В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Врачом - офтальмологом И сёстрам - ортоптисткам тифлопедагогом , воспитателям родителям студентом дефектологических факультетов Москва 1998 ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО Л.И.ПЛАКСИА Л.А.ГРИГОРЯН СОДЕРЖАНИЕ МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ врачам-офтальмологам и сестрам-ортоптисткам тифлопедагогам, воспитателям родителям студентам дефектологических факультетов Москва 1998 УДК 376.3 - 056.262 ББК 74.3 П-37 П - 37 Методическое пособие представляет комплексный подход к восстановлению зрения и коррекции отклонений в развитии детей с косоглазием и амблиопией в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения. Пособие рекомендуется педагогам и медицинским работникам, студентам дефектологических отделений, родителям, всем, кого интересует здоровье детей и оказание им помощи. М; Издательство "ГороД", 1998 - 56 с. ЛР № 065796 от 7,04.98 УДК 376.3 - 056.262 "ББК 74.3 ISBMN S - 93041 -001 - 1 © издательство "ГороД", 1998 © Плаксива Л.И., Григорян Л.А. ПРЕДИСЛОВИЕ Данная работа отражает содержание лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы по реабилитации детей, страдающих глазными заболеваниями, в условиях специализированного дошкольного учреждения. В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных дошкольных учреждений для детей с глазной патологией. Лечение косоглазия и амблиопии, которые возникают в.подавляющем большинстве случаев у детей 2-4-летнего возраста, в поликлинических условиях сопряжено с многими бытовыми трудностями; эффективность этого лечения недостаточна. Положительный результат, как правило, достигается лишь в процессе длительного (многолетнего) лечения. Значительная часть детей вынуждена поступать в школу, не завершив лечение. Продолжение лечения в условиях школы становится трудно осуществимым. Школьники с амблиопией и косоглазием нередко подвергаются насмешкам сверстников, что отражается на их поведении и успеваемости, психо-эмоциональном состоянии. Лечебно-оздоровительные мероприятия по лечению косоглазия и амблиопии у детей в поликлинических условиях практически не сочетаются с психолого-педагогическими и воспитательными мероприятиями. Значительная часть детей с этой патологией находится в детских садах общего типа, где лечение им не проводится. Перечисленные обстоятельства требовали создания такого стационарного учреждения, в котором дети дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией могли бы получать достаточно длительное интенсивное комплексное лечение, сочетающееся с ра- ционально построенным педагогическим процессом, предусматривающим коррекционно-воспитатсльную работу с учетом нарушений зрительного анализатора. Такими учреждениями стали специализированные дошкольные учреждения (или специализированные группы в детских садах общего типа) для лечения детей с глазной патологией. К настоящему времени накоплены многочисленные данные, свидетельствующие о том, что эффективность лечения глазных заболеваний в этих учреждениях выше, чем в глазных кабинетах детских поликлиник, кабинетах охраны зрения, что обусловлено сочетанием длительной комплексной интенсивной лечебной работы с коррекционно-педагогическими мероприятиями в условиях обычного режима жизни ребенка. Педагогические мероприятия в специализированных дошкольных учреждениях имеют направленность, способствующую лечебному процессу. Тифлопедагогами разработана специальная методика занятий по развитию зрительного восприятия, которая предусматривает во всех видах детской деятельности применение специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения. Косоглазие — не только косметический дефект, оно приводит к нарушению зрительных функций, прежде всего, бинокулярного зрения, а также травмирует психику ребенка, снижает работоспособность и ограничивает профессиональные возможности. Зрение детей с косоглазием и амблиопией носит чаще всего монокулярный характер. Восстановление бинокулярного зрения у таких детей — сложный и длительный процесс. Регулярное лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками. Лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения достигаются хорошие результаты восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе. Для этого педагоги должны знать особенности данной патологии зрения, принципы лечения и условия, необходимые для успешных занятий, игр и других видов детской деятельности. В настоящее время специализированные дошкольные учреждения для детей с глазной патологией имеются во всех крупных го- родах Российской Федерации. Повышается эффективность их работы. Расширяются показания к приему детей и эти учреждения. В детских садах организованы группы повышенного риска возникновения миопии (Е.И.Ковалевский). Большое значение имеет создание специализированных групп для детей с врожденной патологией органа зрения (А.В.Хватова). Для продолжения лечения и закрепления его результатов создаются учреждения нового вида — ясли-сад-начальпая школа (учебно-воспитательный комплекс — УВК) для детей с нарушением зрения. Максимальное сближение задач восстановления и охраны зрения с комплексом коррекционно-педагогической работы позволяет успешно оказывать детям медико-психолого-педагогическую помощь.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |