Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фазы общественного производства



2019-07-03 303 Обсуждений (0)
Фазы общественного производства 0.00 из 5.00 0 оценок




Хозяйственная деятельность людей включает четыре стадии:

 

Производство Þ распределение Þ обмен Þ потребление

Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.

Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.

Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Процессы производства и потребления неразрывно связаны через экономические системы.

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

 

2.5. Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей.

Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но и возрастает. Это обусловлено истощением невоспроизводимых природных ресурсов. В связи с этим общество должно сделать выбор. Выбирая, оно вынуждено от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать, чтобы получить желаемый результат. Ограниченность ресурсов можно отобразить при помощи графика производственных возможностей.

Предположим, что в некоторой экономической системе:

1. выпускается всего две группы товаров (зерно и ракеты);

2. количество всех ресурсов ограничено некоторым строго определенным объемом и является величиной постоянной;

3. уровень технологии задан и не меняется;

4. экономика является закрытой, т.е. отсутствуют внешнеэкономические связи;

Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.

Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответствующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД и зерна в нулевом объеме).

Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества имеет вид как на рисунке:

Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара. В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж (т.е. вне области производственных возможностей) невозможен. А выпуск в точке Е характеризует недоиспользования имеющихся ресурсов или низкую эффективностью их использования.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализуя потенциал имеющихся ресурсов, не может увеличить производство одного блага, не поступившись другим. Точки на кривой показывают комбинации производства товаров, при которых имеющиеся ресурсы используются наиболее эффективно.

Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных возможностей. Например, если для производства дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара Х.

В качестве примера оценим альтернативную стоимость поездки в следующей задаче:

Из Волгограда в Москву можно добраться двумя способами: самолетом и поездом. Стоимость билета на самолет равна 5000 руб., стоимость билета на поезд — 3000 руб.. Нахождение в пути: на самолете -2 часа, на поезде — 15 часов. Какой вид транспорта более предпочтителен для человека, чей средний доход равен 200 руб. в час?

Решение: Оценим альтернативные стоимости поездок на самолете и на поезде и сравним их.

Самолет: 5000(билет) + 200*2(потерянный доход) = 5400 руб..

Поезд: 3000(билет) + 200*15(потерянный доход) =6000 руб.

 Ответ : при прочих равных условиях более предпочтительным является самолет.

Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора. Суть этой проблемы в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска сочетания факторов производства.

Проблема выбора находит отражение в трех основных вопросах:

Что производить? Þ какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе в определенный период времени?

Как производить? Þ при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные товары и услуги?

Для кого производить? Þ кто будет покупать произведенные товары и услуги?

 



2019-07-03 303 Обсуждений (0)
Фазы общественного производства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фазы общественного производства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)