Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ.



2019-07-03 332 Обсуждений (0)
ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Подвижные игры всегда любимы детьми дошкольного возрас­та, так как через них они удовлетворяют свое постоянное стрем­ление к движению (бегу, прыжкам, ползанию, подражанию раз­личным движениям животных и т.д.).

Подвижные игры разделяются по характеру движений, содер­жанию, способам организации детей и правилам. К ним относят­ся сюжетные, бессюжетные игры на соревнование, игровые уп­ражнения.

В сюжетных подвижных играх дети выполняют действия, свя­занные с той или иной ролью, предусмотренной сюжетом. Под­ражая животным, дети в непроизвольной форме усваивают ос­новные движения: бега, ходьбы, прыжков и т.д. «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши» и др. Сюжет и роль, которую испол­няют дети в игре, делает ее интересной и занимательной.

В подвижных играх бессюжетного характера всегда присутст­вуют элемента! соревнования, выигрыша, что также обеспечива­ет живой интерес ребенка к ней.

Многообразие движений в подвижных играх и связанные с ни­ми эмоциональные переживания делают их эффективным сред­ством воздействия на всестороннее развитие детей. Коллектив­ный характер игр воспитывает в детях дружбу, чувство удовле­творения, от активных совместных действий, учит детей подчи­няться требованиям правил игры, которые воспитывают у них выдержку, дисциплинированность, умение уступить и помочь то­варищу. Дети усваивают, что игра теряет свое смысловое содер­жание из-за невыполнения правил. Этим самым у них формиру­ется чувство ответственности, дисциплинированности. В по­движных играх создают условия для тесного и разнообразного контакта между детьми. И сближения их друг с другом. Система­тическое проведение подвижных игр способствует нравственно­му и физическому развитию детей, повышению их двигательной активности. Воспитатели детских садов для детей с нарушения-

51


ми зрения должны четко представлять значение и роль по­движных игр в коррекционно-воспитательной работе с де­тьми.

Выделяя коррекционно-педагогическое значение подвиж­ных игр в воспитании детей с амблиопией и косоглазием, нам хотелось бы подчеркнуть, что развитие движений детей успешно осуществляется под контролем и участии зрения, так как через него ребенок получает информацию об окру­жающем его мире, оно дает возможность правильной ориен­тировке в пространстве. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возмож­ность видения цели при метании, бросании, идет упражне­ние в определении нужного направления и контролировании расстояния, темпа, точности и ритма движений.

Качество и эффективность развития движений в опреде­ленной степени зависит от полноценности участия зрения; поэтому у детей с нарушениями зрения в сравнении с нор­мально видящими детьми наблюдаются худшие результаты в выполнении двигательных упражнений. У дошкольников с амблиопией и косоглазием встречаются нарушения осанки, ассиметричность в телосложении, некоордииированность и неритмичность движений, затрудненность ориентирования в пространстве. Все эти отклонения в развитии в значитель­ной степени тесно связаны с патологией зрения. При моно­кулярном видении (то есть одним глазом) отсутствует бино­кулярное и стереоскопическое зрение, обеспечивающее вос­приятие объема, величины, пространственного расположе­ния предметов, определение глубины и расстояния между ними, поэтому дети часто испытывают затруднения при ходьбе и беге по ограниченной плоскости (в комнате, спор­тивной площадке) попадании в цель, увертывании от дого­няющего, прыжках в глубину и длину и т.д.

Учет особенностей зрительных и двигательных наруше­ний у детей при организации и проведении подвижных игр различного характера обеспечивает эффективность влияния их на развитие детей.

В подвижных играх и спортивных упражнениях с детьми,

52


страдающими амблиопией и косоглазием, наряду с общепедаго­гическими задачами, следует учитывать задачи развития и трени­ровки нарушенных движений и зрительных функций. Игры с ловлей и увертыванием, лазанием и перепрыгиванием, бросани­ем и метанием способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции и т.д.

В играх с использованием различных атрибутов: мячей, кеглей, обручей, прыгалок дети учатся владеть этими предметами и в то же время они упражняют зрение в прослеживании движения.

В играх на метание, бросание, прокатывание и др. у детей раз­вивается глазомер и точность попадания, которые невозможны без участия зрения.

Для того, чтобы облегчить детям ориентировку в пространстве в процессе бега, ходьбы нужно использовать различные ориенти­ры: цветные кубики, флажки, ограничивающие пространство и показывающие направление движения. Использование разнооб­разных атрибутов для ориентировки заставляет детей активно упражнять зрение, тем самым развивается зрителыю-двигательные возможности детей.

В играх спортивного характера (городки, бадминтон, настоль­ный теннис, игры типа футбол, хоккей, волейбол и др.) формиру­ются различные технические навыки, но развитие их невозмож­но без участия зрения, поэтому и здесь можно осуществлять ра­боту по тренировке зрения.

Подвижные игры используются в течение всего дня: на утрен­ней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна детей, на физкультурных занятиях. В младших группах, где большинство подвижных игр сюжетных, хорошо для зрения использовать раз­личные атрибуты: шапочки, воланчики, флажки; мячи, обручи и т.д.

Надо только всегда помнить о рекомендациях врача-офтальмо­лога при организации двигательной активности детей с тем, что­бы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных движений.

Взрослые должны правильно понять свою роль в развитии, вос­питании и лечении ребенка. Они должны стать помощниками и

53


организаторами жизни ребенка, создающими все возможное для активизации и развития самостоятельности при общении с окру­жающим миром. Надо помочь ребенку преодолеть страх и неуве­ренность перед окружающим. Адекватно действовать в реальном мире можно только тогда, когда ты свободен и уверен в себе. Свободное общение формируется при руководящей, организую­щей и воспитывающей помощи взрослого, обучающего ребенка выделению, опознанию и осознанию всех признаков и свойств окружающих предметов и явлений, а также осознанию своих зрительных возможностей.

При этом врачи и педагоги активно включают в этот процесс родителей, обучают их работе с детьми.

Как часто наблюдается, что родители таких детей предпочита­ют делать за ребенка взамен обучения этим действиям самого ре­бенка с нарушенным зрением. А это только вредит ему, так как опыт первых общений с предметным миром и понимание соци­альных сторон жизни целиком зависит от того, как правильно ор­ганизуют взрослые самостоятельный и активный образ жизни такого ребенка.

Для этого родителей следует знакомить с задачами и принципа­ми лечения, воспитания и обучения.

Дети должны научиться понимать свое состояние зрения и воз­можности сохранных органов чувств. В домашней обстановке, домашних занятиях взрослые учитывают рекомендации офталь­молога и тифлопедагога. Чем бы не занимались дома близкие, они должны помнить, что ребенок только с их помощью сможет понять смысл и содержание вещей. Нужно провести ряд специ­альных занятий с детьми но изучению домашней обстановки, расположения комнат, предметов быта в них. Детей надо при­учать к определенному порядку: класть вещи на свои постоян­ные места, привлекать к своим домашним занятиям. Моет мама посуду, надо дать и ребенку принять в этом участие, стирает бе­лье и ребенок рядом. Родители должны помнить, что ребенок с нарушенным зрением самостоятельно наблюдать ваши действия не может, надо дать ему возможность на осязание, слух и другие анализаторы проанализировать содержание занятия. Очень важ­но воспитывать в ребенке с нарушенным зрением уверенность в

54


том, что ему доступны в основном все действия. Надо вызывать у детей положительное эмоциональное отношение и пережива­ние к окружающему: людям, их труду, природе. Важным требо­ванием к организации жизни ребенка дома является продолже­ние лечения, воспитания и обучения в органической связи с дет­ским учреждением.

Маленький ребенок познает мир посредством различных орга­нов чувств. Мир открывается ему в разнообразии формы, цвета, запахов, звуков и других признаков и свойств окружающего. У ребенка с нарушенным зрением возможности чувственного по­знания сужаются, так как из акта восприятия выключается зри­тельная информация полностью или частично. Если не создавать ребенку с самого раннего возраста условия для самостоятельно­го непосредственного контакта с реальным миром, не обучать его жить соответственно его возможностям познавать мир за счет активного развития всех сохранных анализаторов (осязания, слу­ха, обоняния, вкусового восприятия), то многое из окружающего им не будет познано.

Весь процесс развития ребенка зависит от того, как сумеют вра­чи, педагоги и родители организовать его жизнедеятельность, с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психическо­го состояния.

55


Литература

1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. — В кн.; Ру­ководство по детской офтальмологии. — М., 1987, с 192-224.

2. Григорян Л.А. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специ­ализированном детском саду. — М., 1980. Автореферат диссерта­ции на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

3. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. — В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. — М., 1978,
с. 24-41.

4. Кащенко Т.П. Бинокулярная зрительная система при содру­жественном косоглазии. — М., 1978. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук.

5. Кащенко Т.П. Принципы и методы исследования и восста­новления бинокулярных функций в естественных и близких кним условиях. — В кн.: Охрана зрения детей и подростков. —
М., 1984, с. 67-77.

6. Жохов В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М., 1989.

7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей снарушениями зрения. — Калуга, из-во "Адель", 1998.

8. Формирование социально-адаптивного поведения у учащих­ся с нарушением зрения в начальных классах. Под ред. Плаксиной Л.И., — Калуга., из-во "Адель", 1998.

9. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нару­шением зрения. Под ред. Плаксиной Л.И., — М., 1995.

56



2019-07-03 332 Обсуждений (0)
ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)