ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ.
Подвижные игры всегда любимы детьми дошкольного возраста, так как через них они удовлетворяют свое постоянное стремление к движению (бегу, прыжкам, ползанию, подражанию различным движениям животных и т.д.). Подвижные игры разделяются по характеру движений, содержанию, способам организации детей и правилам. К ним относятся сюжетные, бессюжетные игры на соревнование, игровые упражнения. В сюжетных подвижных играх дети выполняют действия, связанные с той или иной ролью, предусмотренной сюжетом. Подражая животным, дети в непроизвольной форме усваивают основные движения: бега, ходьбы, прыжков и т.д. «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши» и др. Сюжет и роль, которую исполняют дети в игре, делает ее интересной и занимательной. В подвижных играх бессюжетного характера всегда присутствуют элемента! соревнования, выигрыша, что также обеспечивает живой интерес ребенка к ней. Многообразие движений в подвижных играх и связанные с ними эмоциональные переживания делают их эффективным средством воздействия на всестороннее развитие детей. Коллективный характер игр воспитывает в детях дружбу, чувство удовлетворения, от активных совместных действий, учит детей подчиняться требованиям правил игры, которые воспитывают у них выдержку, дисциплинированность, умение уступить и помочь товарищу. Дети усваивают, что игра теряет свое смысловое содержание из-за невыполнения правил. Этим самым у них формируется чувство ответственности, дисциплинированности. В подвижных играх создают условия для тесного и разнообразного контакта между детьми. И сближения их друг с другом. Систематическое проведение подвижных игр способствует нравственному и физическому развитию детей, повышению их двигательной активности. Воспитатели детских садов для детей с нарушения- 51 ми зрения должны четко представлять значение и роль подвижных игр в коррекционно-воспитательной работе с детьми. Выделяя коррекционно-педагогическое значение подвижных игр в воспитании детей с амблиопией и косоглазием, нам хотелось бы подчеркнуть, что развитие движений детей успешно осуществляется под контролем и участии зрения, так как через него ребенок получает информацию об окружающем его мире, оно дает возможность правильной ориентировке в пространстве. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании, идет упражнение в определении нужного направления и контролировании расстояния, темпа, точности и ритма движений. Качество и эффективность развития движений в определенной степени зависит от полноценности участия зрения; поэтому у детей с нарушениями зрения в сравнении с нормально видящими детьми наблюдаются худшие результаты в выполнении двигательных упражнений. У дошкольников с амблиопией и косоглазием встречаются нарушения осанки, ассиметричность в телосложении, некоордииированность и неритмичность движений, затрудненность ориентирования в пространстве. Все эти отклонения в развитии в значительной степени тесно связаны с патологией зрения. При монокулярном видении (то есть одним глазом) отсутствует бинокулярное и стереоскопическое зрение, обеспечивающее восприятие объема, величины, пространственного расположения предметов, определение глубины и расстояния между ними, поэтому дети часто испытывают затруднения при ходьбе и беге по ограниченной плоскости (в комнате, спортивной площадке) попадании в цель, увертывании от догоняющего, прыжках в глубину и длину и т.д. Учет особенностей зрительных и двигательных нарушений у детей при организации и проведении подвижных игр различного характера обеспечивает эффективность влияния их на развитие детей. В подвижных играх и спортивных упражнениях с детьми, 52 страдающими амблиопией и косоглазием, наряду с общепедагогическими задачами, следует учитывать задачи развития и тренировки нарушенных движений и зрительных функций. Игры с ловлей и увертыванием, лазанием и перепрыгиванием, бросанием и метанием способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции и т.д. В играх с использованием различных атрибутов: мячей, кеглей, обручей, прыгалок дети учатся владеть этими предметами и в то же время они упражняют зрение в прослеживании движения. В играх на метание, бросание, прокатывание и др. у детей развивается глазомер и точность попадания, которые невозможны без участия зрения. Для того, чтобы облегчить детям ориентировку в пространстве в процессе бега, ходьбы нужно использовать различные ориентиры: цветные кубики, флажки, ограничивающие пространство и показывающие направление движения. Использование разнообразных атрибутов для ориентировки заставляет детей активно упражнять зрение, тем самым развивается зрителыю-двигательные возможности детей. В играх спортивного характера (городки, бадминтон, настольный теннис, игры типа футбол, хоккей, волейбол и др.) формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения, поэтому и здесь можно осуществлять работу по тренировке зрения. Подвижные игры используются в течение всего дня: на утренней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна детей, на физкультурных занятиях. В младших группах, где большинство подвижных игр сюжетных, хорошо для зрения использовать различные атрибуты: шапочки, воланчики, флажки; мячи, обручи и т.д. Надо только всегда помнить о рекомендациях врача-офтальмолога при организации двигательной активности детей с тем, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных движений. Взрослые должны правильно понять свою роль в развитии, воспитании и лечении ребенка. Они должны стать помощниками и 53 организаторами жизни ребенка, создающими все возможное для активизации и развития самостоятельности при общении с окружающим миром. Надо помочь ребенку преодолеть страх и неуверенность перед окружающим. Адекватно действовать в реальном мире можно только тогда, когда ты свободен и уверен в себе. Свободное общение формируется при руководящей, организующей и воспитывающей помощи взрослого, обучающего ребенка выделению, опознанию и осознанию всех признаков и свойств окружающих предметов и явлений, а также осознанию своих зрительных возможностей. При этом врачи и педагоги активно включают в этот процесс родителей, обучают их работе с детьми. Как часто наблюдается, что родители таких детей предпочитают делать за ребенка взамен обучения этим действиям самого ребенка с нарушенным зрением. А это только вредит ему, так как опыт первых общений с предметным миром и понимание социальных сторон жизни целиком зависит от того, как правильно организуют взрослые самостоятельный и активный образ жизни такого ребенка. Для этого родителей следует знакомить с задачами и принципами лечения, воспитания и обучения. Дети должны научиться понимать свое состояние зрения и возможности сохранных органов чувств. В домашней обстановке, домашних занятиях взрослые учитывают рекомендации офтальмолога и тифлопедагога. Чем бы не занимались дома близкие, они должны помнить, что ребенок только с их помощью сможет понять смысл и содержание вещей. Нужно провести ряд специальных занятий с детьми но изучению домашней обстановки, расположения комнат, предметов быта в них. Детей надо приучать к определенному порядку: класть вещи на свои постоянные места, привлекать к своим домашним занятиям. Моет мама посуду, надо дать и ребенку принять в этом участие, стирает белье и ребенок рядом. Родители должны помнить, что ребенок с нарушенным зрением самостоятельно наблюдать ваши действия не может, надо дать ему возможность на осязание, слух и другие анализаторы проанализировать содержание занятия. Очень важно воспитывать в ребенке с нарушенным зрением уверенность в 54 том, что ему доступны в основном все действия. Надо вызывать у детей положительное эмоциональное отношение и переживание к окружающему: людям, их труду, природе. Важным требованием к организации жизни ребенка дома является продолжение лечения, воспитания и обучения в органической связи с детским учреждением. Маленький ребенок познает мир посредством различных органов чувств. Мир открывается ему в разнообразии формы, цвета, запахов, звуков и других признаков и свойств окружающего. У ребенка с нарушенным зрением возможности чувственного познания сужаются, так как из акта восприятия выключается зрительная информация полностью или частично. Если не создавать ребенку с самого раннего возраста условия для самостоятельного непосредственного контакта с реальным миром, не обучать его жить соответственно его возможностям познавать мир за счет активного развития всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусового восприятия), то многое из окружающего им не будет познано. Весь процесс развития ребенка зависит от того, как сумеют врачи, педагоги и родители организовать его жизнедеятельность, с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического состояния. 55 Литература 1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. — В кн.; Руководство по детской офтальмологии. — М., 1987, с 192-224. 2. Григорян Л.А. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированном детском саду. — М., 1980. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. 3. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. — В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. — М., 1978, 4. Кащенко Т.П. Бинокулярная зрительная система при содружественном косоглазии. — М., 1978. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. 5. Кащенко Т.П. Принципы и методы исследования и восстановления бинокулярных функций в естественных и близких кним условиях. — В кн.: Охрана зрения детей и подростков. — 6. Жохов В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М., 1989. 7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей снарушениями зрения. — Калуга, из-во "Адель", 1998. 8. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Под ред. Плаксиной Л.И., — Калуга., из-во "Адель", 1998. 9. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. Под ред. Плаксиной Л.И., — М., 1995. 56
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |