Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия возникновения рынка



2019-07-03 239 Обсуждений (0)
Условия возникновения рынка 0.00 из 5.00 0 оценок




1) разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Первоначально обмен имел примитивные формы. Бартер - одной из простейших форм обмена (Товар – Товар). Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов.

2) самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов.

3) свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Функции рынка:

1) Интегрирующая – состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговых посредников

2) Регулирующая – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

3) Стимулирующая – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, стимулирование НТП.

4) Ценообразование – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов.

5) Контролирующая – выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует тот или иной товар.

6) Посредническая – организует встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

7) Информационная функция – дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.

8) Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления соразмерности спроса населения с з/п.

9) Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно»

Структура рынка – это внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объёме рынка.

Элементы структуры рынка:

1.Потребительский рынок – рынок товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение потребностей индивидов.

2.Денежный рынок – или валютный рынок охватывает только сферу внешнеэкономических отношений.

3.Рынок информации – это особый рынок, предметом купли-продажи которого яв-ся газеты, книги, картины, реклама и т.д. этот рынок способен предоставлять людям необходимую и своевременную информацию. Разновидностью рынка информации яв-ся рынок лицензий.

4.Рынок инноваций – рынок на котором продаются и покупаются подлинные новинки, способные двигать НТП.

5.Рынок недвижимости – у нас представлен рынком жилья.

6.Рынок ценных бумаг – представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. Реальный капитал – это фонды предприятий (здания, сооружения, машины и т.д.).

7.Рынок факторов производства

8.Рынок труда – рынок на котором осуществляется купля-продажа услуг всех работающих независимо от квалификации. Важнейшим регулятором рынка труда яв-ся биржа труда.

Помимо этого рынки делятся на рынки:

- Продавцов

- Покупателей

- Госучреждений промежуточных продавцов - посредников

- Мировой рынок

Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Элементы инфраструктуры:

- Биржи

- Аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества

- Кредитная система и коммерческие банки

- Эмиссионная система

- Система регулирования занятости населения

- Информационные технологии и средства деловой коммуникации

- Налоговая система

- Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании

- Специальные рекламные агентства

- Торговые палаты

- Таможенная система

- Профсоюзы

- Коммерческо-выставочные комплексы

- Система экономического образования

- Аудиторские компании

- Консалтинговые компании

- Общественные и государственные фонды

- Специальные зоны свободного предпринимательства.

 

4.3 Конкуренция, ее сущность, типы и формы. Монополия

Конкуренция – в переводе с латинского означает "сталкиваться". В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.

Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов "monos" – единственный, один и "poleo" – продаю). Монополизм понимают двояко:

- как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынков, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен;

- как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

Значение конкуренции:

- способствует развитию производства и повышению его эффективности;

- благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей;

- создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей;

- конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.



2019-07-03 239 Обсуждений (0)
Условия возникновения рынка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия возникновения рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)