротивление воздушных прослоек:
. (2.40)
Тепловое сопротивление спинки сердечника:
, (2.41)
где Da – внешний диаметр сердечника статора, м; Dд,п – диаметр окружности касательной к дну пазов, м. 4) Тепловое сопротивление между ротором и внутренним воздухом
, (2.42)
где Rрот.а – аксиальное сопротивление отводу теплоты от ротора, 0С / Вт; Rрот.α – конвективное сопротивление отводу теплоты от ротора, 0С / Вт. Аксиальное сопротивление отводу теплоты от ротора:
, (2.43)
где λа – коэффициент теплопроводности алюминия клетки, Вт/(м∙0С); Fa – площадь поперечного сечения паза ротора, м2; Z2 – число пазов ротора. Конвективное сопротивление отводу теплоты от ротора: , (2.44)
где αл.рот – коэффициент теплоотдачи лопаток ротора, Вт/(м2∙0С); bл – ширина лопатки ротора, м; ал – высота лопатки ротора, м; nл – количество лопаток ротора; ηл – коэффициент качества лопатки ротора, рассматриваемой как ребро; ак – высота короткозамыкающего кольца, м; Dрот – диаметр ротора, м. Коэффициент теплоотдачи лопаток ротора:
, (2.45)
где Nuл – число Нуссельта для лопаток ротора. Число Нуссельта для лопаток ротора: , (2.46) где Reл – число Рейнольдса для лопаток ротора. Число Рейнольдса для лопаток ротора:
. (2.47)
5) Тепловое сопротивление между ротором и статором
, (2.48)
где Rδ – тепловое сопротивление воздушного зазора, 0С / Вт; Rз – термическое сопротивление зубца (2.36), 0С / Вт. Тепловое сопротивление воздушного зазора:
, (2.49)
где аΣ – коэффициент теплоотдачи от ротора к внутреннему воздуху, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи от ротора к внутреннему воздуху:
, (2.50)
где δ – зазор между ротором и статором, м; Rрот=Dрот/2 – радиус ротора, м.
6) Сопротивление между сердечником статора и корпусом
, (2.51)
где RΔc – тепловое сопротивление стыка сердечник станина, 0С / Вт; Rсп – тепловое сопротивление спинки сердечника (2.41), 0С / Вт. Тепловое сопротивление стыка сердечник станина:
, (2.52) где δусл – условный зазор в стыке сердечник станина, м. Для двигателей серии 4А величина условного зазора приблизительно равна:
δусл≈(20∙Da+26) ∙10-6. (2.53) 7) Тепловое сопротивление между внутренним воздухом и корпусом
, (2.54)
где Rст,пр – тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны привода и внутренним воздухом, 0С / Вт; Rст,в-тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны вентилятора и внутренним воздухом, 0С / Вт; Rщ – тепловое сопротивление между внутренней поверхностью подшипникового щита и внутренним воздухом, 0С / Вт. Тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны привода и внутренним воздухом:
, (2.55)
где Fст,пр – площадь внутренней поверхности свеса станины со стороны привода, м2; αс – коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины, Вт/(м2∙0С). Площадь внутренней поверхности свеса со стороны привода: , (2.56)
где lсв,пр – длина свеса станины со стороны привода, м. Коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины:
, (2.57)
где Nuc – число Нуссельта для внутренней поверхности свесов станины. Число Нуссельта для внутренней поверхности свесов станины зависит от высоты оси вращения и от наличия диффузора в полости лобовых частей. Для высоты оси вращения h<160 мм:
, (2.58)
для высоты оси вращения h=160–250 мм: без диффузора- ; (2.59)
с диффузором- , (2.60)
где Rec – число Рейнольдса для внутренней поверхности свесов станины; D – внутренний диаметр сердечника статора, м. Число Рейнольдса для внутренней поверхности свесов станины: . (2.61)
Тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны вентилятора и внутренним воздухом:
, (2.62)
где Fст,в- площадь внутренней поверхности свеса со стороны вентилятора, м2; αс – коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины, Вт/(м2∙0С). Площадь внутренней поверхности свеса со стороны вентилятора:
, (2.63)
где lсв,в- длина свеса станины со стороны вентилятора, м. Тепловое сопротивление между внутренней поверхностью подшипникового щита и внутренним воздухом:
, (2.64)
где Fщ – площадь внутренней поверхности подшипникового щита, м2; αщ – коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности подшипникового щита, Вт/(м2∙0С). Площадь внутренней поверхности подшипникового щита: . (2.65)
Коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности подшипникового щита:
, (2.66)
где Nuщ – число Нуссельта для внутренней поверхности подшипникового щита. Число Нуссельта для внутренней поверхности подшипникового щита зависит от высоты оси вращения и от наличия диффузора в полости лобовых частей. Для высоты оси вращения h<160 мм:
, (2.67)
для высоты оси вращения h=160–250 мм:
без диффузора- ; (2.68)
с диффузором- , (2.69)
где Reщ – число Рейнольдса для внутренней поверхности свесов станины; δд,щ – зазор между диффузором и щитом в месте крепления, м. Число Рейнольдса для внутренней поверхности подшипниковых щитов:
. (2.70)
8) Тепловое сопротивление между внешним воздухом и корпусом
, (2.71)
где Rвс,пр – тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны привода и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвс – тепловое сопротивление между наружной поверхностью станины над пакетом и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвс,в- тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны вентилятора и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвщ,пр – тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны привода и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвщ,в- тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны вентилятора и внешним воздухом, 0С / Вт. Тепловое сопротивление между наружной поверхностью станины над пакетом и внешним воздухом:
, (2.72) где αс,п – коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины над пакетом, Вт/(м2∙0С); Dc – диаметр станины у основания ребер, м; zp – количество ребер станины; δр – толщина ребра станины, м; hр – высота ребра станины, м; ηр – коэффициент качества ребра станины. Тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны привода и внешним воздухом:
, (2.73)
где αс,пр – коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны привода, Вт/(м2∙0С). Тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны вентилятора и внешним воздухом:
, (2.74)
где αс,в- коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны вентилятора, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины над пакетом:
, (2.75) где αвх – коэффициент теплоотдачи на входе в межреберные каналы станины, Вт/(м2∙0С); dг – гидравлический диаметр межреберного канала, м; γ – коэффициент уменьшения теплоотдачи по длине станины. Коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны привода:
. (2.76)
Коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны вентилятора:
. (2.77)
Гидравлический диаметр межреберного канала:
, (2.78)
где tр – шаг ребер станины, м. Коэффициент уменьшения теплоотдачи по длине станины:
. (2.79)
Коэффициент теплоотдачи на входе в межреберные каналы станины: , (2.80)
где Nuвх – число Нуссельта для межреберных каналов. Число Нуссельта для межреберных каналов:
, (2.81)
где Reэф – число Рейнольдса для межреберных каналов. Число Рейнольдса для межреберных каналов:
, (2.82)
где ωэф – эффективная скорость на входе в межреберные каналы, м/с. Эффективная скорость на входе в межреберные каналы:
, (2.83)
где ωвх≈0,45∙uвент – расходная скорость на входе в каналы, м/с; uвент – окружная скорость вентилятора, м/с. Коэффициент качества ребра станины:
, (2.84)
, (2.85) где λст – коэффициент теплопроводности материала станины, Вт/(м∙0С). Тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны привода и внешним воздухом:
, (2.86)
где αщ,пр – коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны привода, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны привода:
. (2.87)
Тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны вентилятора и внешним воздухом:
, (2.88)
где αщ,в- коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны вентилятора, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны вентилятора зависит от высоты оси вращения. Для высоты оси вращения h<160 мм:
, (2.89)
для высоты оси вращения h>160 мм: . (2.90) Как видно, для определения тепловых сопротивлений требуется знать большое количество конструктивных параметров. Ниже приводятся полный перечень необходимых для расчета сопротивлений данных: Паспортные данные 1. Синхронная частота вращения n1, об/мин; 2. Количество пар полюсов p. Параметры станины 1. Высота оси вращения h, мм; 2. Диаметр станины у основания ребер Dc, м; 3. Длина свисающей части станины со стороны привода lсв.пр, м; 4. Длина свисающей части станины со стороны вентилятора lсв.в, м; 5. Зазор между диффузором и подшипниковым щитом в месте крепления δд.щ, м; 6. Количество ребер станины zp; 7. Высота ребра станины hp, м; 8. Толщина ребра станины δр, м. Параметры вентилятора 1. Внешний диаметр вентилятора Dвент, м. Параметры статора 1. Внешний диаметр сердечника Da, м; 2. Внутренний диаметр сердечника D, м; 3. Длина паза lп, м; 4. Число пазов статора Z1; 5. Коэффициент шихтовки (заполнения пакета сталью) kш=0,97. Параметры паза статора 1. Большая ширина паза b1, м; 2. Меньшая ширина паза b2, м; 3. Высота паза hп, м; 4. Коэффициент заполнения паза kз; 5. Высота шлица hш; 6. Ширина шлица bш, м; 7. Высота зубца hз, м; 8. Ширина зубца bз, м. Параметры обмотки 1. Количество витков в обмотке фазы ω1; 2. Число параллельных ветвей а; 3. Средняя длина витка обмотки lср1, м; 4. Длина вылета лобовой части обмотки с одной стороны lл.в, м; 5. Диаметр изолированного проводника dи, мм; 6. Коэффициент пропитки обмотки kп; 7. Толщина окраски обмотки в лобовой части δокр, м; Параметры пазовой изоляции 1. Толщина пазовой изоляции δи.п, м. Параметры ротора 1. Внешний диаметр ротора Dрот, м; 2. Число пазов ротора Z2; 3. Ширина короткозамыкающего кольца bк, м; 4. Высота короткозамыкающего кольца aк, м; 5. Ширина лопатки ротора bл, м; 6. Высота лопатки ротора ал, м; 7. Количество лопаток ротора zл; 8. Коэффициент качества лопатки, рассматриваемой как ребро ηл; 9. Толщина воздушного зазора между ротором и статором δ, м. Общие физические величины 1. Кинематическая вязкость воздуха ν, м2/с; 2. Коэффициент теплопроводности воздуха λв, Вт/(0С∙м); 3. Средняя температура обмотки Tср, 0С; 4. Коэффициент теплопроводности меди обмотки λм, Вт/(0С∙м); 5. Коэффициент теплопроводности алюминия клетки λа, Вт/(0С∙м); 6. Коэффициент теплопроводности материала станины λст, Вт/(0С∙м); 7. Коэффициент теплопроводности стали пакета статора λс, Вт/(0С∙м); 8. Коэффициент теплопроводности пропиточного состава обмотки λп, Вт/(0С∙м); 9. Коэффициент теплопроводности изоляции проводов λи, Вт/(0С∙м); 10. Коэффициент теплопроводности окраски обмотки в лобовой части λокр, Вт/(0С∙м). Расчет теплоемкостей меди и стали
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |