Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности древнеримской архитектуры. Памятники архитектуры древнего Рима.



2019-07-03 420 Обсуждений (0)
Особенности древнеримской архитектуры. Памятники архитектуры древнего Рима. 0.00 из 5.00 0 оценок




7.1. Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

7.2. Периодизация Римской архитектуры:

1) Архитектура Римской Монархии. Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

2) Архитектура Римской республики. Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata) формировалась из нескольких слоев (итал. strato) и ее поверхность была покрыта каменными плитами. Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

3) Архитектура Римской империи. После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Основные характеристики римской архитектуры

В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр).

От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод, а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод. Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.

Музыка, декоративно-прикладное искусство, живопись.

Музыка.

Как и все искусство Древнеримского государства, музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической. Но раннеримская музыка отличалась самобытностью. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (латинское название авлоса — духового инструмента типа флейты).

Большое место в древней музыкальной культуре Рима занимали напевы салиев (прыгунов, плясунов). На празднестве салиев исполнялся своеобразный танец игра: надев легкий панцирь и шлем, с мечом и копьем в руках, 12 человек под звуки труб танцевали в такт древней песне, обращенной к богам Марсу, Юпитеру, Янусу, Минерве и т. п.

Также большой популярностью пользовались напевы «арвальских братьев» (так назывались римские коллегии жрецов). Праздники «арвальских братьев» происходили в окрестностях Рима и посвящались сбору урожая.

В классический период музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов — кифар, лир, тригонов (треугольная арфа). Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняли кантики (от «кано»— пою) — музыкальные номера речитативного характера.

Для Римской империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес — любимец Калигулы, кифареды Менкрат — при Нероне и Месомед Критский при Адриане.

Музыкой, пением и танцами сопровождались и любимые римлянами праздники Вакха — знаменитые вакханалии. И даже в военных легионах существовали большие духовые оркестры.

Для позднего Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. Уходит в небытие преклонение перед классическим искусством. На первое место выходят эффектные, часто грубые зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов. Начинается увлечение громкозвучными ансамблями, состоящими по преимуществу из духовых и шумовых инструментов.

Музыки было много, слишком много, и в то же время ее не было. Не было в том возвышенном смысле, который придавала ей античная классика. Римская культура периода упадка знала, говоря современным языком, только легкую музыку.

Старая картина мира, построенная на глубоком единстве природно-космических сил, гражданской общности и личной жизни каждого, на которой держалась греческая музыка, рушилась на глазах и уступала место совершенно другой. Развлечение стало единственным богом огромного большинства коренного населения Рима. Этому богу должна была поклоняться и музыка, если не хотела умереть с голоду. Исполнение песен, танцы или игра на флейте оплачивались невысоко и стояли для римлянина в одном ряду с фокусами и дурачеством. Именно в готовности идти на любые нарушения законов природы и проявлялась мера услужливости музыканта. Так, в музыке утверждается стремление к неестественному, а вместе с ним растет равнодушие и даже высокомерие к музыке природы. Мужчины, готовые петь не только женскими, но и детскими голосами, флейтисты и кифаристы, удивляющие виртуозностью игры, гигантские хоры и грандиозные оркестры, звучащие в унисон, бесчисленные танцевальные группы подхлестывали разгул толпы, рвущейся к развлечениям.

В такую эпоху нетрудно было утратить веру не только в духовно-нравственную силу музыки, но и во всякое ее содержательное значение.

Упадок римской культуры длился несколько столетий, так что тяжелая болезнь музыкальной культуры начинала казаться вечным свойством самой музыки. Поэтому многие мыслители той эпохи стали свысока смотреть на музыкальные убеждения греческих классиков. Они утверждали, что музыка если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство. По мнению писателя-скептика II в. до н. э. Секста Эмпирика, музыка не способна выражать ни мысли, ни настроения. Поэтому она не может не только воспитать человека, но и чему-либо его научить. Она способна отвлечь на время от скорби и забот, но и в этом отношении не более эффективна, чем вино и сон. «Немногочисленность струн, простота и возвышенность музыки оказались совершенно устаревшими», - с горечью писал великий историк и поклонник классики Плутарх.

Для этой эпохи характерен такой эпизод. На празднике в Риме перед огромной толпой народа выступали два лучших флейтиста, прибывшие «из самой Греции». Публике очень скоро надоела их музыка, и тогда она стала требовать, чтобы музыканты... подрались друг с другом. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие.

Музыка стала просто забавным ремеслом, не успев развиться до уровня серьезного искусства. Поэтому и рассматривалась как ремесло презренное и недостойное свободного человека.

8.2. Декоративно-прикладное искусство.
Историю римского искусства обычно делят на два периода: республиканского Рима и Римской империи.На искусство первого периода сильное влияние оказала культура этрусков. В своих орнаментах этруски изображали животных, пальметы, грифонов, крылатых львов, сцены из мифологии.Этруски использовали также графический орнамент. В узоре тканей преобладали россыпи горошин и крестиков.Одежда украшалась вышитыми бордюрами. Крайний практицизм.простота быта и нравов сказались на римском декоре.

В римском декоре выделяют четыре декоративных стиля. Все они имеют общее название – помпейские или помпеянские стили. Такое название они получили потому, что изучались на основе нескольких сохранившихся городов – Помпей, Геркуланума и Стабии:

1) Первый помпейский стиль: Инкрустационный
В доме Саллюстия в Помпеях сохранился прием росписи стен, получивший название в науке «первый помпейский стиль»— (2 век до н.э. – 80-е годы 1 века до н.э.).

Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого. То есть, имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные элементы украшения стены (пилястры, карнизы и др.) выполнялись из стука

2) Второй помпейский стиль: Архитектурный или Перспективный стиль. (эпоха Римской республики) ( с 80-х годов до н.э. – 20-х годов 1 века н.э.).

В нем стены расчленяются живописно-иллюзорно ( в переводе на русский – живоподобно, как-будто не нарисованные, а настоящие) эффектно исполненными колоннами и портиками; декорации как бы раздвигают стены дома и увеличивают пространство интерьера.

Первый и второй декоративные стили имеют очень слабо развитую орнаментику. С помощью архитектурных обманок, пейзажных сюжетов римляне пытались создать иллюзию открытого пространства, так как представление об идеальном жилище было связано с огромными размерами.

2) Третий помпейский стиль: Конделябрный. I в. до н.э.- I в.н.э.- время максимального расцвета культуры Древнего Рима. Именно в этот период возник период римской орнаментики. Огромные богатства стекающие в Рим из покоренных земель способствовали тому, что римские патриции забыли о своем стремлении к аскетизму и утонули в роскоши. Размеры жилища были признаком богатства и могущества, и были возведены в эстетический принцип. Мотив кондилябра становится характерным элементом римского декора, определив характер самих композиций - центрический, симметричный, линейно-вертикальный. Тонкие полосы и гирлянды орнамента этого стиля усиливают эффект громадности пространства.

3) Четвертый помпейский стиль: Декоративный, или иллюзорный. Помпезным и эклектичным стал орнамент четвертого стиля. Стиль просто выплескивает орнаментику вместе с архитектурным изображением на всю стену. Этот стиль называют декоративным и иллюзорным. Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.

В римском орнаменте появляется композиционные качества: симметричность, повсеместное выделение центра, обыгрывание мотивов трехчастной композиции.

Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Живопись.

В 79 году н. э. извержение вулкана Везувия уничтожило города Помпеи, покрывая ее слоями лавы, которые со временем превратились в скалы. Фрески, сохранившиеся в этих скалах, могут рассказать нам многое о римской живописи.

Живопись, как правило, создается в качестве украшения. В Помпеях, например, картины рисовались на стенах домов в фреске (роспись по сырой штукатурке). Часто такие фрески использовались, чтобы сделать помещение зрительно больше, создавая иллюзию глубины или пасторальных пейзажей, в помещениях, где не были ни одного окна.

Колонны и другие формы архитектуры часто окрашивали в различных композициях для добавления ощущения глубины. Система точечного изображения была известна и использовалась в Древнем Риме. Красный, черный и кремово-белые цвета были одними из самых популярных и любимых.

Римская живопись достигла высокую степень натурализма через понимание художниками перспективы использования света и тени. Римлянами было написано множество очаровательных изображений природы, портретов детей, красивых молодых мужчин и женщин. Религия также привносила вдохновение в искусство Древнего Рима.



2019-07-03 420 Обсуждений (0)
Особенности древнеримской архитектуры. Памятники архитектуры древнего Рима. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности древнеримской архитектуры. Памятники архитектуры древнего Рима.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)