Условия возникновения рынка
1) разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. Бартер - одной из простейших форм обмена (Товар – Товар). Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. 2) самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. 3) свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Функции рынка: 1) Интегрирующая – состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговых посредников 2) Регулирующая – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. 3) Стимулирующая – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, стимулирование НТП. 4) Ценообразование – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. 5) Контролирующая – выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует тот или иной товар. 6) Посредническая – организует встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. 7) Информационная функция – дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. 8) Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления соразмерности спроса населения с з/п. 9) Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно» Структура рынка – это внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объёме рынка. Элементы структуры рынка: 1.Потребительский рынок – рынок товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение потребностей индивидов. 2.Денежный рынок – или валютный рынок охватывает только сферу внешнеэкономических отношений. 3.Рынок информации – это особый рынок, предметом купли-продажи которого яв-ся газеты, книги, картины, реклама и т.д. этот рынок способен предоставлять людям необходимую и своевременную информацию. Разновидностью рынка информации яв-ся рынок лицензий. 4.Рынок инноваций – рынок на котором продаются и покупаются подлинные новинки, способные двигать НТП. 5.Рынок недвижимости – у нас представлен рынком жилья. 6.Рынок ценных бумаг – представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. Реальный капитал – это фонды предприятий (здания, сооружения, машины и т.д.). 7.Рынок факторов производства 8.Рынок труда – рынок на котором осуществляется купля-продажа услуг всех работающих независимо от квалификации. Важнейшим регулятором рынка труда яв-ся биржа труда. Помимо этого рынки делятся на рынки: - Продавцов - Покупателей - Госучреждений промежуточных продавцов - посредников - Мировой рынок Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Элементы инфраструктуры: - Биржи - Аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества - Кредитная система и коммерческие банки - Эмиссионная система - Система регулирования занятости населения - Информационные технологии и средства деловой коммуникации - Налоговая система - Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании - Специальные рекламные агентства - Торговые палаты - Таможенная система - Профсоюзы - Коммерческо-выставочные комплексы - Система экономического образования - Аудиторские компании - Консалтинговые компании - Общественные и государственные фонды - Специальные зоны свободного предпринимательства.
4.3 Конкуренция, ее сущность, типы и формы. Монополия Конкуренция – в переводе с латинского означает "сталкиваться". В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов "monos" – единственный, один и "poleo" – продаю). Монополизм понимают двояко: - как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынков, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен; - как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка. Значение конкуренции: - способствует развитию производства и повышению его эффективности; - благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей; - создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей; - конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |