Реакция рынка на изменение спроса и предложения
Равновесная цена не может оставаться долгое время неизменной. Те же рыночные силы, которые привели к ее установлению, будут вызывать и ее изменение. Движения кривых спроса и предложения неизбежно будут вызывать изменение рыночного равновесия, а значит, и равновесной цены. Например так будет выглядеть смещение рыночного равновесия при изменения спроса, если предложения будет оставаться неизменным. В некоторых случаях для формирования «справедливой» цены на продукцию необходимо государственное вмешательство в ценообразование. В настоящее время целями государственной ценовой политики являются: - контроль уровня инфляции; - ограничение деятельности предприятий-монополистов; - содействие формированию конкурентной рыночной среды; - создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность. Государственное воздействие на цены зависит от состояния экономики: усиливается в кризисных и экстремальных ситуациях, в условиях высокой и/или неравномерной инфляции, в процессе глубокой структурной перестройки экономики и ослабевает при нормализации этих обстоятельств. Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен. 1)Установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги. 2) Замораживание цен используется как краткосрочное средство при подавлении всплесков инфляции и восстановлении ценовых пропорций. 3) Установление предельных уровней цены, регламентация верхней и нижней границы цены. Верхний предел цены целесообразно вводить на продукцию естественных монополий, он может быть гарантией от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на товарном рынке. 4) Установление предельного уровня рентабельности. В России этот метод получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти. 5) Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Другими методами являются косвенные методы государственного регулирования цен. Суть их в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования. 1) Во-первых, запрет на горизонтальное фиксирование - это запрет на соглашение двух и более конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара 35%, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции. 2) Во-вторых, запрет на вертикальное фиксирование, по которому признаются недействительными соглашения между не конкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. 3) В-третьих, запрет на недобросовестную рекламу, в частности в тех случаях, когда цена не соответствует качеству товара, его потребительским свойствам. 4) В-четвертых, запрет на ценовую дискриминацию, который не допускает установления разных уровней цен на один и тот же товар схожим по роду деятельности покупателям. 5) В-пятых, запрет на демпинг - продажу товара ниже его себестоимости или цены приобретения. Кроме системы запретов, косвенное регулирование может осуществляться путем применения льготного налогообложения, субсидирования и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование величины таможенных пошлин. При этом необходимо иметь в виду, что права и возможности органов исполнительной власти по регулированию цен в значительной степени увязаны с состоянием их бюджетов.
5.5 Эластичность спроса и предложения. Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной. Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Выделяют несколько видов эластичности, наибольший интерес представляет эластичность спроса и предложения по цене. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Коэффициент эластичность спроса по цене – показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |