Сцепленное наследование. Кроссинговер
Задача 3. У кукурузы устойчивость к ржавчине — доминантный признак (А), а восприимчивость — рецессивный (а); нормальные листья — доминантный признак (В), узкие листья — рецессивный (в). Наследование сцепленное. Произвели скрещивание растения кукурузы гомозиготного-по обеим парам доминантных генов с .растением гомозиготным по рецессивным генам и получили первое гибридное поколение F \. Затем произвели возвратное анализирующее скрещивание,, т. е. скрестили дигетерозиготное растение FB с исходной родительской формой гомозиготной по обеим парам рецессивных генов. В потомстве анализирующего скрещивания ( FB ) получили: 70 растений — устойчивых к ржавчине с нормальными листьями; 20 растений — восприимчивых к ржавчине с нормальными листьями; 68 растений — восприимчивых к ржавчине с узкими листьями. 1. Как записать генотип дигетерозиготньгд растений АаВв и чем запись отличается от дигетерозигот при независимом наследовании? 2. Сколько процентов составляют кроссоверные растения: устойчивые к ржавчине с узкими листьями (А-в) я восприимчивые к ржавчине с нормальными листьями (аВ-)? 3. Сколько процентов составляют некроссоверные растения: устойчивые к ржавчине с нормальными листьями (А-В-), и восприимчивые к ржавчине с узкими листьями (ав)? Для решения задачи по сцепленному наследованию следует вспомнить распределение генов в гаметы при свободном наследовании и сравнить их с механизмом расхождения генов при сцепленном наследовании. В обоих случаях при скрещивании двух дигомозигот (доминантной ААВВ и рецессивной — аавв ) в Fi получим диге-терозиготу — АаВв . Однако в зависимости от того, в негомологичных или гомологичной паре хромосом находятся рассматриваемые Д1ве пары генов, будет зависеть их механизм расхождения в мейозе в половые гаметы. Изобразим это схематически так: При свободном наследовании При сцепленном наследовании Итак, обе дигетерозиготы F \ содержат две пары гетерозиготных генов Аа и Вв, но они находятся в хромосомах по-разному. При свободном наследовании каждая пара гетерозиготных генов расположена в разных парах хромосом и при образова- нии гамет могут в мейозе вместе с хромосомами свободно комбинироваться и независимо расходиться в гаметы, образуя четыре типа гамет: (Д В), (Ае\, (а В), ( я в ) с равновероятной частотой встречаемости. При сцепленном наследовании гены АВ находятся в одной хромосоме, гены ав тоже в одной хромосоме, то при полном сцеплении в мейозе каждая пара разойдется в гаметы вместе со своей хромосомой и сможет образоваться только два типа гамет: (АВ ) и ( ав ] , а гамет с рекомбинантным сочетанием генов ( Ав ) и ( аВ \ не будет. Однако в нашей задаче говорится о наличии в F ? небольшого числа рекомбинантных зигот, следовательно, при образовании гамет у гибридов F \ образовались в небольшом количестве и рекомбинантные гаметы в результате перекреста парных хромосом при их конъюгации в мейозе.
Запишем схематически анализирующее скрещивание согласно условиям задачи. , Молекулярная генетика Решение задач по молекулярной генетике предусматривает знание молекулярных основ наследственности: кодирование генетической иеформации, процессов репликации ДНК, принципов транскрипции и трансляции наследственной информации. Характер решения задач по молекулярной генетике можно рассмотреть на следующем примере. Задача 4. Приведите графическую модель гена, если белковая молекула имеет следующий состав и последовательность а мин окис лот: гл ицин - л из ин -пр о л и.н -icep и н. Запишем возможную последовательность нуклеотидов соответствующего участка и-РНК в соответствии с генетическим кодом, приведенным в таблице 4. Белок: глицин^—лизин-—иролин—серан ГТУ AAA ЦЦУ У.ЦУ ГТГ ЦЦГ УЦГ 4X2 X 4 X 4 =128 Как видно, участок белка с этой последовательностью аминокислот мог образоваться в процессе трансляции у 128 вариантов и-РНК- И-РНК переписывает информацию о структуре белка в процессе транскрипции с гена. Определение разнообразия возможных и-РНК (128) могло образоваться на основе такого же разнообразия генов. Следовательно, графически можно изобразить 128 вариантов гена, содержащих информацию о данной молекуле белка. Один из вариантов следующий: ГТТ AAA ЦЦТ ТЦТ Ген ДНК - ::-■==: ЦЦА ТТТ ГТА АГА и-РНК ГТУ AAA ЦЦУ УЦУ Таблица 4 Последовательность нуклеотидов в ко донах и-РНК для разных аминокислот
* Примечание: охра, амбер — условные названия бессмысленных триплетов. Генетическая структура популяций Задача 5. Апробацией посева подсолнечника установлено, что в его посевах 4% семянок не имеют панцирного слоя. Наличие у семянок панцирного слоя — доминантный признак, беапанцирность — рецессивный, обозначим их соответственно буквами А я а, Ставится задача вычислить частоту доминантного и рецессивного генов в популяции и определить ее генетическую структуру. * Решение задачи: Известно, что согласно закону Харди-Вайнберга частота генотипов в популяции выражается уравнением: p 2 -\~2 pq -\- q 2 — = 1, где р — частота доминантного гена ( A ), q — частота рецессивного гена (а), а сумма частот этих генов равна единице, т. е. р+<7= 1- По условиям задачи известна также частота в популяции рецессивных гомозиготных генотипов—q 2 . Она равна д2 = 4%, что в долях единицы соответствует 0,04. 1. Определим частоту встречаемости в данной популяции Если 42 = 0,04, то q = V ~ q 2 или (/ = УЩ = 0,2, или 20%. 2. Определим частоту доминантного гена — р. Если p + q = l , то р=\—q , что в нашем случае соответствует р= 1—0,2 = 0,8, или 80%. Зная частоту в популяции генов — доминантного 0,8 и рецессивного 0,2, а также рецессивных гомозиготных генотипов, можно определить остальные составные части данной структуры популяции. 3. Теперь следует определить среди фенотипически одина Если р = 0,8, то р2 = 0,8x0,8 = 0,64. Это и есть частота гомозиготных генотипов — ЛЛ = 0,64, или 64%. Частота гетерозиготных генотипов — Ла = 2рд = 2х0,8Х X 0,2 = 0,32, или 32%. Таким образом, генетическая структура данной популяции подсолнечника следующая: Л Л—64% Л—80% Ла —32% . а —20% аа —- 4% Вопросы для индивидуальных заданий по выполнению контрольной работы 1. Генетика как наука, ее методы исследования и место в ■системе биологических наук. 2. Генетика как теоретическая основа селекции и семеноводства. Достижения и задачи генетики в решении практических вопросов народного хозяйства. 3. Понятие о наследственности и ее материальная основа. 4. Понятие о изменчивости и ее материальная основа. 5. Хромосомы, их роль в наследственности, морфологи-ческдя и молекулярная структура. ш.)Передача наследственной информации в процессе деления клеток. 7. Передача наследственной информации при бесполом размножении. 8. Передача наследственной информации при половом размножении. 9. Мейоз и его генетическая специфика.
10. Спорогенез и гаметогенез у растений. 11. ДНК — основной материальный носитель наследственности. 12. Структура и функции нуклеиновых кислот (ДНК, рнк;). 13. Репликация ДНК. 14. Генетический код. 15. Транскрипция и трансляция. 16. Синтез белка в клетке и его регуляция. 17. Современные представления о гене. 18. Строение гена эукариот: экзоны и интроны.
19. Трансгенез у растений. Интеграция вирусов в геном эукариот. 20. Генная инженерия (достижения и проблемы). 21. Гибридологический анализ, его сущность и значение в генетике. 22. Закон единообразия, его генетическая и цитологическая основа. 23. Закон расщепления, его генетическая и цитологическая основа.
24. Закон независимого комбинирования генов, его генетическая и цитологическая основа. 25. Объясните, в чем суть закона «чистоты» гамет. 26. Анализ закономерностей наследования, вытекающих 27. Значение работ Г. Менделя для дальнейшего развития ■(28./Наследование признаков при (взаимодействии генов. ^'\ 29. Наследование количественных признаков и явление" тран агрессии. 30. Генетика пола и наследование признаков, сцепленных с полом. 31. Сцепленное наследование, его специфика и особенности расщепления в потомстве. Ч,,|32. Хромосомная теория наследственности (ее основные положения). 33. Цитоплазматическая наследственность, ее природа, осо 34. Цитоплазматическая мужская стерильность и ее использование для получения гибридных семян. 35. Влияние среды и наследственности в формировании ■признаков и свойств. 36. Учение Иоганнсена о популяциях и чистых линиях. 37. Модификационная изменчивость. Длительные модификации, морфозы. 38. Норма реакции генотипа. (39, Мутационная изменчивость. Мутации как исходный материал эволюции. 40. Спонтанный мутагенез. Влияние генотипа и физиологического состояния организма на спонтанную мутабиль-ность. 41. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, открытий Н. И. Вавиловым. 42. Основные типы мутаций и принципы их классификации. 43. Индуцированный мутагенез. Понятие о мутагенах и их классификация. . 44. Физические мутагены, их действие на живые организмы и их наследственность. 45. Химические мутагены, их действие на живые организмы и их наследственность. 46. Использование индуцированного мутагенеза в, селекции. 47. Проблема предотвращений мутагенного загрязнения окружающей среды. 48. Полиплоидия и ее роль в эволюции и селекции. 49. Автаполиплоидия и аллонолиплюидия, их использование в селекции. 50. Анеуплоидия и гаплоидия, их использование в генетике и селекции. CA'f L*~'"J , ."■"■{".■ 51. Отдаленная гибридизация. Значение работ И. В. Мичурина для теории и практики отдаленной гибридизации. 52. Нескрещиваемость видов и ее причины. Методы преодоления нескрещиваемости. 53. Бесплодие отдаленных гибридов, его причины и способы преодоления. 54. Особенности формообразования в потомстве отдаленных гибридов. Использование отдаленной гибридизации в селекции растений. Vj 55. Гибридизация соматических клеток разных видов и родов растений. 56. Инбридинг, его генетическая сущность. Роль инбридинга в эволюции и селекции. 57. Гетерозис. Генетические представления о гетерозисе (гипотезы и теории) и его практическое использование у различных сельскохозяйственных растений. 58. Понятие об онтогенезе и его генетические основы. 59. Принципы управления онтогенезом. Влияние условий прохождения онтогенеза на формирование признаков и свойств у растений. (6ш Понятие о популяциях. Особенности генетических систем в популяциях видов самоопылителей и перекрестников. 61. Пан'миктические популяции и их структура. Закон Хар-ди-Вайнберга. 62. Генетические' процессы в популяциях. Факторы динамики популяций. 63. Изменение структуры популяций под влиянием изоляции. Понятие о моногенетичеокой адаптации. 64. У ячменя раннеспелость доминирует над позднеспелостью. От самоопыления гетерозиготного ячменя получено потомство. Определите фенотип и генотип его. (65,1 От скрещивания высокорослых томатов с карликовыми получили высокорослые гибриды Fj . Какие результаты по фенотипу и генотипу ожидают в возвратных скрещиваниях? .'-• 66. У пшеницы устойчивость ж гессенской мухе — рецессивный признак, восприимчивость к ней—доминантный признак. Какие результаты .по фенотипу и генотипу можно ожидать от самоопыления восприимчивых и устойчивых к гессенской мухе растений? 67. От скрещивания безостого сорта пшеницы с остистым сортом получили гибриды Fi , оказавшиеся безостыми. Какие результаты по фенотипу и генотипу получат в анализирующем скрещивании? 68. От скрещивания красноцветковых растений ночной красавицы с, белоцветковыми получили гибридные розовоцвет-ковые растения. Что можно ожидать по генотипу и фенотипу в потомстве самоопыляющихся (розовоцветковых растений? 69. От опыления красноцветковых растений львиного зева белоцветковыми получили розовоцветковые гибриды Fi . Какие результаты по генотипу и фенотипу получат в возвратных скрещиваниях? (/0. У пшеницы карликовость доминировала над высокорос-лостью. В скрещиваниях получены расщепления по фенотипу 3 : 1, и. 1 : 1. Определите генотипы и фенотипы родителей. (7ljy космеи красная окраска цветков не полностью доминирует над белой. У гетерозиготных растений цветки розовые. В скрещиваниях получены расщепления по фенотипу 1:2:1 и 1 : 1. Определите генотипы и фенотипы родителей. 72. У земляники окраска ягод у гомозигот красная или белая, у гетерозигот — розовая. Какие результаты получат в потомстве при размножении розовоягодных растений усами И семенами? , 73. От скрещивания раннеспелого, устойчивого к ржавчине овса с позднеспелым восприимчивым к ржавчине овсом получили гибриды, оказавшиеся раннеспелыми, устойчивыми к ржавчине. Какие результаты по фенотипу и генотипу ожидаются от самоопыления гибридов F \, если наследование признаков независимое? 74. Скрещивая сорт пшеницы безостый красноколосый с остистым белоколосым получили растения F \, оказавшиеся безостыми красноколосыми. Что ожидается по фенотипу и генотипу в возвратных скрещиваниях, если наследование признаков независимое? 75. От скрещивания устойчивого к головне фуркатного ячменя с восприимчивым к головне остистым ячменем получили гибриды Fi , устойчивые к головне с фуркатным колосом. Что ожидают по фенотипу и генотипу в анализирующем скрещивании, если наследование признаков независимое? 76. От скрещивания двух растений львиного зева, у одного из которых цветки красные нормальные, а у другого — белые нилорические, получали гибриды Fi с розовыми нормальными цветками. Какое потомство по фенотипу и генотипу ожидается от скрещивания между собой гибридов F \ (наследование признаков независимое)? 77. У земляники красная окраска ягод не полностью доминирует над белой, а нормальная чашечка — над листовидной. У дигетерозиготы ягоды розовые с промежуточной чашечкой. Что получат в потомстве семенного размножения земляники, имеющей розовые ягоды и промежуточную чашечку (наследование признаков независимое)? 78. От скрещивания сорта земляники, имеющего красные ягоды с нормальной чашечкой с сортом, у которого ягоды белые с листовидной чашечкой, получили гибриды F \ с розовыми ягодами и промежуточной чашечкой. Какие результаты по фенотипу и генотипу ожидают получить в возвратных скрещиваниях, если наследование признаков независимое? 79. От скрещивания двух растений львиного зева, у одного из которых цветки красные нормальные, а у другого — белые, пилорические, получили гибриды F \ с розовыми нормальными цветками. Какие результаты по фенотипу и генотипу ожидают получить в возвратных скрещиваниях, если наследование признаков независимое? Цо) У томатов высокорослость и красная окраска плодов доминируют над карликовостью и желтой окраской. Определите генотипы родителей и проанализируйте скрещивание, если в Ft . получено 4 фенотипичаских класса в соотношении 9:За.З: 1. (81. У земляники красная окраска ягод не полиостью доминирует над белой, а нормальная чашечка — над листовидной. У дигетерозиготы ягоды розовые с промежуточной чашечкой. Определите генотипы родителей и проанализируйте скрещивание, если в F 2 получено 9 фвнотипичеоких классов в соотношении 4:2:2:2:2: 1: 1: 1: 1. 82. У львиного зева нормальная форма цветка доминирует над пилоричеакой, а красная окраска цветка не полностью доминирует над белой. У гетерозиготы цветки розовые нормальной формы. Определите генотипы родителей и проанализируйте скрещивание, если в F \ получено 6 фенотипических классов в соотношении 6 ; 3 : 3 : 2 :. 1 : 1. 83. У овса устойчивость к корончатой ржавчине определяется двумя комплементарными неаллельными доминантными генами. Рецессивные аллели определяют восприимчивость к болезни. Какие результаты по фенотипу и генотипу можно ожидать в потомстве дигетерозигот, если наследование неаллельных генов независимое? ,84. У кукурузы растения нормальной высоты имеют в своём генотипе два неаллельных доминантных гена. Гомози-готность по рецессивным аллелям даже одного из этих генов приводит к возникновению карликовых форм..От скрещивания двух карликовых растений получили гибриды F \ нормальной высоты. Какие результаты по генотипу и фенотипу ожидаются от самоопыления растений F \ в потомстве F 2 ? 85. Для получения окрашенных луковиц необходимо наличие у растений лука доминантного гена (А). При гомозигот-ности по рецессивному аллелю (а) получаются бесцветные луковицы. При наличии доминантного гена (А) вторая пара аллелей определяет цвет луковицы — красный (В) или желтый (в). Наследование генов независимое. Скрещивая гомозиготные белолуковичные растения с желтолуковичными, получили краснолуковичные растения Fu Что ожидают в потомстве по генотипу и фенотипу от переопыления растений 86. У лука устойчивость к антракнозу наследуется по типу эпистаза. Ген (Л) обусловливает устойчивость к антракнозу, ген (а) — восприимчивость к антракнозу. Ген ( S ) — супрес-сор доминантной аллели, ген (У) — нейтрален в своем действии. Какие результаты по фенотипу к генотипу получат в потомстве от скрещивания дигетерозиготных растений, если наследование неаллельных генов независимое? !87.\У ячменя доминантные придц&ки— устойчивость к муЪгистой росе (А), зеленая окраска листьев (В), рецессивные — восприимчивость к мучнистой росе (а), альбинизм (в). Наследование сцепленное. Кроссинговер 36%. Запишите схемы анализирующих скрещиваний. Оцените их потомство по генотипу и фенотипу. 88. От опыления устойчивых к мучнистой росе с опушенными колосковыми чешуями растений пшеницы пыльцой восприимчивых к мучнистой росе с неопушенными колосковыми чешуями растений получили гибриды F \, устойчивые к мучнистой росе с опушенными колосковыми чешуями. Определите генотип и фенотип потомства возвратных скрещиваний, если наследование сцепленное и кроссинговер составляет 1 %. / ■•Щ) У кукурузы доминантные признаки — зеленые листья (Л) и восприимчивость к кобылкам (В), рецессивные — полосатые листья (а) и устойчивость к кобылкам (в). Наследование сцепленное. Кроссинговер 14%- Какие результаты по фенотипу и генотипу ожидаются в потомстве дигетерози- Ла гот znr ? аВ 90. У пшеницы доминантные признаки — восприимчивость ZZZZ . ? ав 91. Дайте схему репликации, транскрипции и трансляции 92.= Определите последовательность аминокислот белка, закодированной следующей последовательностью нуклеотидов ДНК: ГГГ ЦАГ ЦЦГ АЦЦ ААТ ЦАГ ГГЦ ГГА. Какой она станет, если 3-й нуклеотид под влиянием радиации будет выбит? 93. Одна из цепочек ДНК имеет следующее чередование нуклеотидов: ГЦГ АЦГ ТТЦ ЦЦГ АТГ ТГГ ГГА ГАГ. Пост-ройте комплементарную цепочку ДНК. Дайте графическую схему транскрипции и трансляции генетической информации. 94. Белковая молекула имеет следующий состав и последовательность аминокислот: лизин-триптофан-глутамин-серин--метионин-г^стидин-аланин-валин . .. Дайте графическую модель фрагмента гена. Сколькими способами может быть кодирован этот участок молекулы белка? 95. Одна из цепочек ДНК имеет следующее чередование нуклеотидов: Г-Т-А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-Ц-Ц ... Укажите схему транскрипции и трансляции генетической информации с данного участка ДНК. 96. У подсолнечника наличие панцирного слоя в семянке доминирует над беспанцирностью. При апробации установлено: беспанцирных семян 9%, остальные панцирные. Вычислите частоты доминантного и рецессивного генов в популяции и определите ее генотипическую структуру. 97. Проводя апробацию табака, установили частоту доминантного гена устойчивости к черной корневой гнили (Р — Примерное сочетание номеров
= 0,98). Определите фенотипическую и генотипическую структуру популяции табака. §8 У дикорастущей земляники красная окраска ягод доминирует над розовой и наследуется моногенно. Определите частоты встречаемости генов «окраски» и генотипическую структуру, если в популяции 84% растений имеют красную окраску ягод. 99. У капусты устойчивость к фузариозной желтухе доминирует над восприимчивостью к ней. При апробации установ- •> Таблица 5 вопросов контрольной работы
лено, что устойчивые растения составляют 91%. Определите частоты встречаемости генов «устойчивости» и «восприимчивости» в популяции и ее генотипическую структуру. ДОО^/У гречихи красная окраска растений неполно доминирует над зеленой. У гетерозиготных растений окраска розовая. В панмиктической популяции зеленые растения составляют 4%. Определите частоты генов «окраски», фенотипичес-кую и генотипическую структуру популяции. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение! Примерный тематический план лекций и лабораторных занятий по генетике для студентов ВСХИЗО специальности 31.01
Окончание
Приложение 2 Примерный план лекций и лабораторных занятий по генетике для студентов ВСХИЗО специальностей 31.02, 31.03, 31.04
Окончание
ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. Общие методические рекомендации по изучению дис РАЗДЕЛ 2. Методические советы по изучению отдельных тем дис Введение ............................................................................................. ........ 7 Тема 1. Цитологические основы наследственности . . . 10 Тема 2. Закономерности наследования признаков .... 16 Тема 3. Хромосомная теория наследственности . . . 19 Тема 4. Нехромосомная наследственность........................................... 24 Тема 5. Молекулярные основы генетики . . . . . 25 Тема 6. Мутационная изменчивость ...... 28 Тема 7. Полиплоидия и другие изменения числа хромосом . 29 Тема 8. Отдаленная гибридизация......................................................... 32 Тема 9. Инбридинг и гетерозис...................................................... .34 Тема 10. Генетические основы индивидуального развития ............ 36 ГЕНЕТИКА Составитель Либацкий Евгений Петрович Редактор М. Ю. Молчанова Технический редактор Г. И. Мирошина Корректор Н. В. Базлова Сдано в набор 18.07.89. Подписано в печать 14.05.90. Формат бумаги 60x84'/i6. Бумага типографская №г 2. Гарнитур
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1111)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |