Ссстра-ортонтистка проводит плсоптичсское, ортоитичес кое и диплонтическое лечение детей:
1) проводит окклюзию детям и следит за состоянием окклюдоров в течение дня; 2) выполняет лечебные процедуры (плеоптические, ортоптические, диплоптические) с использованием аппаратов и приборов 35 3) три раза в месяц,, а при показаниях чаще, проверяет остроту зрения, характер зрения, определяет фиксацию, участвует с врачом-окулистом в подборе очков; 4) следит за состоянием и чистотой очковых стекол; 5) следит за исправностью и чистотой офтальмологической аппаратуры; 6) проводит тематическую проверку групп один раз в неделю; 7) проводит беседы с родителями, воспитателями, персоналом 8) ведет офтальмологическую документацию и совместно с врачом-окулистом составляет отчет о работе. 36 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЛЕЧЕБНО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В специальном дошкольном учреждении в окружении сверстников с таким же недугом ребенок не видит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении упражнений для развития зрения. Одним из наиболее важных преимуществ лечения косоглазия и амблиопии в детском саду для детей с нарушением зрения является то, что ребенок окружен воспитателями и тифлопедагогом, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживают интерес ребенка к лечению. Лишь в том случае, когда ребенок занимается с желанием и интересом, лечение может быть успешным. Восстановление бинокулярного зрения обречено на неудачу, если у больного нет желания добиться успеха. В связи с этим возрастает значение тифлопедагога и воспитателя в воздействии на результат восстановления зрения. Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомыми с принципами воздействия на нее, понимая зрительные возможности ребенка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая его в наличии положительного результата, педагоги становятся участниками возвращения детям возможной полноты зрительных функций. Методологической основой коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения являются психологическая теория развития аномального ребенка, специальная педагогика со своей спецификой в принципах, содержании и методах обучения. Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции
37 всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения. Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции па психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих па основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения. Пол влиянием коррекционного воздействия происходит нормализация его развития и восстановления его связей с окружающей действительностью. Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции. Направленное обучение и воспитание строится из пропедевтических курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации за счет развития сохранных анализаторов, речи и мышления. Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях: — специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной — организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса, включая задачу снятия побочного влияния медицинских процедур на психику ребенка. Знание зрительных возможностей ребенка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения. Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществ- 38
ляется в дидактических играх, на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре и др. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т.д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с врачом-офтальмологом. Все упражнения по развитию зрения строятся па индивидуальном подходе к ребенку. Пособия и материалы, предлагаемые детям, должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка. Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обусловливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитателыюй работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций. В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций. Большое внимание педагоги уделяют подготовительным упражнениям, которые они проводят совместно с медицинскими сестрами, особенно перед началом лечения на медицинских аппаратах. Так, при исправлении косоглазия на синоптофоре детей 39 предварительно знакомят с изображениями, которые предъявляются на нем. Проводятся игры и упражнения типа: «Подбери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно», «Подбери к контурному изображению силуэт». По рекомендации врача-офтальмолога в периоды восстановительного лечения педагоги проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций. Например, и период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д. Маленьким детям для обводки даются простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок и т.д.), детям постарше — сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Очень интересны задания на рассматривание, обводку картинок через освещенный экран. Во все общеобразовательные занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Б процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Используются следующие дидактические игры: «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, рисунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое». В период плеоптического лечения детей младшего возраста рекомендуется использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например: «Собери башенку», «Собери пирамидку», «Собери корзинки», «Составь матрешку». Нанизывание бус, шаров, плетение следует использовать с игровым компонентом: «Кто скорее нанизает шары», «Наряди куклу в бусы» и др. Один из вариантов методик — воспроизведение изображений 40 по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета. Все эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации. Обучение чтению детьми изображений плоских и объемных осуществляется с помощью зрения и подключением осязательного восприятия. Дети анализируют рисунок, сравнивают изображения, выделяя сходные и отличительные признаки. Шнуровку можно внести в одежду кукол (на ботинках, сапожках куклы, на жилете, пальто, платье), так как такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, пирамидки, разрезные лото и т.д.), заставляет детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии. Дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питается это животное. Коза любит капусту, заяц — морковку и т.д. Содержание таких картинок может быть разнообразным. Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см, так как у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Им трудно работать с очень мелким материалом. Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возраста большую сложность. Для активизации зрения детей с косоглазием в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным 41 фонариком: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажегся», «Сколько горит лампочек на панели?», «Проследи за огоньками» (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось). На занятиях в качестве физкультурных минуток можно предложить задания: «Посчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонек?» и т.д. На занятиях по изобразительной деятельности много внимания уделяется формированию реальных представлений, выделению признаков предметов, чтобы дети затем смогли отобразить в своих рисунках. Психофизиологические методы восстановления зрения (светостимуляция, предъявление изображений на световом табло и др.) сочетаются с психолого-педагогическими методиками. Хорошо использовать в этот период лечения рассматривание цветных слайдов и диафильмов. Дети могут рассматривать изображения предметов, животных, птиц, сюжетных картинок из сказок и т.д. При этом важно, чтобы дети рассказывали о том, что они видят на картинках. Детям можно предложить игру «Кто с какой игрушкой играет». Даются вырезанные фигурки детей в движении (прыжки, бег, ходьба и др.) и предметы, с которыми эти дети совершают определенные действия (девочка со скакалкой, с мячиком; мальчик едет на самокате, играет с юлой, едет на лошадке и др.). Детям нужно рассмотреть, а затем определить, для какого движения характерна данная поза, найти игрушку, с которой играет ребенок. В задании «Выложи такой же рисунок» (на фланелеграфе) дается образец рисунка в нескольких планах (1-3 плана). Дети должны на фланелеграфе воспроизвести из вырезанных изображений рисунок. Дидактическая игра «Нанизай на каждый шнурок шарик соответствующего цвета». Даются шнурки разного цвета и цветные шары. Дети нанизывают каждый цветной шар на шнурки соответствующего цвета. Или же даются изображения ниточек разного цвета, и дети кладут к ним круги соответствующего цвета. В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефрак- ции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная перенагрузка, и пособия и материалы даются более крупного размера. Приведем конкретные примеры индивидуального подхода на занятиях: Оксана Д. Диагноз: сходящееся содружественное неаккомодационное монокулярное постоянное косоглазие, амблиопия высокой степени правого глаза, слабой степени —левого глаза, гиперметропия высокой степени правого глаза, слабой степени — левого глаза, анизометропия. Острота зрения правого глаза — 0,2; левого глаза — 0,8. Характер зрения монокулярный в очках и без очков с 1 метра. Девочка проходит курс плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения хуже видящего глаза. На занятиях по математике ей предлагают объемные игрушки, реальные предметы, обводку через кальку, по контуру» работу с мозаиками, мелким строительным материалом. Девочке рекомендована врачом-офтальмологом интенсивная зрительная нагрузка. Саша М. Диагноз: сходящееся содружественное альтернирующее постоянное частично-аккомодационное косоглазие. Амблиопия высокой степени. Гиперметропия обоих глаз средней степени, альбинизм. Острота зрения правого глаза — 0,15; левого глаза — 0,08. Во время лечения методом попеременной окклюзии, особенно в период, когда ребенок работал хуже видящим глазом, ему давались более крупные и яркие пособия и материалы. Рисовать давали только фломастерами. Чаще, чем другим детям, ему предлагались упражнения для снятия зрительного напряжения. В связи со светобоязнью его помещали спиной к свету и включали настольную лампу, чтобы свет падал только на стол. Каждый педагог, если ему известны состояние зрения детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях. Например, если на занятиях по математике формируется понятие широкое-узкое, длинное-короткое, можно предложить детям в зависимости от вели- 43 чины объекта (машина, гусеница, ослик) нарисовать дорожки соответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с этим заданием, предлагается выбрать из набора лент ленты разной ширины и соответствующего размера. В таких заданиях активно упражняется зрение, а это способствует лечебно-восстановительному процессу. В период ортоптического лечения косоглазия с детьми дошкольного возраста важно провести специальную подготовку к лечению на сипоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих нарисованных изображений. Дети должны наложить их па нарисованные изображения. В игре «Подбери пару» дети должны подобрать два изображения, например, животных в разных позах, и рассказать, чем эти изображения отличаются. В упражнениях па обучение детей чтению графических изображений можно предложить заполнить контурное изображение сюжетной картинки цветным вырезанным по контуру изображением (картинкой). В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади и цель», «Позвони в колокольчик», «Попади шариком в цель», «Кто скорее соберет определенное количество палочек соответствующею цвета», «Проследи за движением флажка (лепты, фонарика, султанчика)», «Набрось кольцо», «Каждую игрушку и. свою коробку». В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Попади в обруч», «Прокати шар в ворота», а также игры с различными конструкторами, мозаиками. При игре упражняются глазомерные функции, дети учатся соизмерять разные по величине предметы, выделять расстояние между предметами и объектами. Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удаленности, протяженности простран- 44 ства имеются в подвижных играх, играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие способствуют активизации и формированию стереоскопического видения. Зная зрительные возможности детей, педагоги смогут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы. Важное значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют различные наглядные пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должны быть лаконичны и понятны детям, по цвету — яркими, контрастными и насыщенными. Показ наглядных пособий следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и целенаправленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций. 45
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |