Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ



2019-07-03 210 Обсуждений (0)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Познание дошкольниками окружающего мира предполагает ак­тивную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребе­нок учится способам ориентации среди разнообразия признаков и свойств предметов.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабо­видящих детей дошкольного возраста является дидактическая иг­ра, основным элементом которой является обучение детей спосо­бам познания.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития сла­бовидящих детей дидактические игры можно условно разделить па две группы:

1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсор­
ной деятельности детей с нарушением зрения;

2) логические дидактические игры, назначение которых -
смысловая систематизация чувственного опыта.

Игры первой группы развивают умения детей различать, срав­нивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.

В играх второй группы дети учатся классификации, группиров­ке, систематизации предметов по общим и отличительным при­знакам.

При классификации дети устанавливают общность между пред­метами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, вели­чине, пространственным характеристикам и др.

В играх на систематизацию они соотносят предметы между со­бой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т.д.

По содержанию дидактические игры можно также представить как три вида: игры с предметами, настольно - печатные и словес­ные игры.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализиро-

46


вать характерные признаку свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зре­ния, так как в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.

Настольно - печатные игры учат детей чтению иллюстративно­го материала, осмыслению изображенного, их словесному опи­санию.

Использование словесных дидактических игр и обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, кон­кретизации образов предметов и развития описательной речи, а также способствует осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов.

Рассмотрим конкретные примеры игр и заданий. Игра «Кто скорее соберет палочки». Детям предлагается в стаканчики опре­деленного цвета собрать палочки такого же цвета. В процессе иг­ры они дифференцируют цвет, считают, сколько всего собрали палочек. Из этих же палочек они выкладывают различные геоме­трические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.).

В задании «Найди такой же» дети дифференцируют от 8 до 12 кругов одного цвета, но разных оттенков. Следует создать ряд от более темного к самому светлому.

В игре «Разложи по цвету» дети по образцу, кто скорее, созда­ют цветовой ряд по оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее создаст гамму цветовых оттенков.

В упражнении «От какой бабочки крылья» дети рассматривают изображения крыльев бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети определяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей.

В дидактическом задании «Выложи орнамент» предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом дети называют фигуры, их цвет, величину, пространственное по­ложение.

Игра «Подбери чашки к блюдцам». Даются изображения чашек и блюдец или реальные предметы разного цвета. Следует подо­брать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета.

К играм и материалам, способствующим активизации зритель-

47


ных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «Подбери к шарам цветные нитки» и др.

Дидактические игры «Какой предмет больше, меньше?», «Что дальше, что ближе», «Самый длинный, высокий, толстый, тон­кий, короткий, низкий предмет» упражняют детей в развитии глазомера. Развитию зрительного внимания и памяти способст­вуют задания «Угадай, что изменилось», «Чего не стало?», «Най­ди такой же предмет».

В игре «Кто скорее соберет листья» дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета.

В игре «Найди каждому ребенку свою игрушку» дети подбира­ют игрушки: мальчику — самокат, девочке — скакалку, другим де­тям — волчок, мячик и т.д. При этом они определяют, какое дей­ствие характеризует ту или иную позу, когда ребенок играет с иг­рушкой (прыгает со скакалкой, едет на самокате и др.).

В дидактической игре «Одень куклу» дети подбирают по раз­меру кукол соответствующую одежду.

Игра «Какой геометрической фигуры не стало» предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Де­ти запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать какая фигура спрятана. В игре «Составь из частей целое» дети составляют из вырезанных частей целое изо­бражение.

Дидактическая игра «Кто скорее нанизает свои бусы» способ­ствует развитию глазомера, моторики рук. Вводится элемент вы­игрыша на скорость. Для развития зрительно-пространственной ориентировки можно использовать игру «Найди в комнате пред­меты соответствующей высоты, ширины, длины». Каждый ребе­нок получает свою мерку: палочку, ленту и др. Надо найти пред­мет соответственно заданной мере по длине, высоте, ширине, на­пример, «Найдите игрушки по высоте палочки».

Для упражнения в выделении формы дается игра «Найди пред­мет по форме геометрической фигуры». Дети получают геомет­рические фигуры: круг, квадрат, овал, эллипс, треугольник, пря-

48


моугольник и геометрические тела: конус, шар, цилиндр, призма и описывают предметы в комнате.

В игре «Каждой игрушке свое место» дети учатся вкладывать в коробки игрушки соответственно размеру.

Игра-лабиринт «Чей телефон?» учит прослеживать глазами изо­бражение шнура телефона, чтобы выяснить, кто с кем говорит по телефону. Правильное прослеживание фиксируется фишками; де­ти соревнуются, кто скорее выполнит.

Все умения и знания, полученные на занятиях и в игровой дея­тельности, закрепляются в повседневной, жизни детей.

Для развития пространственной ориентации и зрительных ощу­щений во время прогулки можно использовать игры и задания та­кого типа: «Сравни два дерева», «Чьи следы на снегу?», «Рассмо­три, радугу», «Сравни снежинки», «Пройти путь на звук», «Найди дерево, цветок по картинке» и т.д.

На прогулке можно наблюдать изменения природных явлений, сме­ну времен года, показывать большие и маленькие льдинки, сравни­вать их, рассматривать и обследовать разнообразный животный и растительный мир в таких играх, как «Назови цвета первых упавших листьев», «Узнай растение по листочку», «Назови растение по рост­ку и месту посадки», «Угадай, кто ползет по листу» и т.д.

Для формирования представлений о перспективе можно исполь­зовать фланелеграф. Предлагается образец рисунка (с 2-4х плано­вой перспективой) и точно такие же вырезанные изображения и детали этого рисунка. Следует создать на фланелсграфе подобно рисунку изображение, сохраняя то, как расположены предметы на рисунке.

В игровом задании «Кто с каким мячом играет?» упражняются глазодвигательные функции зрения. Дети отслеживают соединя­ющие девочек и мальчиков линии с разноцветными" шарами и на­зывают направление движения объектов: вверх-вниз, влево-впра­во, в нижнем правом углу, середине, с правой стороны и т.д.

В дидактической игре «Угадай, где позвонили?» идет упражне­ние на выделение направления звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа и т.д.

Игра «Угадай, кто позвал?» учит детей дифференциации голоса товарищей.

49


Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным пред­метным миром, можно для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры. Назовем отдельные из них.

Игра «Котятки и перчатки». Детям раздаются карточки с изоб­ражением котят в разноцветных костюмчиках. Говорится скоро­говорка:

Потеряны котятки      Прибежали ребятки

От костюмов перчатки Отыскали перчатки.

Дети произносят скороговорку и подбирают к своим картинкам с котятами изображения перчаток соответствующего цвета.

Игра «Угадай по описанию». Детям предлагают картинки с предметными изображениями: игрушки, предметы быта (обувь, посуда, мебель и др.)- Дидактическое задание «Загадать загадку, описать предмет». Кто отгадает, тот получает карточку. Выигры­вает тот, у кого окажется больше карточек.

Дидактические упражнения:

1) нарисовать, что данное слово обозначает;

2) связать слово с иллюстрацией, его изображающей;

3) произнести слоги похожих слов;

4) составить как можно больше слов, начинающихся одинаково.
Следует широко использовать сенсорно-двигательные игры для упражнения на узнавание, классификацию форм, цвета, размеров, величин на всевозможные сложные различения по убывающей и возрастающей величине, оттенкам.

Детям предлагаются игры-упражнения типа: найди знакомые качества в других предметах (понятие тождества), сравни, сопос­тавь (понятие различения), всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов, перестановку, раз­деление, отрицание, воспроизведение, размещение посредством схем, диаграмм и др.

Простейшие игры-задания развивают у ребенка способность причислять отдельный предмет к классу предметов (важный шаг к дедукции — обобщению).

Приведенные игры повышают способности дошкольников к обобщению и улучшению ориентации в окружающей действи­тельности, а также развивают и активизируют зрение детей.




2019-07-03 210 Обсуждений (0)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)