Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения и развития дистанционного банковского обслуживания физических лиц



2019-07-03 250 Обсуждений (0)
История возникновения и развития дистанционного банковского обслуживания физических лиц 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конкуренция среди западноевропейских банков за предоставление своим клиентам банковских услуг «на дому» достигла особого накала в начале 80-х гг. XX в. В ноябре 1982 г. строительное общество Nottingam Building Society совместно с Банком Шотландии и британской телефонной компанией British Telecom внедрило систему Homelink, которая начала функционировать в середине 1983 г. Затем аналогичные системы стали создавать другие кредитные институты.

Впервые возможность покупать банковские услуги исключительно по телефону предложил английский банк First Direct (1989 г.). Впервые в истории банковского дела было объявлено, что клиенты банка обслуживаются только по телефону, так как банк не имел ни одного отделения. First Direct был первым и остается одним из самых успешных банков, обслуживающих своих клиентов через электронные каналы.

Бум электронных банков начался в США еще в 1995 г., и их возникновение было обусловлено в основном существующими в США ограничениями на открытие банками филиалов в других штатах, а также появлением интернет-банка. Первым американским полностью электронным банком, не имевшим ни одного офиса для работы с клиентами, стал Security First Network Bank (1995 г.).

В России дистанционное обслуживание частных лиц начало развиваться в 90-е гг. Одним из первопроходцев стал Инкомбанк с системой «Инком-Телебанк». Но после кризиса 1998 г. наиболее активными игроками в создании систем дистанционного доступа к услугам стали Автобанк и Гута-банк (ныне Банк Уралсиб и ВТБ-24 соответственно).

Также, в 1992 г. появился первый (и на сегодня единственный) полностью «виртуальный» банк – Банк24.ru, работающий на рынке Свердловской области. Этот банк позиционирует себя именно как автоматизированный банк, осуществляющий круглосуточное обслуживание клиентов, где особое внимание уделяется качеству обслуживания, брэнду и маркетингу [3].

На развитие российского рынка розничного ДБО оказывают влияние несколько ключевых факторов:

-  сокращение численности банков вследствие ужесточения требований ЦБ РФ;

-  активное проникновение иностранных кредитных организаций, пока преимущественно в форме участия в капитале и приобретения контрольного пакета акций российских банков;

-  рост интереса со стороны клиентов к ДБО, который связан с повышением плотности общения между банками и частными лицами. Если раньше физические лица появлялись в банке в основном для того, чтобы оформить вклад, то сейчас они уже начинают отрывать счета, оформлять кредиты и покупать паи инвестиционных фондов, а также оплачивают значительно расширившийся в последние годы список платных услуг вроде спутникового телевидения и мобильной связи.

Сегодня в России невозможно подсчитать точное количество банков и клиентов, использующих ДБО в своей деятельности. Способами получения подобной информации могли бы являться статистические данные о количестве проданных лицензий на программное обеспечение компаний-производителей либо данные ЦБ РФ. Но статистика по проданным лицензиям компаний-разработчиков может являться неадекватной, так как с момента приобретения банком лицензии и до момента начала коммерческой эксплуатации системы (использование системы реальными клиентами банка) может пройти некоторое время [4].

Большинство банков, оказывающих полноценные услуги по дистанционному обслуживанию частных клиентов в России, находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Это связано с высокой концентрацией в этих городах самих банков, сравнительно высоким уровнем распространения компьютерной техники и доступом населения к сети Интернет в сравнении с другими регионами России.

Виды карт

 

Существуют следующая классификация карт:

а)  По механизму расчетов карточки бывают двусторонние и многосторонние. Двухсторонние карточки возникли на базе двухсторонних соглашений между участниками расчетов. Владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях. Многосторонние карточки предоставляют владельцу карточки возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета.

б) По функциональному назначению карты бывают кредитными и дебетовыми. С помощью кредитных карт возможна оплата различных услуг и товаров за счет кредита, предоставленного банком либо специализированной сервисной компанией не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете. Также необходимо иметь договор с банком, в котором клиент обязуется в течение определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг. Дебетовые карточки используются для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банках путем прямого списания денег со счета плательщика.

в)  Производится классификация карт по материалу, из которого она изготовлена. Карты бывают бумажными, пластиковыми, металлическими. В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки. В отличие от металлических карт пластик легко поддается термической обработке и давлению, что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

г) По способу записи информации на карту делятся на следующее: графическая запись, эмбоссирование, штрих-кодирование, кодировка на магнитной полосе, чип-карты, лазерная запись. Графическая запись это самая ранняя и простая форма записи информации. До сих пор используется во всех картах. Наносится фамилия, имя, образец подписи и информация об эмитенте. Эмбоссирование позволяет значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа. Штрих-кодирование применялось до изобретения магнитной полосы. Оно имеет низкий уровень секретности. В платежных системах распространения не получил. Кодировка на магнитной полосе это один из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на карту. Очень популярна в платежных системах. Чип-карты являются дорогостоящими, но наиболее надежно хранят информацию. Лазерная запись это еще более дорогие карты, чем чиповые. Технология записи на них схожа с записью на лазерные диски. В банковских технологиях распространения не получили.

д) По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент, карты, бывают обычными, серебряными, золотыми. Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standart). Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании. Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных богатых клиентов [2].

В системах Visa и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: Visa Electron, Cirrus/Maestro. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карточки кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.



2019-07-03 250 Обсуждений (0)
История возникновения и развития дистанционного банковского обслуживания физических лиц 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История возникновения и развития дистанционного банковского обслуживания физических лиц

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)