Негативные стороны конкуренции
- обостряет противоречия экономических интересов; - чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе; - побуждает создание монополий; - отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства. Функции конкуренции: - обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль; - стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей; - дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем); - давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли; - ликвидация неконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, преобразование и т.п.; - стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Типы конкуренции: 1) по принадлежности к отрасли: - внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. - межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. 2) в зависимости от уровня конкуренции: - совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Предполагает отсутствие власти производителя над рынком; - несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Кроме того, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую (по цене и качеству).
4.4 Типология конкурентной структуры рынков. Характеристика основных типов рыночных структур. Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Совершенная (чистая) конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты: - наличие большого числа фирм (множества продавцов), производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен, так что она не имеет возможности влиять на рыночную цену; - возможность свободного доступа в различные производственные секреты; - однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; - хорошее знание рынка покупателями и продавцами, т.е. все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Монополия – это тип рыночной структуры, при котором доля одного производителя (продавца) составляет более половины рынка. Основные черты монополии: - единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; - нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив; - диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой; - заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т.п.). Достоинства монополий: - развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах; - крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Недостатки монополий: - они приводят к неэффективному распределению ресурсов; - деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью. Олигополия – это тип рыночной структуры, при котором совокупная доля нескольких (2-20) производителей (продавцов) составляет более половины рынка. Основные черты олигополии: - наличие нескольких фирм (продавцов); - тип продукта – стандартизированный или дифференцированный; - контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре; - наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль; - очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта). Олигополия как тип рыночной структуры получила большее распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара. В систематизированном виде характеристика основных типов конкурентной структуры (моделей) рынков может быть дана в виде таблицы.
4.5 Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика и ограничение монополизма Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни, хотя степень ее может быть различной. В современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Например, это явление можно наблюдать на рынке ценных бумаг и на валютном рынке. Монополизация явилась закономерным следствием развития процессов концентрации (т.е. укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации (т.е. слияния мелких и средних предприятий в единое крупное) промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям. 1) По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: - Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т.е. имеется единственный продавец и много покупателей). - Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т.е. имеется единственный покупатель и множество продавцов). 2) В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций: - Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. - Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.). 3) В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений: - Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т.п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например, метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т.п.). - Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии, которые образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах: - Патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование. - Авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами. - Товарные знаки – закрепляет исключительное право владельца товарного знака пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещает его использование другими лицами. Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.), предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции. Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям: - Ограничение монополизации рынка; - Запрещение слияний конкурирующих компаний; - Запрещение установления монопольных цен; - Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |