Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рыночный механизм и его элементы.



2019-07-03 247 Обсуждений (0)
Рыночный механизм и его элементы. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

5.1 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.

Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени. По отношению к потребителю спрос – представленная на рынке платежеспособная потребность в товарах.

Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. Спрос проявляется в объеме спроса, означающие то количество блага, которое было куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Кривая спроса – кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. Кривая спроса – убывающая.

 где D – спрос, Р – цена, Q- количество товара, на которое предъявлен спрос.

Закон спроса (закон падающего спроса) – между уровнем цены и величиной спроса на товар существует обратная зависимость. Т.е. количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении:

Qd = f(P),

 Где Qd – величина спроса, Р – цена

Выделяют следующиенеценовые факторы, влияющие на объем спроса:

- цены на комплементарные товары;

- цены на товары субституты;

- доходы покупателей;

- общее количество покупателей данного блага;

- предпочтительные вкусы;

- инфляционные ожидания;

- экономическая политика государства;

- прочие факторы.

Спрос – величина переменная. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара (движении вдоль по кривой спроса вниз или вверх).

 

Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины (неценовые факторы – детерминанты спроса). Изменение характера спроса проявляется в смещении кривой спроса вправо или влево:

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода – расширение покупательной способности денежного дохода потребителя при снижении цены на товар. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя.

Эффект замещения – изменение соотношения средств, выделяемых на покупку различных товаров в следствии изменения цены одного из товаров, входящих в набор, потребляемый человеком (потребителем). Он характеризует стремление покупателя приобретать более дешевый товар по сравнению с относительно дорогими аналогичными товарами. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен.

Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным.

 

5.2 Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.

Предложение – совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке, или способных быть произведенными и представленными к продаже, по соответствующим ценам.

Объем предложения (величина предложения) – это количества товаров, которые продавцы готовы предложить покупать в конкретном месте и в конкретное время.

Объем предложения и структура характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а так же долей товаров, которая направляется на рынок, т.к. часть производимой продукции потребляется в производстве.

Кривая предложения – кривая, показывающая какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Она имеет положительный наклон, что говорит о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

Закон предложения – между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая связь, т.е. с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.

Qs = f (P), где

Qs – величина предложения

Р - цена

Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы (детерминанты предложения):

- технология производства;

- цены на ресурсы;

- цены на комплементарные блага или товаров-субститутов;

- количество товаропроизводителей (продавцов);

- количество покупателей данного блага;

- налоги и субсидии;

- государственная политика;

- издержки производства (производственные затраты);

- прочие факторы.

Изменение предложения. Аналогично спросу необходимо различать изменение предложение и изменение объема предложения.

1. Объем предложения изменяется тогда, когда изменяется только цена товара. (изображается движением вдоль кривой предложения).

Изменение предложения (характера предложения) происходит, когда меняются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные (детерминанты предложения). Изменение предложения – это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения. Сдвиг кривой предложения – реакция продавцов на изменение неценовых факторов.

Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага; смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.

Например, используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо вниз, в положение S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложить большее количество товара. Если увеличиваются налоги, растут издержки производства, кривая предложения смещается в положение S2 (влево вверх). Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара.

 

5.3 Потребительские предпочтения. Предельная полезность.

Спрос на рынке - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая блага. Каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса? Как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвечает теория поведения потребителей.

Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей предельной полезности.

Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.

Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.

По существу, теория поведения потребителя - это теория потребительского выбора.

Бюджетное ограничение (бюджетная линия) - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.

Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.

Линию бюджетного ограничения можно сравнить с известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно было бы назвать "кривой потребительских возможностей". Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя.

 

5.4 Рыночное равновесие. Равновесная цена. Теоретические основы ценообразования. Государственное регулирование цен в рыночной экономике.

Равновесием в экономической системе называется такое состояние, при котором каждый участник этой системы не хочет изменить свое поведение.

На рынке блага действующими лицами являются продавцы и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке наступает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать.

Равновесие - это ситуация на рынке, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения).

Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.

Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.

Когда реальная цена устанавливается ниже равновесной, то образуется товарный дефицит (избыток спроса) и объем спроса превышает объем предложения. Избыток спроса будет оказывать давление на цену.

Когда реальная цена устанавливается выше равновесной, объем предложения превышает объем спроса и образуется товарный излишек (избыток предложения). Здесь производители предпочтут снизить цену, чем продолжать выпуск в объеме, существенно превышающем объем спроса. Избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену.

Это процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объем спроса и предложения равны.



2019-07-03 247 Обсуждений (0)
Рыночный механизм и его элементы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рыночный механизм и его элементы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)