ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕНИЯ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ Б ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В целях улучшения медицинской помощи детям с дефектами зрения утверждены дополнения к штатным нормативам медицинского персонала детских городских поликлиник, предусматривающие должности врачей-офтальмологов в специализированных дошкольных учреждениях из расчета одна должность на 200 слабовидящих детей и одна должность медсестры-ортоптистки на 25 слабовидящих детей (приказ Минздрава СССР от 2.02.78 г. № 95). На должность врача-окулиста в специализированное дошкольное учреждение с глазной патологией назначаются врачи, прошедшие специализацию по детской офтальмологии. На должности сестер-ортоптисток назначаются педиатрические медицинские сестры, прошедшие специальную офтальмологическую подготовку. Изучение контингентов детей врач осуществляет на основе комплекса офтальмологических, общеклинических и педагогических исследований. Офтальмологические исследования включают: проверку зрения, внешний осмотр и биомикроскопию глаз, обратную и прямую офтальмоскопию, офтальмохромоскопию, скиаскопию, офтальмометрию, исследование на синоптофоре, цветотесте, маку-лотестере, конвергенцтренере. При необходимости дополнительно проводят электрофизиологические исследования. Исследование остроты зрения проводят по таблицам Д.А.Сивцсва и Е.М.Орловой с расстояния 5 м до и после оптической коррекции. Монокулярную зрительную фиксацию исследуют на большом безрефлексном офтальмоскопе или монобиноскопе. Офтальмохромоскопию проводят с помощью офтальмохромоскопа А.М.Водовозова по его же методике (1960, 1963, 1969). При этом оказывается возможным выявление изменений в маку- лярной области, что имеет большое значение для дифференциальной диагностики амблиопии. Биомикроскопию осуществляют на стационарной щелевой лампе. Она дает возможность судить о состоянии преломляющих сред глаза, что имеет немаловажное значение в диагностике амблиопии. Рефракцию исследуют при помощи скиаскопии с расстояния 1 м в условиях циклоплегии 0,5 % раствором атропина в течение 4 дней. Степень астигматизма и направление главных меридианов определяют на офтальмометре ОФ-3. Угол отклонения косящего глаза определяют методом Гиршберга. На синоптофоре определяют способность к бифовеальному слиянию изображений объектов, наличие функциональной скотомы, фузионные резервы (Т.П.Кащенко, 1963). Характер зрения при двух открытых глазах выявляют на цветовом приборе (Е.М.Белостоцкий и С.Я.Фридман. 1962) с помощью растровых очков (стекол Боголини). Для исследования феномена Гайдингера пользуются поляризационным макулотестером. Ковергенцию проверяют конвергенцтренером. Результаты обследования записываются в историю болезни по следующей схеме: 1. Фамилия, имя. 2. Возраст (дата рождения). 3. Домашний адрес. 4. Дата первичного осмотра. 5. Жалобы. 6. Диагноз. 7. Анамнестические данные:' время появления косоглазия или 8. Острота зрения без коррекции и с коррекцией (детские таблицы). 9. Характер зрения для дали и близи. 10. Объем движения глазных яблок. 11. Величина угла косоглазия по Гиршбергу в очках и без очков. 12. Характеристика косоглазия. 13. Наличие или отсутствие гипер- или гипоабдукции (-аддукции), степень. 14. Периметрия. 15. Исследование на синоптофоре. 16. Состояние конвергенции. 17. Исследование феномена Гайдингера. 18. Состояние монокулярной фиксации. 19. Состояние переднего отдела и сред глаза. 20.Офтальмобиомикроскопия. 21.Состояние глазного дна при обратной и прямой офтальмоскопии. 22. Состояние глазного дна при офтальмохромоскопии. 23.Клиническая рефракция. 24.Данные офтальмометрии. Общеклинические исследования проводятся в условиях специализированного детского сада по общепринятым методикам специалистами разного профиля районной детской поликлиники, к которой относится специализированный детский сад. Педагогические исследования проводятся психологом, логопедом и тифлопедагогом в процессе специальных игр и упражнений, носящих диагностический характер. На основе полученных данных составляется психолого-педагогическая характеристика. Медицинские работники, психолог и учителя-дефектологи обсуждают полученные клинические и психолого-педагогические данные ребенка и разрабатывают совместно комплексную программу помощи ребенку. При этом ведущими будут требования лечебного процесса, а психолого-педагогическая работа строится с учетом этих требований. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКИ ЛЕЧЕНИЯ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ Повышение остроты зрения у детей, страдающих амблиопией (при косоглазии и без косоглазия), до возрастной нормы составляет цель медико-педагогических мероприятий в условиях глазного специализированного дошкольного учреждения. Для быстрого и полного устранения амблиопии применяются различные способы офтальмологического воздействия в сочетании с общеукрепляющими мероприятиями и лечением сопутствующих заболеваний. Последовательность методов лечения амблиопии определяется на основе состояния зрительного анализатора с учетом вида и устойчивости зрительной фиксации и применительно к возрасту и интеллекту ребенка. К лечению амблиопии приступают после проверки правильности оптической коррекции аномалии рефракции. Комплексное лечение детей с амблиопией включает в себя: плеоптические методы, организацию жизненного режима детей с учетом зрительных нагрузок, лечение сопутствующих заболеваний, общеоздоровительиые мероприятия. Плеоптические методы лечения амблиопии: окклюзия, локальный засвет макулы по методу Э.С.Аветисова, метод отрицательных последовательных образов Кюпперса на большом безрефлексном офтальмоскопе или монобиноскопе, общий засвет красным светом на большом безрефлексном офтальмоскопе или монобиноскопе, метод Кемпбелла (Campbell), основанный на тренировке контрастной чувствительности в модификации В.М.Чередниченко с соавт. на приборе «Иллюзион», рефлексотерапия, занятия на локализаторе-корректоре (и других приборах этого типа), коррекционно-педагогические упражнения. Прямую окклюзию осуществляет сестра-ортоптистка по назначению врача. В дошкольном возрасте прямую окклюзию назначгют практически всем больным с амблиопией, независимо от вида, состояния зрительной фиксации и возраста ребенка. Исключение составляют дети с нистагмом, которым либо совсем не назначают окклюзию, либо назначают ее на 2 часа ежедневно. Выбор того или иного варианта зависит от степени нистагма. Чем раньше начата прямая окклюзия, тем, как правило, лучше результаты лечения амблиопии. Целью постоянного выключения ведущего глаза при наличии косоглазия является не только достижение одинаковой остроты, зрения обоих глаз, по и переход монолатерального косоглазия в альтернирующее (Э.С.Аветисов, 1977). Детям, у которых острота зрения амблиопичного глаза достигает 0,7-0,8, окклюзионную повязку заменяют непрозрачным целлофаном, который наклеивают на очковое стекло. После повышения и закрепления остроты зрения ранее амблиопичного глаза на уровне возрастной нормы и перехода монокулярного характера зрения в альтернирующий продолжительность окклюзии постепенно уменьшают, назначая ее 2-3 раза в неделю, и постепенно, с учетом результатов контроля остроты зрения, отменяют. Остроту зрения обоих глаз и состояние зрительной фиксации проверяют через неделю. Обратная окклюзия — это выключение из акта зрения амблиопичного глаза. Этот метод введен в лечебную практику Кюпперсом (1956). Он рекомендует проводить обратную окклюзию (в течение 2-4недель) до начала лечения амблиоппии с устойчивой неправильной фиксацией для ее ослабления. Локальный «слепящий» засвет центральной ямки сетчатки по Э.С.Аветисову проводят на монобиноскопе и на большом безрефлексном офтальмоскопе со специальным устройством, при необходимости одновременно с прямой окклюзией. В общей сложности проводят 100-130 сеансов (1-2 сеанса в день) с перерывами от 2 до 7 дней, назначаемыми больным индивидуально после каждых 20-25 лечебных дней. Лечение амблиопии методом отрицательного последовательного образа. Лечение проводят по Кюпперсу в модификации Э.С.Аветнсова. Зрачок амблиопичного глаза расширяют. Голову больного фиксируют па подставке большого безрефлексного офтальмоскопа (монобиноскопа). Здоровый глаз закрывают повязкой. После получения отчетливой картины глазного дна при минимальной интенсивности освещения добиваются такой уста- 10 новки амблиопичного глаза, при которой тень от шарика (круглого тест-объекта 0,3 - 0,5 см в диаметре), находящегося на оси прибора, проецируется на центральную ямку сетчатки. При правильной фиксации это удается без затруднений, нужно только, чтобы больной смотрел на шарик. При неправильной фиксации используют фиксационную иглу офтальмоскопа. Больной смотрит на конец иглы, которую перемещают до тех пор, пока тень от шарика не совпадет с центральной ямкой сетчатки. Удерживая тень от шарика па центральной ямке сетчатки путем корригирующих движений иглы, производят интенсивный засвет сетчатки в течение 15 с, для чего рукоятку трансформатора переводят в среднее положение. Затем больной быстро пересаживается (или поворачивает голову) к белому экрану (белый лист, полотно 50x50 см) и смотрит на экран, расположенный на расстоянии 40 см от глаза, можно при наблюдении экрана фиксировать голову на подбороднике. В центре экрана имеется красная фиксационная метка диаметром 5 мм. При появлении отрицательного последовательного образа больной совмещает светлое пятно с красной точкой и одновременно закрывает ее многократно концом указательного пальца ведущей руки. Чтобы увеличить длительность отрицательного последовательного образа и сделать его более четким, необходимо непрерывно освещать и затемнять экран прерывистым светом. При этом продолжительность освещения должна быть больше продолжительности затемнения (3—4 с — освещение, 1-2 с — затемнение). Лампа должна иметь рефлектор, направляющий свет на экран. Выключатель лампы находится в руке больного. После исчезновения отрицательного последовательного образа аналогичное лечение повторяют еще два раза. Всего проводят 15-20 таких лечебных процедур ежедневно или через день. Общий засвет заднего полюса сетчатки с использованием красного света проводится для лечения амблиопии у детей с резко неустойчивой зрительной фиксацией. Этот метод используется при лечении детей 3-4-летиего возраста с любой фиксацией, детей 5-6 лет с резко неустойчивой фиксацией и детей 5-6 лет с центральной фиксацией, но страдающих двигательным беспокойством. При нистагме этот метод применяют к детям любого возраста. 11 Засветы проводятся 1-2 раза в день на большом безрефлексном офтальмоскопе; количество и продолжительность сеансов, а также перерывы — такие же, как и при лечении методом локального «слепящего» раздражения центральной ямки сетчатки. В целях сохранения при подобных засветах работоспособности детей на близком расстоянии (что для детей, находящихся в детских садах, особенно важно в связи с проведением с ними ежедневных общеобразовательных занятий) и предотвращения повышенных аккомодативных усилий, приводящих к увеличению сходящегося косоглазия, лечение амблиопии осуществляется без расширения зрачка. Проведение локального засвета без расширения зрачка оказывается возможным благодаря выработке соответствующих навыков у медицинских сестер-ортоптисток. В отдельных случаях (при плохо выраженной макуле) указанные засветы проводятся при расширенном зрачке. Противопоказания к засветам: эпилепсия, повышенное внутричерепное давление, злокачественные новообразования, двигательное беспокойство. Метод лечения амблиопии частотно-контрастными стимулами (КЭМ-стимуляция). Активно используется для лечения амблиопии метод (Campbell R, Hess R. с соавт., 1978), основанный на контрастно-частотных стимулах. Метод получил название КЭМ-стимуляции по имени его автора и заключается в наблюдении амблиопичным глазом за вращающимися с частотой 1-2 оборота в минуту черно-белыми полосами (решетками) с различной пространственной частотой (и контрастом), с шириной полос, изменяющейся от 0,5 до 32 цикл/град. Исходный размер полос, видимых амблиопичным глазом, подбирается индивидуально. В.М.Чередниченко с соавт. апробировали и усовершенствовали метод КЭМ-стимуляции, что явилось основой для разработки нового прибора — «Иллюзион». Ребенок в течение 7-10 минут наблюдает за вращающимися решетками различной пространственной частоты, что оказывает лечебное воздействие. На «Иллюзионе» представлены все необходимые размеры решеток благодаря особенностям предлагаемого рисунка: клиновидные черно-белые полосы, расширяющиеся от центра к периферии и меняющие свою конфигурацию в про- 12 цессе вращения. Это избавляет от необходимости индивидуального подбора таблиц с различной частотой решеток в зависимости от степени амблиопии. Вращение полос и изменение их конфигурации привлекает внимание пациента и создает дополнительное лечебное воздействие. На курс 20-25 10-15-минутных сеансов. КЭМ-стимуляция может применяться самостоятельно или быть дополнением к классическим методам лечения амблиопии. Рефлексотерапия. Электропунктурная рефлексотерапия является разновидностью рефлексотерапии — лечебного метода, широко используемого в настоящее время в практической медицине. Метод основан на воздействии слабым электрическим током на точки акупунктуры по определенной схеме. Электропунктура является перспективным методом рефлексотерапии в связи с физиологичностыо и широким диапазоном действия, а также с многофакторным нормализующим влиянием ее на зрительные функции, аппарат аккомодации, гидро- и гемодинамику глаз, оздоровление всего организма. Электропунктура может применяться в специализированном детском саду даже у детей раннего возраста ввиду ее безболезненности и хорошей переносимости. Способ лечения амблиопии с использованием электропунктурной рефлексотерапии разработай в отделении медико-биологических проблем совместно с кафедрой глазных болезней Рижского медицинского института (проф. Ф.Г.Портнов, проф. И.В.Валькова, к.м.и. О.Ю.Нюренберг). Показания: амблиопия любого вида, независимо от степени и состояния фиксации. Противопоказания к электропунктуре у детей до 7 лет: острые воспалительные и инфекционные заболевания, заболевания органов дыхания и кровообращения в стадии декомпенсации, активная форма туберкулеза, злокачественные новообразования, эпилепсия, повышенное внутричерепное давление, двигательное беспокойство. Лечение проводит врач, владеющий методикой рефлексотерапии. В период проведения курса электропунктуры не следует давать больным лекарственные препараты, изменяющие активность 13 нервной системы (снотворные, транквилизаторы, психотропные и т.д.). Не рекомендуется проводить физиотерапевтические и бальнеологические процедуры. Лечение проводят с помощью отечественных приборов для электропунктуры («Рефлекс-3», «Светлана» и др.). Воздействие наточки акупунктуры проводят постоянным электрическим током. При этом силу тока доводят до появления легкого покалывания, жжения в месте воздействия, о чем пациент сообщает врачу. Для точек общего воздействия этот момент соответствует силе тока в пределах 30-80 мкА, а для местных точек области глаза — 15-30 мкА. В случаях симметричного расположения точек воздействие проводят с обеих сторон. Продолжительность воздействия па каждую точку 50 секунд— 1 минута. При этом воздействие па местные точки области глаза проводят током положительной полярности, а на точки общего действия —током отрицательной полярности. В течение каждого сеанса воздействие проводят на 3-4 точки. Курс лечения состоит из 5-6 сеансов. Лечение на локализаторе-корректоре. Упражнения в локализации целесообразно проводить после того, как в процессе лечения амблиопии получена центральная фиксация, а также при амблиопии с неустойчивой фиксацией. В первом случае эти упражнения способствуют восстановлению правильной монокулярной пространственной локализации и закрепляют тем самым центральную фиксацию, во втором — придают фиксации более устойчивый характер, позволяя в дальнейшем проводить лечение с помощью локальных воздействий на центральную ямку сетчатки. Для упражнений в локализации применяют специальный прибор — локализатор-корректор. Это плоский ящик с рядом отверстий в крышке. Отверстия попеременно освещаются с помощью специального кнопочного устройства. Больной должен, пользуясь одним амблиопичным глазом, закрывать освещенное отверстие концом указательного пальца. В таком виде прибор действует как локализатор. Для использования прибора в качестве корректора к локализатору приложены пластины, которые можно накладывать на крышку. На поверхности пластин изоляционным лаком нанесены 14 контурные рисунки. Пациент должен обводить их электродом-карандашом. Когда конец карандаша сходит с линии рисунка, раздается сигнальный звонок. Задача состоит в том, чтобы в процессе длительных упражнений добиться безошибочного обведения рисунков. Упражнения на локализаторе-корректоре проводят ежедневно по 15-20 минут, всего 20-30 упражнений. Лечение на хейроскопе. Упражнения на хейроскопе проводятся для улучшения зрения косящего глаза при легких степенях амблиопии. Методика работы следующая. Больной лучшим глазом наблюдает с помощью зеркала прибора изображение рисунка, установленного в кассете и одновременно под контролем амблиопичного глаза воспроизводит рисунок на чистом листе бумаги, укрепленном на панели прибора. Упражнения на хейроскопе проводятся ежедневно по 5-10 минут под контролем педагога и сестры-ортоптистки. Лечение на макулотестере. Прибор предназначен для исследования области желтого пятна сетчатки и для лечения амблиопии. Действие прибора основано на использовании поляризационных свойств нервных волокон, радиально покрывающих сетчатку в области желтого пятна. Благодаря поляризационным свойствам указанной области сетчатки при работе на приборе возникает энтоптическое явление, названное феноменом Гайдингера. Суть явления заключается в том, что при рассматривании равномерно светящейся поверхности через вращающийся поляризационный фильтр глаз замечает световую фигуру, имеющую форму двух размытых треугольников. Острые углы треугольников сходятся в точке, которую глаз фиксирует. Эту фигуру называют «щетками» или «кисточками» Гайдингера. Для ее определения и используют поляризационный макулотестер. Методика лечения такова. Больной смотрит амблиопичным глазом (при выключенном другом) через окуляр па фоновую плоскость включенного прибора и сообщает о появлении «щеток». Чтобы убедиться в том, что пациент действительно видит феномен Гайдингера, его просят описать вид «щеток», назвать их цвет и направление вращения. При неправильной фиксации «щетки» появляются в стороне от центра тестовой фигуры. Больному 15 предлагают совмещать фигуру «щеток» с центром тестовой фигуры и «удерживать» ее в указанном положении в течение 5-10 минут. Упражнения проводят ежедневно; всего на курс от 20 до 30 таких упражнений. На общеобразовательных занятиях, в игровой деятельности и деятельности детей и быту проводятся коррекциошю-педа гогические упражнении с использованием специально разра ботанных педагогических пособий. Эти упражнения проводятся ежедневно, по расписанию. В условиях специализированных дошкольных учреждений общеобразовательная подготовка, игры и деятельность детей в быту осуществляются в тесной взаимосвязи с лечебными мероприятиями. В процессе воспитания и лечения учитываются разносторонние возможности каждого ребенка. Слияние или сочетание педагогического и лечебно-офтальмологического воздействия является одним из наиболее существенных специфических принципов работы в специализированных дошкольных учреждениях. Оно позволяет, с одной стороны, извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, а с другой — проводить лечебные воздействия без ущерба для учебно-воспитательной работы. Нами были разработаны специальные методики доступных для детей зрительных нагрузок. Зрительные нагрузки — это система коррекционно-педагогичсских мероприятий, направленных на повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Одна часть их используется для повышения остроты зрения, другая — для зрительной гимнастики. Все умения и знания, полученные на занятиях и в игровой деятельности, закрепляются в повседневной жизни детей. Приведем примеры заданий и упражнений для повышения остроты зрения в соответствии с рекомендациями Л.А.Григорян. Комплекс игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста. Острота зрения — 0,04. 1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4 см) в основные 2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу. 16 3. Наклеивание крупных аппликаций (4 см). 4. Плетение ковриков из широких полос (3-4 см) ярких цветов. 5. Сборка строительных конструкций из крупных деталей.
1. Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3 см). 2. Выполнение аппликационных работ (2-3 см). 3. Плетение ковриков из полос шириной 2 см. 4. Работа с конструкторами. 5. Рассматривание рисунков крупного размера. 6. Игры с мозаикой.
1. Раскрашивание мелких деталей рисунка. 2. Аппликации (размером менее 2 см). 3. Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см. 4. Конструирование из мелких деталей. 5. Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес). 6. Построение рисунков из мозаики. 7. Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты). 8. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску. Острота зрения — 0,4 и выше. 1. Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через тонкую бумагу. 2. Наклеивание аппликаций до 1 см. 3. Плетение ковриков из полос до 1 см. 4. Конструирование из мелких деталей. 5. Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом 6. Построение мелких рисунков из мозаики. 7. Лепка из пластилина мелких фигур. 8. Нанизывание па леску бус размером менее 1 см. Острота зрения — 0,04. , 1. Раскрашивание крупных деталей усложненных рисунков 2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу. 3. Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков 17 (ширина полос до 2 см). 4. Лепка крупных животных из пластилина. 5. Работа с крупным строительным материалом.
1. Раскрашивание более мелких деталей рисунков и обведение 2. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1,5 см. 3. Лепка из пластилина более мелких фигур. 4. Работа с пластмассовым конструктором. 5. Работа с мозаикой. 6. Нанизывание бус основных цветов диаметром до 1,5 см на 7. Обнаружение различий в двух крупных рисунках. 1. Обведение мелких деталей рисунка через тонкую бумагу и 2. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1 см. 4. Работа с более мелким конструктором. 5. Построение рисунков из мозаики. 6. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску, чередуя по цвечу. 7. Обнаружение ошибок в рисунке. 8. Разгадка ребусов в детских журналах. 1. Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание, не заходя за контуры. 2. Составление орнамента из клеток. 3. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной 0,5 см 4. Лепка мелких фигур. 5. Работа с мелким конструктором. Зрительные нагрузки подбираются педагогами так, чтобы они одновременно удовлетворяли лечебно—офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть вызывали у детей интерес к занятиям и способствовали решению конкретных лечебных задач. Например, для лучшего восприятия предметных и сюжет- 18 ных картинок детьми с низкой остротой зрения (до 0,3-0,4) специально подбираются оптимальные хроматические и ахроматические соотношения изображаемых предметов и их частей. При планировании коррекционно-восстановительных занятий учитывается функциональная мобильность сетчатки (повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительности — в утренние и вечерние часы). Зрительные нагрузки назначаются врачом-офтальмологом с учетом возраста, степени амблиопии и вида фиксации. Офтальмологические осмотры с целью подтверждения или переназначения зрительных нагрузок проводят один раз в две педели. Педагог и тифлопедагог являются первыми помощниками врача-офтальмолога в правильном выборе учебно-наглядных пособий для проведения занятий со зрительными нагрузками. Слияние лечебного и педагогического воздействия при лечении и воспитании больных детей становится возможным после целенаправленной инструктивно-методической подготовки педагогического коллектива в области решения офтальмологических задач. Следующим этапом в лечении больных с амблиопией и косоглазием является восстановление сенсорно-моторных механизмов, обеспечивающих объединенную деятельность обоих глаз. Основным лечебным средством на этом этапе являются ортоптические и диплоптические упражнения, которые назначаются по медицинским показаниям. В литературе разные авторы приводят различные значения минимальной остроты зрения, при которой целесообразно начинать ортоптические упражнения (от 0,1-0,2 до 0,4-0,5). Ортопто—диплоптическое лечение включает систему тренировочных упражнений на аппаратах, направленную на развитие фузионной способности и бинокулярного зрения. Практика показывает, что лечение косоглазия тем эффективнее, чем раньше оно начато. Однако применение традиционных ортоптических методов к детям младшего дошкольного возраста наталкивается на определенные трудности. Работа на лечебной аппаратуре требует от детей таких действий, таких реакций, которые они не в состоянии обеспечить в раннем возрасте из-за от- 19 сутствия речевого общения, непонимания ряда диагностических заданий врача-офтальмолога. Поэтому лечение ортоптическими методами младших дошкольников, как правило, не проводится. К лечению приступают обычно в возрасте 5-6 лет, когда у ребенка успевают закрепиться неправильные условно-рефлекторные связи и стойкие анормальные бинокулярные функции, что, естественно, отрицательно сказывается на эффективности лечения. Специализированный детский сад содержит в себе в этом смысле весьма благоприятные возможности. Раскрыть и использовать эти возможности в интересах обеспечения наибольшего лечебного эффекта является задачей и врачей, и педагогов. Более того, в условиях специализированного детского сада оказывается возможным не только жестко фиксировать появляющиеся у детей новые умения и способности, но и ускорять их появление. Это подтверждает предложенная нами система предаппаратной подготовки детей. Эта система предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного и словесно-логического мышления и т.д. Перечисленные задачи решают на занятиях, которые проводят тифлопедагоги. Содержание занятий по развитию зрения и зрительного восприятия разработано в лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ИКП РАО (автор Л.И.Плаксина). Все занятия носят игровой характер. Дошкольники любят дидактические игры, которые их увлекают и доставляют им удовольствие. Благодаря такой занимательности дидактические игры активизируют развитие способностей и формирование знаний, навыков и умений. Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, но и способствует коррекции зрения и зрительного восприятия. В процессе такой игры также происходит компенсация зрительной недостаточности за счет включения сохранных анализаторов, речи и мышления. В дидактических играх совершенствуется опыт детей по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а также использованию этих эталонов в характеристике реальных 20 предметов и явлений. Увлечение маленького ребенка игрой повышает способность к произвольности внимания, обострению наблюдательности, более точному восприятию, осмыслению знаний. В процессе методически правильно построенной игровой деятельности обеспечивается активизация зрительных функций, тренировка аккомодационного аппарата и глазодвигательных мышц. Так, ступенька за ступенькой, ребенок овладевает необходимыми для «работы» на аппаратах умениями и навыками. Творческой задачей воспитателей является постоянное определение функций, лежащих в зоне ближайшего развития каждого ребенка, и формирование стратегии и тактики обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей. Одной из важнейших задач педагогов является подготовка детей к аппаратному лечению, с тем, чтобы дети понимали суть тех тренировочных заданий, тестов, которые им предъявляются в процессе лечения. При наличии угла косоглазия назначаются ортоптические упражнения, целью которых является получение одновременного зрения вместо монокулярного, восстановление бифовеалыюго слияния и. развитие фузионных резервов. При симметричном положении глаз, которое достигается благодаря оптической коррекции или операции, проводятся диплоптические упражнения. Задача диплоптических упражнений заключается в восстановлении бинокулярного слияния в естественных условиях. Для лечения косоглазия применяются следующие методики: — упражнения по восстановлению одновременного и бифовеального слияния на синоптофоре; — метод бинокулярных последовательных образов; — упражнения по развитию фузионных резервов на синоптофоре; — упражнения по развитию фузионных резервов и бинокулярного зрения на призменном устройстве с использованием бипризмы переменной силы типа бипризмы Ландольта-Гершеля, 21 — способ развития устойчивости фузии на приборе ППФ; — упражнения по усилению разобщения («прочности») между — способ восстановления механизма бификсации; — способ цветных светофильтров (различной плотности и длины волны); — пенализация (как элемент диплоптики); — хирургическое лечение. Упражнения по восстановлению одновременного и бифове ального слияния на синоптофоре. Бели при исследовании на синоптофоре больной будет видеть только один объект или отмечать исчезновение одного из объектов во время перемещения оптических головок, то назначают упражнения по восстановлению бифовеалыюго слияния. Суть их заключается в быстром попеременном или одновременном раздражении центральных ямок сетчаток обоих глаз, что побуждает их к совместной деятельности. Для определения объективного угла косоглазия в кассеты синоптофора помещают объекты (для совмещения или слияния) наименьшего размера. Просят больного смотреть на объекты и? попеременно их выключая и перемещая оптические головки, придают последним такое положение, при котором прекращаются установочные движения глаз. Затем помещают в кассеты объекты для слияния угловым размером 30, 7 или 5 (начинают с более крупных). Закрепляют оптические головки фиксаторами и включают автоматическое мигающее освещение. Частоту миганий (8, 6, 4, 3, 2 в 1 секунду) в процессе курса упражнений постепенно уменьшают. Если эти упражнения не устраняют функциональной скотомы, то методику изменяют: обоим глазам под объективным углом косоглазия одновременно предъявляют те же объекты в состоянии осцилляции. По мере восстановления способности сливать монокулярные изображения крупных объектов, переходят к объектам меньшего размера. При появлении неустойчивого бифовеального слияния назначают упражнения, во время которых осуществляется одновременное автоматическое мигание. обоих объектов. Всего проводят 20^0 и более таких упражнений по 10-15 минут 22 ежедневно или через день. Метод бинокулярных последовательных образов. В большой безрефлексный офтальмоскоп вводится тест-объект — шарик диаметром 5-7 мм с боковым, горизонтально расположенным стержнем длиной 3-5 мм (Т.П.Кащенко, 1966). Голову больного фиксируют на подставке прибора. Исследуемый глаз прикрывают заслонкой. Для получения достаточно отчетливой картины глазного дна просят больного смотреть на шарик, чтобы последний проецировался на центральную ямку сетчатки. В течение 15-20 секунд при максимальной яркости лампы прибора или поворотом рукоятки реостата на середину делений шкалы производят раздражение заднего, полюса глаза (при этом центр его закрыт тенью тест-объекта). Аналогичную процедуру затем проводят на втором глазу (при выключенном первом). Причем, при раздражении правого глаза контрольный стержень шарика направлен в правую сторону, а при раздражении левого глаза — в левую. После этого больной переводит взор на белый экран (размером примерно 50x50 см), расположенный на расстоянии 40 см, и наблюдает на нем два последовательных образа при прерывистом освещении экрана. Каждый последовательный образ имеет вид темного (положительный последовательный образ) или светлого (отрицательный последовательный образ) круга с боковой полоской. В ряде случаев один из последовательных образов в результате подавления исключается из акта восприятия. Перед больным ставится задача добиться в процессе упражнений устойчивого бинокулярного слияния последовательных образов. Нередко сам процесс слияния вызывает вначале торможение одного из последовательных образов. Наблюдение последовательных образов проводится в условиях прерывистого освещения фона, причем фаза освещения составляет большую долю всего времени смены света и темноты. При таком освещении преимущественно оформляется отрицательный последовательный образ. После исчезновения последовательных образов аналогичную процедуру повторяют еще два раза. Всего проводят 20—30 таких 23 упражнений, ежедневно или через день. Упражнения по развитию фузионных резервов на синопто форе. При наличии у больного способности сливать фовеальные изображения объектов проводят упражнения на синоптофоре по развитию фузионных резервов. Устанавливают и кассеты прибора объекты для слияния и, попеременно выключая объекты и перемещая оптические головки, придают им такое положение, при котором прекращаются установочные движения глаз. Затем оптические головки постепенно сближают или разводят в зависимости оттого, какие фузионные резервы — положительные или отрицательные следует развивать. Больной должен удерживать правый и левый объекты сливши
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |