Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ссстра-ортонтистка проводит плсоптичсское, ортоитичес кое и диплонтическое лечение детей:



2019-07-03 220 Обсуждений (0)
Ссстра-ортонтистка проводит плсоптичсское, ортоитичес кое и диплонтическое лечение детей: 0.00 из 5.00 0 оценок




1) проводит окклюзию детям и следит за состоянием окклюдоров в течение дня;

2) выполняет лечебные процедуры (плеоптические, ортоптические, диплоптические) с использованием аппаратов и приборов
по назначению врача-окулиста;

35


3) три раза в месяц,, а при показаниях чаще, проверяет остроту зрения, характер зрения, определяет фиксацию, участвует с вра­чом-окулистом в подборе очков;

4) следит за состоянием и чистотой очковых стекол;

5) следит за исправностью и чистотой офтальмологической ап­паратуры;

6) проводит тематическую проверку групп один раз в неделю;

7) проводит беседы с родителями, воспитателями, персоналом
детского учреждения;

8) ведет офтальмологическую документацию и совместно с вра­чом-окулистом составляет отчет о работе.

36


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЛЕЧЕБНО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ

В специальном дошкольном учреждении в окружении сверстников с таким же недугом ребенок не видит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении упражнений для раз­вития зрения.

Одним из наиболее важных преимуществ лечения косоглазия и амблиопии в детском саду для детей с нарушением зрения явля­ется то, что ребенок окружен воспитателями и тифлопедагогом, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживают интерес ребенка к лечению.

Лишь в том случае, когда ребенок занимается с желанием и ин­тересом, лечение может быть успешным.

Восстановление бинокулярного зрения обречено на неудачу, ес­ли у больного нет желания добиться успеха. В связи с этим воз­растает значение тифлопедагога и воспитателя в воздействии на результат восстановления зрения.

Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомы­ми с принципами воздействия на нее, понимая зрительные воз­можности ребенка, систематически консультируясь с врачом-оф­тальмологом, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеж­дая его в наличии положительного результата, педагоги стано­вятся участниками возвращения детям возможной полноты зри­тельных функций.

Методологической основой коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения являются психологическая теория развития аномального ребенка, специальная педагогика со своей спецификой в принципах, содержании и методах обуче­ния.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцирован­ный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизи­ческого развития и восстановления зрения на основе стимуляции

 

37


всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции па психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами дея­тельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих па основе сложившихся у него социально-адап­тивных форм общения и поведения.

Пол влиянием коррекционного воздействия происходит норма­лизация его развития и восстановления его связей с окружающей действительностью.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с ком­плексным лечебно-восстановительным процессом на основе мак­симального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.

Направленное обучение и воспитание строится из пропедевти­ческих курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации за счет развития сохранных анализаторов, речи и мышления.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

— специальные коррекционные занятия по развитию зритель­ного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной
адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых
нарушений;

— организация коррекционных упражнений на различных заня­тиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической
культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности.

Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебно­го процесса, включая задачу снятия побочного влияния медицин­ских процедур на психику ребенка. Знание зрительных возмож­ностей ребенка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.

Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществ-

38

                                  


ляется в дидактических играх, на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре и др. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зри­тельной ориентации в различении признаков и свойств предмет­ного мира, зрительно-пространственных признаков и т.д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприя­тия и познания окружающей действительности, согласуется с вра­чом-офтальмологом.

Все упражнения по развитию зрения строятся па индивидуаль­ном подходе к ребенку. Пособия и материалы, предлагаемые де­тям, должны учитывать нарушения зрительного анализатора ре­бенка.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушени­ем зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вто­ричных отклонений в развитии детей, осуществление лечеб­но-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в шко­ле. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность пер­вого обусловливает недостаточное развитие второго, поэтому од­ной из специальных задач коррекционно-воспитателыюй рабо­ты в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориента­ции при активном упражнении и активизации зрительных функ­ций.

В ходе занятий и игр происходит повышение общей функцио­нальной активности и различительной чувствительности зри­тельной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.

Большое внимание педагоги уделяют подготовительным уп­ражнениям, которые они проводят совместно с медицинскими сестрами, особенно перед началом лечения на медицинских ап­паратах. Так, при исправлении косоглазия на синоптофоре детей

39


предварительно знакомят с изображениями, которые предъявля­ются на нем. Проводятся игры и упражнения типа: «Подбери па­ру», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изоб­ражения в одно», «Подбери к контурному изображению силуэт».

По рекомендации врача-офтальмолога в периоды восстанови­тельного лечения педагоги проводят с детьми различные дидак­тические игры и упражнения для активизации, стимуляции зри­тельных функций.

Например, и период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д.

Маленьким детям для обводки даются простые крупные пред­меты (шар, мяч, яблоко, флажок и т.д.), детям постарше — сю­жетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Очень интересны задания на рассмат­ривание, обводку картинок через освещенный экран.

Во все общеобразовательные занятия индивидуально включа­ются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного поло­жения предметов). Б процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основ­ным признакам. Используются следующие дидактические игры: «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, рисунках», «Подбери одинаковые предме­ты» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Со­ставь из частей целое». В период плеоптического лечения детей младшего возраста рекомендуется использовать игры с матреш­ками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например: «Собе­ри башенку», «Собери пирамидку», «Собери корзинки», «Со­ставь матрешку».

Нанизывание бус, шаров, плетение следует использовать с иг­ровым компонентом: «Кто скорее нанизает шары», «Наряди кук­лу в бусы» и др.

Один из вариантов методик — воспроизведение изображений

40


по образцу при непосредственном его восприятии, краткосроч­ном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета.

Все эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной коор­динации. Обучение чтению детьми изображений плоских и объ­емных осуществляется с помощью зрения и подключением ося­зательного восприятия. Дети анализируют рисунок, сравнивают изображения, выделяя сходные и отличительные признаки.

Шнуровку можно внести в одежду кукол (на ботинках, сапож­ках куклы, на жилете, пальто, платье), так как такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший инте­рес, чем шнуровка простой планки.

Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, пирамидки, разрезные лото и т.д.), заставляет детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в про­цесс рассматривания.

Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии. Дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питается это животное. Коза любит капусту, заяц — морковку и т.д. Содер­жание таких картинок может быть разнообразным.

Важно помнить, что дидактические игры и задания для разви­тия зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предме­ты и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Са­мые мелкие предметы не должны быть менее 2 см, так как у де­тей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Им трудно работать с очень мелким материалом. Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возра­ста большую сложность.

Для активизации зрения детей с косоглазием в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным

41


фонариком: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз за­жегся», «Сколько горит лампочек на панели?», «Проследи за огоньками» (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось). На занятиях в качестве физкультурных минуток можно предложить задания: «Посчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонек?» и т.д.

На занятиях по изобразительной деятельности много внимания уделяется формированию реальных представлений, выделению признаков предметов, чтобы дети затем смогли отобразить в сво­их рисунках. Психофизиологические методы восстановления зрения (светостимуляция, предъявление изображений на свето­вом табло и др.) сочетаются с психолого-педагогическими мето­диками.

Хорошо использовать в этот период лечения рассматривание цветных слайдов и диафильмов. Дети могут рассматривать изоб­ражения предметов, животных, птиц, сюжетных картинок из ска­зок и т.д. При этом важно, чтобы дети рассказывали о том, что они видят на картинках.

Детям можно предложить игру «Кто с какой игрушкой играет». Даются вырезанные фигурки детей в движении (прыжки, бег, ходьба и др.) и предметы, с которыми эти дети совершают опре­деленные действия (девочка со скакалкой, с мячиком; мальчик едет на самокате, играет с юлой, едет на лошадке и др.). Детям нужно рассмотреть, а затем определить, для какого движения ха­рактерна данная поза, найти игрушку, с которой играет ребенок.

В задании «Выложи такой же рисунок» (на фланелеграфе) да­ется образец рисунка в нескольких планах (1-3 плана). Дети должны на фланелеграфе воспроизвести из вырезанных изобра­жений рисунок.

Дидактическая игра «Нанизай на каждый шнурок шарик соот­ветствующего цвета». Даются шнурки разного цвета и цветные шары. Дети нанизывают каждый цветной шар на шнурки соот­ветствующего цвета. Или же даются изображения ниточек разно­го цвета, и дети кладут к ним круги соответствующего цвета.

В период восстановления остроты зрения важно систематичес­ки упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефрак-


ции (близорукости или дальнозоркости) система работы по по­вышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой ре­фракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и при­меняются пособия и материалы более мелкого размера. При бли­зорукости не допускается зрительная перенагрузка, и пособия и материалы даются более крупного размера.

Приведем конкретные примеры индивидуального подхода на занятиях:

Оксана Д. Диагноз: сходящееся содружественное неаккомода­ционное монокулярное постоянное косоглазие, амблиопия высо­кой степени правого глаза, слабой степени —левого глаза, гиперметропия высокой степени правого глаза, слабой степени — ле­вого глаза, анизометропия. Острота зрения правого глаза — 0,2; левого глаза — 0,8. Характер зрения монокулярный в очках и без очков с 1 метра. Девочка проходит курс плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения хуже видящего глаза. На занятиях по математике ей предлагают объемные иг­рушки, реальные предметы, обводку через кальку, по контуру» ра­боту с мозаиками, мелким строительным материалом. Девочке рекомендована врачом-офтальмологом интенсивная зрительная нагрузка.

Саша М. Диагноз: сходящееся содружественное альтернирую­щее постоянное частично-аккомодационное косоглазие. Амбли­опия высокой степени. Гиперметропия обоих глаз средней степе­ни, альбинизм. Острота зрения правого глаза — 0,15; левого гла­за — 0,08. Во время лечения методом попеременной окклюзии, особенно в период, когда ребенок работал хуже видящим глазом, ему давались более крупные и яркие пособия и материалы. Рисо­вать давали только фломастерами. Чаще, чем другим детям, ему предлагались упражнения для снятия зрительного напряжения. В связи со светобоязнью его помещали спиной к свету и включали настольную лампу, чтобы свет падал только на стол.

Каждый педагог, если ему известны состояние зрения детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивиду­альные задания детям на занятиях. Например, если на занятиях по математике формируется понятие широкое-узкое, длин­ное-короткое, можно предложить детям в зависимости от вели-

43


чины объекта (машина, гусеница, ослик) нарисовать дорожки со­ответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зре­ния не могут справиться с этим заданием, предлагается выбрать из набора лент ленты разной ширины и соответствующего разме­ра. В таких заданиях активно упражняется зрение, а это способ­ствует лечебно-восстановительному процессу.

В период ортоптического лечения косоглазия с детьми до­школьного возраста важно провести специальную подготовку к лечению на сипоптофоре. Для этого используются такие упраж­нения, как накладывание одного изображения на другое. Напри­мер, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих нарисованных изображений. Дети должны наложить их па нарисованные изображения.

В игре «Подбери пару» дети должны подобрать два изображе­ния, например, животных в разных позах, и рассказать, чем эти изображения отличаются.

В упражнениях па обучение детей чтению графических изобра­жений можно предложить заполнить контурное изображение сю­жетной картинки цветным вырезанным по контуру изображени­ем (картинкой).

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей раз­виваются глазодвигательные функции. Для этого можно исполь­зовать игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади и цель», «Позвони в колокольчик», «Попади шариком в цель», «Кто скорее со­берет определенное количество палочек соответствующею цве­та», «Проследи за движением флажка (лепты, фонарика, султан­чика)», «Набрось кольцо», «Каждую игрушку и. свою коробку».

В период выработки стереоскопического зрения особенно эф­фективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Попади в обруч», «Прокати шар в ворота», а также игры с различными конструкторами, мо­заиками. При игре упражняются глазомерные функции, дети учатся соизмерять разные по величине предметы, выделять рас­стояние между предметами и объектами.

Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удаленности, протяженности простран-

44


ства имеются в подвижных играх, играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, переша­гивание через препятствие способствуют активизации и форми­рованию стереоскопического видения.

Зная зрительные возможности детей, педагоги смогут целена­правленно влиять на развитие зрения, создавать условия в про­цессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Важное значение в организации работы по развитию зритель­ного восприятия имеют различные наглядные пособия, дидакти­ческий материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должны быть лаконичны и понятны детям, по цвету — яркими, контрастными и насыщенными. Показ наглядных пособий сле­дует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным по­яснением, позволяющим детям понять, выделить конкретные ви­зуальные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и целенаправленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

45




2019-07-03 220 Обсуждений (0)
Ссстра-ортонтистка проводит плсоптичсское, ортоитичес кое и диплонтическое лечение детей: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ссстра-ортонтистка проводит плсоптичсское, ортоитичес кое и диплонтическое лечение детей:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)