Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Телесно-ориентированные упражнения



2019-07-03 221 Обсуждений (0)
IV. Телесно-ориентированные упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок




В период максимальной функциональной нагрузки на сердце (28-32 недели) целесообразно уменьшить общую физическую нагрузку за счет введения большого количества дыхательных упражнений. Широко используются движения для укрепления мышц ног с целью профилактики возможного застоя в нижних конечностях. Одновременно беременная должна научиться полностью расслаблять все мышцы. С этой целью рекомендуется периодически напрягать и расслаблять различные группы мышц. Эти упражнения целесообразно проводить сидя или в положении на коленях и на локтях. В заключительный период беременности следует много ходить, соблюдая активный двигательный режим, сочетая упражнения на регулировку дыхания с упражнениями, направленными на расслабление мышц.

Особое внимание и значение на этом этапе тренинга предается развитию и закреплению навыков, имеющих применение в родовом акте: волевое напряжение и расслабление мышц брюшной стенки, тазового дна и тренировка дыхания с задержкой вдоха, выдоха и последующим полным расслаблением тела (релаксацией). С этой целью используются упражнения, имитирующие позы при потугах. При этом участниками группы осуществляется самоконтроль за частотой дыхания, пульса, величиной артериального давления до и после упражнений.

Упражнение "Рождество"- 20 мин.

Цель: отбор упражнений, которыми нужно пользоваться во время родов.

Инструкция. Необходимо различать три состояния во время родов: 1. Раскрытие шейки матки. 2. Позывы и рождение ребенка. 3. Рождение детского места или последа.

В первых двух состояниях учитываются два момента: 1. Схватки. 2. Паузы. В период раскрытия шейки матки необходимо установить контроль за дыханием. В момент схватки дыхание должно быть брюшным и глубоким. При болезненных схватках нужно проводить мысленный счет, согласованный с дыханием. Обычно цикл дыхания (вдох - выдох - пауза) длится 5 секунд. Продолжительность схватки 50 сек. Отнимаем от 50 сек. 5 сек. и мысленно говорим себе: "Мне осталось 45 секунд". После каждого дыхания счет времени схватки уменьшается на 5 сек. Такой контроль за продолжительностью схватки ослабляет восприятие болевого ощущения. Такой же контроль должен быть за мышцами матки.

Согласно последним научным данным, можно представить следующую цепочку этиологии боли при родах: —» возникновение индивидуальной тревоги и страха перед беременностью и родами —> накопление и развитие драматических пред ожиданий и опасений в процессе социализации —> кульминация страха в период родовой деятельности —> выброс гормона адреналина в кровь —> судорожное напряжение мышц (как адаптивная форма реагирования на страх, поскольку бегство невозможно) —> сдавливание мышечных сосудов —> дефицит крови и кислорода в мышцах матки —> субъективное ощущение боли.

Как показал опыт, знание подобной "цепочки" помогает роженице контролировать мышечное напряжение, не тратя понапрасну сил, что в свою очередь позволяет ей оставаться расслабленной в момент схватки. Но это расслабление не пассивное, а активное, оно подчинено воле.

В этот период применяются формулы самовнушения: "Я спокойна. Схватка - показатель родовой деятельности. Постепенно схватка будет усиливаться. Дыхание у меня ровное, глубокое. Мышцы расслаблены. Схватка заканчивается. После этого будет период отдыха".

Между схватками женщина применяет приемы расслабления, начиная с мышц лица и кончая мышцами нижних конечностей. Самовнушение в период между схватками осуществляется мысленным повторением формул: "Я спокойна. Контролирую себя. Мое дыхание ровное, спокойное. Мышцы лица расслаблены. Расслаблены мышцы плеч, предплечий, кистей рук. Все мышцы моих рук полностью расслаблены и теплы. Расслаблены мышцы промежности, ягодиц. Полностью расслаблены мышцы бедер, голени. Между схватками мой организм отдыхает. Роды у меня протекают благополучно. Я спокойна. Я хорошо ощущаю шевеление моего ребенка. Состояние ребенка хорошее. Я за него спокойна. Мы вместе".

В период изгнания плода необходимо чередование мышечного напряжения в момент потуги и полное расслабление между потугами. В момент потуги мысленно повторяются формулы: "Вдох. Напрячь мышцы живота. Плавно усилить давление на низ. Давление сильнее и сильнее. Ребенок все дальше продвигается по родовым путям. Плавный выдох". За время одной потуги так повторяют трижды.

Женщина внутренне должна быть настроена на то, что с рождением ребенка роды не закончились. Только после того, как отойдет послед, можно по-настоящему расслабиться.

Если пара не уверена, что запомнила порядок выполнения упражнения, то рекомендуется в ходе тренинга в "Дневник беременности" внести его опорную схему.

V. Анализ видеофильма - 10 мин. Просмотр видеофильма о нетрадиционных методах родов.

Мы не считаем, что пары, прошедшие подготовку к родительствованию, обязательно должны рожать дома, но они должны знать о существующих методах родовспоможения и принимать ответственность на себя.

VI. Анализ домашнего задания и обсуждение результатов - 10 мин.

При анализе домашнего задания все рисунки вывешиваются на доске и группа начинает обсуждение. Сначала вся группа говорит о том, что хотел выразить автор и как они поняли его рисунок, а затем говорит автор данного рисунка. Обсуждаются также возникающие расхождения в интерпретации рисунка группой'и самим автором. При интерпретации обращается внимание на содержание рисунка, способы выражения, цвет форму, композицию.

После того, как все работы вывешены, можно предложить участникам группы разбить все рисунки на пары (т.е., определить, какие два рисунка соответствуют каждой тренинговой диаде).

Домашнее задание

Участникам группы предлагается ответить на вопросы, которые помогут ему оценить, как он воспринимает свое тело, как перерабатывает разные сенсорные впечатления и информацию, идущую от окружающей среды. При анализе домашнего задания ведущий акцентирует внимание на том, как информация, получаемая через ощущения, подвергается цензуре на основе усвоенных ценностных стандартов, как отдельные сенсорные качества могут становиться конфликтными в связи с конкретными переживаниями.

Эти вопросы, взятые из индивидуальной практики Позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкяна, помогут осознать влияние Я-концепции супругов на отношения в паре, пробудить состояние Я-ребенок - источник родительской интуиции.

Вопросы выдаются участникам группы уже напечатанными.

1. Какие у Вас есть соматические жалобы? Ощущаете ли Вы где-нибудь дискомфорт?

2. Как Вы оцениваете свою внешность?

3. Вы ощущаете свое тело как друга или врага?

4. Важно ли для Вас, чтобы Ваш партнер обладал хорошей внешностью?

5. Какое из пяти чувств наиболее значимо для Вас?

6. Какой частью тела Вы реагируете, когда Вы злитесь?

7. Как реагирует Ваш партнер (Ваша семья), когда Вы заболеваете?

8. Что Вы делаете, когда Ваш партнер болен?

9. Вам требуется много сна или совсем немного?

10. Как болезни влияют на Ваше ощущение жизни и ожиданий на будущее?

11. Придает ли Ваша семья большое значение хорошей внешности, занятиям спортом и физическому здоровью?

12. Когда Вы были ребенком, кто из Вашей семьи ласкал, целовал Вас и был нежен с Вами?

13. Когда Вы были ребенком, много ли внимания уделялось в Вашем доме хорошей и обильной пище? Каков был девиз?

14. Как реагировали Ваши родители, когда Вы играли со своим телом (например, сосание пальцев, мастурбация и др.)?

15. Как Вас наказывали в детстве за игру со своим телом (шлепки, брань, угрозы, крик, лишение пищи, лишение любви и т.д.)?

16. Продолжали Вы ходить в школу, если заболевали?

17. В детстве ложились ли Вы немедленно в постель, когда заболевали?

18. Когда Вы были ребенком, кто ухаживал за Вами во время болезни?

19. А как будет в Вашей новой семье?

Эти вопросы помогут в формировании телесного компонента Я-концепции (путь ощущений) и в определении, какие

требования выдвигать к будущему ребенку.

Занятие №2


I. Упражнения на групповое сплочение
Упражнение
"Снежный ком"- 5-7 мин.

Для разминки в "Тренинге зрелого отцовствования и материнствования" мы избрали психогимнастику. Так как напряжение, скованность и тревога в ожидании приближающихся родов могут нарастать, страх перед необходимостью неформальных контактов в роддоме усиливается, то занятия нужно начинать с упражнений, целью которых является уменьшение напряжения. Такие упражнения заявляются как тренинг навыков общения с будущим ребенком. Начинать можно с упражнения на развитие внимания и творческого воображения.

Инструкция. Участники группы образуют круг. Один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы это действие можно было продолжить. Сосед продолжает это действие, таким образом воображаемый предмет обходит весь круг.

Лучше, если тему будет задавать ведущий (например: Вся семья опаздывает на работу и надо срочно одеть на ребенка; Ребенок плачет, нужно устранить причину его беспокойства.).

II. Упражнение на принятие себя Упражнение "Чувственное сознавание" — 15 мин.

Цель: 1. Научиться принимать информацию, поступающую извне через органы чувств - обоняние, осязание, зрение, слух, вкус (у беременных женщин - материнская интуиция).

2. Познать мир чувствами ребенка (это научает способности эмпатического сорадования и сопереживания со своим ребенком).

Инструкция. Ведущий выкладывает в центр круга различные предметы, лучше, если среди них будут погремушки, соски и другие атрибуты раннего детства (Стимульный материал должен быть разного цвета, формы, размера).

Участникам предлагается оглядеть внимательно предметы, попадающие в их поле зрения. Отметить каждую вещь. Какова ее форма, размер... фактура... какого она цвета... как она освещена... как лежат на ней тени...

Старайтесь не думать ни о чем, сосредоточившись только на чувствах и ощущениях. Не давайте себе увязнуть в рассуждениях и интерпретациях увиденных Вами фактов. Если Вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи: "Вот мяч, он лежит на полу, ковер грязный, почему здесь не убирают...", то Вы на ложном пути. В самом по себе названии вещей и анализе ситуации нет ничего плохого, но все это снова возвращает Вас к Вашим мыслям и рассуждениям. От Вас же требуется только ВИДЕТЬ предметы, как будет видеть их Ваш новорожденный малыш, не знающий их названий.

Теперь закройте глаза. Что Вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от внешних наблюдений, прислушайтесь... Что Вы слышите? Может быть, раньше Вы не слышали их, а теперь осознали, что они есть? А теперь, продолжая сидеть, сосредоточьтесь на обонянии. Какой запах Вы ощущаете? Запах воздуха... Поднесите к лицу Вашу руку, прикоснитесь как Вас касалась мама... Знаком ли Вам этот запах? Ощущали ли Вы его раньше? (Некоторые участники отмечали, что в этот момент чувствовали запах материнского молока).

К этой части задания у ведущего должно быть готово угощение (сладкие (или в качестве домашнего задания попросить каждому принести себе что-нибудь вкусное, что ассоциируется у него с детством). Не открывая глаз, участники тренинга кладут себе в рот сладкие кусочки. Почувствовали ли Вы сначала запах, а потом вкус? Сосредоточьтесь на вкусовых ощущениях. Обратите внимание, какой вкус остается у Вас после того, как Вы проглотили последнюю крошку.

Еще некоторое время посидите неподвижно. Теперь откройте глаза.

Обсуждение упражнения проходит по схеме:

Анализ своих ощущений себя-взрослого и себя-ребенка. Удалось ли провести разницу в ощущениях?

Что было сделать легко, что - труднее? Что вызывало раздражение? Какие ощущения развиты меньше? Что мешает чувственному сознаванию в обыденной жизни?



2019-07-03 221 Обсуждений (0)
IV. Телесно-ориентированные упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Телесно-ориентированные упражнения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)