Наблюдение за игровой деятельностью детей.
В данном наблюдении умения детей оценивались по трёх бальной системе. По полученным данным мы выделили три уровня сформированности интересующих нас качеств детей. К первому уровню, который определяется как высокая степень(I) относятся дети, набравшие количество баллов от 13 до 15 (01, 04, 05, 06, 07, 09, 10) – 70%. Второй уровень(II) – средняя степень, количество баллов от 8 до 12 (02, 03, 08) – 30%. Третий уровень(III) – низкая степень сформированности, от 5 до 7 – 0%. Второе наблюдение проводили в семье во время беседы. Данные наблюдения были направлены на определение степени сформированности интересующих нас качеств. Выделялись следующие параметры: 1. Понимание и разграничение роли родителей в семье. 1. Представление о себе, как о члене семьи. 2. Проявление заботы о членах семьи. 3. Выполнение определенных постоянных обязанностей. 4. Представление об источниках дохода семьи. 5. Соотношение собственных потребностей с интересами семьи. Умение детей оценивались тоже по трёх бальной шкале. Таблица 3 Беседа с детьми.
К высокому уровню(I) относятся дети с суммой баллов от 13 до 15 ( 02, 04, 06, 09,10) – 50%. К среднему уровню(II) – с суммой баллов от 8 до 12 (01,03, 05, 07, 08,) – 50% низкий уровень(III) от 5 до 7 – 0%. Для того, чтобы представить общий уровень детей составили таблицу. Таблица 4
I, II - степень сформированности И в итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности. К 1 группе относятся дети с высоким уровнем, их показатели по всеем параметром показывают I (04,06, 09, 10 – 40%). Вторая группа состоит из детей со средним уровнем с показателями I,II (01, 02, 05, 07 – 40%). В третью группу вошли дети с низким уровнем, с показателями II, II (03, 08 - 20 %). Таким образом, общая готовность к семейной жизни у детей дошкольного возраста в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности.
Для того, чтобы определить влияние супружеских и родительско-детских отношений на готовность к семейной жизни у детей дошкольного возраста мы сопоставили данные 1 и 2 частей практической работы. (см. таблицу 5) Таблица 5
По составленной таблице видно, что: 1. у 40% семей (04, 06, 09,10) показатели совпадают по положительным признакам. 3. 40% - совпадение по средним признакам(01, 02,05,07). 4. 20% - признаки не совпадают(03, 08) Общий анализ показывает что, в восьми случаях из десяти подтверждается наше предположение о влиянии семейной атмосферы на формирование у детей полноценных представлений о семье, семейной жизни.
Заключение Воспитание будущего семьянина – это сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные отношения один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, тоже имеют сложную структуру. Формирование личностных качеств детей проходит под влиянием ряда факторов: отношение родителей (как супружеские, так и родительско – детские), психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества родителей и самих детей. В проведенном нами исследовании были рассмотрены следующие факторы формирования будущего семьянина: · формирование у детей полноценных, эмоционально положительно окрашенных представлений о семье; · осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей. · введение ребенка в азы семейной экономики; В первой части практической работы мы исследовали характер взаимоотношений в семье. В результате исследования сделан следующий вывод: Как супружеские так и родительско-детские отношения играют крайне важную роль в психическом благополучии ребенка, развитии его личностных качеств. Вторая часть практической работы была направлена на выявление наличия личностных качеств необходимых будущему семьянину, у группы детей дошкольного возраста, мы выяснили: общая готовность к семейной жизни у детей дошкольного возраста, в нашем исследовании, имеет различный уровень сформированности. Сопоставив результаты исследований можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли супружеских и родительско – детских отношений в формировании у детей адекватных представлений о семье получила свое подтверждение. Возможность формирования у детей качеств будущего семьянина складываются под влиянием взаимоотношений родителей, психологического микроклимата в семье, личных качеств её членов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Исходя из выводов следует обратить внимание со стороны воспитателей, методистов и самих родителей на процесс семейного воспитания. Педагогически грамотный родитель глубоко обдумывает, анализирует свои наставления, советы, оценки и отношения. Взаимоотношения с детьми устанавливаются гибкие и тактичные, меняются и развиваются по мере взросления детей. Главная задача педагогов, психологов - помочь родителям в выполнении ими функций воспитателя. Под ними подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок (определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов). Для достижения цели «воспитания родителей» мы предлагаем психологам использовать в работе с родителями метод групповой психотерапии психолого-педагогический тренинг «Тренинг зрелого отцовствования и материнствования» (авторская разработка Боровиковой Наталии Васильевны) направленный на формирование у молодых родителей позитивного образа семьи, появление у них интуиции, с помощью которой они смогли бы чувствовать потребности, лучше понимать мышление ребенка( приложение 4). И в заключении нами выдвигается предположение о том, что если общее состояние общества в целом, экономически и духовный кризисы стабилизируются, и при условии этого духовное обеспечение семей повысится в том числе и за счет должного воспитания будущего семьянина, возрастет эмоциональная ценность родительства. Желание иметь детей будет фактором личного роста родителей, эмоционально психологического благополучия, и таким образом решится проблема низкой рождаемости, малодетности и бездетности населения.
Литература. 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1982. – 223 с. 2. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. – М., 1976. – 202 с. 3. Афанасьева Т.М. Семья: Кн для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с. 4. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. – пед. очерки. – М., 1972. – 236 с. 5. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением.-М., 1988 6. Борман Р.,Шилле Г. Родителям о половом воспитании – М.: Педагогика,1989 7. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). – М., 1987. – 164 с. 8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.ст.263 9. Васильева А. К. Структура семьи. – М. 1988 г 10. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. Сада /Л.В.Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с. 11. Выготский Л.С. Избранные труды. т. 6., 1974. 12. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. – 204 с. 13. Домострой. - М., 1990 14. Донцов И.А. Самосовершенствование личности. – М., 1967. – 356 г. 15. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. – М., 1991. – 128 с. 16. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой; Московский департамент образования, центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. – М., 1995. – 168 с. 17. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: испр. Недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. – 2-е издание, - М. – Просвещение, 1994. – 223 с. 18. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. – М., 1981. 19. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1986. 20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашние воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. - М.: Академия, 2000. 21. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983. – 202 с. 22. Лаптева И. Деловые люди. //Дошкольное воспитание. 1997, №9. С.18. 23. Леонтьев А.Н. К теории развития личности. – М., 1982. – 402 с. 24. Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками. //Дошкольное воспитание. 1985, №3, - С.22. 25. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. №1, С.73. 26. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. – 486 с. 27. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед соч.: В 8 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 105 28. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1979. – 318 с. 29. Матушкин С.Е. У вас растут дети. – М., 1974. – 134 с. 30. Медведев Г.П., Надъярный А.В. В семье растут дети. – М., 1986. – 146 с. 31. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с. 32. Мухина В.С. Настольная книга для родителей. – Минск,1991 33. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. – 3е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1999. – 576 с. 34. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1999. – 496 с. 35. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Психология образования. 3е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1999. – 509-512 с. 36. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. 37. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 223 с. 38. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996. – 352 с. 39. Организация работ сельского детского сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. местности /Л.В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В. Дружинина и др., Сост. Н.А. Реуцкая, Н.А. Петрова; Под ред. Р.А. Курбатова. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с. 40. Основы психологии. Практикум //Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс,1999. 41. Островская Л.Ф. Характер формируется с детства. //Дошкольное воспитание. 1998, №5, С.76. 42. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981. – 216 с. 43. Психология воспитания. – М., 1995. – 132 с. 44. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965.. – 156 с. 45. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. /Сб. научных трудов. – М., 1977. – 412 с. 46. Рутман Э.М., Исподольский И.В. Истоки радости. – М., 1987. – 224 с. 47. Рутман Э.М. От соперничества к сотрудничеству. //Семья и школа. 1997, №5, С.41 48. Салион Н. Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе управлении в практической жизни. //Дошкольное воспитание. 1997, №5, С.41. 49. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с. 50. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). – М.: Педагогика, 1986. – 160 с. 51. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя д/с. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с. 52. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. -М., 1998 53. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991, №7, С.67. 54. Флоренская Т.А. Я – против я. (индивидуальность в борьбе с эгоизмом). М., 1985. – 320 с. 55. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. – 342 с. 56. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989. – 322 с. 57. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. //Вопросы психологии. 1997, №3, С.102. 58. Экономика для взрослых и детей: Приложение к журналу «Обруч». — 1999. — № 1
Приложение № 1
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |