Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Военная медико-психологическая экспертиза.



2019-07-04 1073 Обсуждений (0)
Военная медико-психологическая экспертиза. 0.00 из 5.00 0 оценок




РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

1. Определения. Виды экспертиз.

Экспертиза (от лат. expertus — опытный, сведущий) — это специальная форма анализа данных, проводимая по установленной форме и соответствующая выработанным требованиям. Экспертиза производится по вопросам, возникающим в правоотношениях между субъектами права, с целью разрешения спорных ситуаций, установления интересующих фактов. Экспертиза проводится специально привлекаемым для этого лицом — экспертом, обладающим специальными знаниями, которыми её инициаторы не обладают.

Психологическая экспертиза - это комплексное психологическое обследование человека, в котором решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на определенный ясно сформулированный практический вопрос. Круг этих вопросов может быть достаточно широким: от различных проблем судебной экспертизы, до решения вопросов о пригодности личности к выполнению тех или иных работ или проведения психологической экспертизы новой компьютерной игры или художественного произведения.

Настоящий предмет предполагает изучение четырёх основных видов психологических экспертиз и их применение в клинике наиболее распространенных психических расстройств:

 - комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

 - психологическая военная экспертиза;

 - психологическая экспертиза в медико-социально-экспертной комиссии;

 - медико-психолого-педагогическая комиссия.

 

2. Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике.

2.1 Задачи экспериментально-патопсихологического исследования.

Прежде всего, необходимо определиться в дефиниции таких дисциплин, как патопсихология и психопатология. Патопсихология – это раздел психологии, изучающий закономерности протекания и особенности структуры нарушений психической деятельности. Психопатология – клиническая дисциплина, выявляющая закономерности проявлений (феноменологии) нарушенных психических процессов с описанием поведенческих проявлений в виде клинических симптомов и синдромов.

Одним из наиболее эффективных параклинических методов психиатрии, важных для экспертных вопросов, является экспериментально-психологическое исследование психики человека.

Основными задачами экспериментально-психологического исследования в рамках судебно-психиатрической экспертизы являются:

1.предоставление дополнительных патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики.

Выделены специальные патопсихологические симптомокомплексы - совокупность особенностей и нарушений познавательных процессов, относительно специфичных для той или иной патологии клинической нозологии, имеющих в своей основе определенные психологические механизмы. Описаны три основных патопсихологических симптомокомплекса: для больных шизофренией, при органических психических расстройствах и при психопатиях (расстройствах личности).

2.установление степени выраженности (глубины) имеющихся у испытуемого психических расстройств.

Решение этой задачи включает выявление следующих обязательных компонентов:

 - общий уровень развития познавательной сферы;

 - объем общих сведений и знаний испытуемого;

 - принципиальная способность испытуемого ориентироваться в практических, житейских ситуациях;

 - степень обучаемости;

 - уровень развития эмоционально-волевых структур.

Дополнительные задачи экспериментально-психологического исследования:

1.Выявление структуры нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности.

Данный вопрос требует решения в рамках системно-структурного анализа психической деятельности, предполагающего выявление качественных особенностей отражательных и регуляторных структур, соотношения их сохранных и наружных компонентов, что чрезвычайно важно для решения экспертных вопросов, так как не существует однозначной корреляции между диагнозом и экспертным заключением.[9; 26; 85]

2.Определение установок испытуемых по отношению к патопсихологическому обследованию и к ситуации экспертизы в целом.

Выделяют следующие варианты установок:

- симуляция – осознанная и целенаправленное предъявление несуществующих признаков психических расстройств;

 - аггравация – осознанное преувеличение незначительно выраженных психических изменений;

- метасимуляция – осознанное предъявление симптоматики перенесенного ранее психического расстройства, которым к моменту исследования подэкспертный уже не страдает;

 - сюрсимуляция – ситуация, при которой подэкспертный действительно страдает каким-либо психическим заболеванием, но предъявляет картину другого, несвойственного ему психического расстройства;

 - диссимуляция – это сокрытие или утаивание психически больным проявлений своего болезненного состояния.

По результатам экспериментально-психологического исследования составляется заключение, в котором должны быть отражены следующие моменты:

1.Общее введение: особенности поведения испытуемого в исследовании и в беседе, понимание им целей экспертизы, психологические аспекты внутренней картины болезни, актуальные установки, планы на будущее, жалобы.

2.Особенности деятельности испытуемого в экспериментальной ситуации: понимание и усвоение инструкций, особенности выполнения заданий, реакция на успех и неуспех, на корригирующие замечания, помощь. Здесь же можно отразить особенности умственной работоспособности, внимания.

3.Данные об уровне развития различных сторон памяти, об особенностях и нарушениях мнестических процессов.

4.Данные об особенностях ассоциативных процессов.

5.Данные об уровне развития интеллекта, об операциональных, динамических и мотивационных нарушениях процесса обобщения и абстрагирования, о расстройствах логики и особенностях других сторон мыслительной деятельности.

6.Данные об особенностях личности, эмоционально-волевой сферы, смыслового восприятия, самосознания.

7. Резюмирующая часть: обобщения экспериментальных данных об особенностях и нарушениях познавательной деятельности и личностной сферы и результатов наблюдений при исследованиях. Форма представления обобщенных патопсихологических данных должна определятся тем, какого рода затруднения испытывает эксперт-психиатр при решении им диагностических и экспертных вопросов и соответственно задачей, которую он ставит перед психологом.

2.2. Принципы патопсихологического исследования.

Целью исследования является выделение наиболее важных нарушений или первичных главных факторов в основе синдрома, а затем вторичных или системных последствий этих нарушений. Таким образом, достигается основная цель научного исследования – объяснение фактов и одновременно сохранение всего богатства материала. Зейгарник Б.В. описала следующие этапы работы психолога при проведении исследования:

1. Знакомство с историей болезни.

2. Проведение психологического исследования, в процессе которого заочное представление о человеке верифицируется и представляется.

3. Сопоставление полученных данных с имеющимися знаниями о типичных для этой группы больных вариантах динамики личностных изменений и особенностей психики. При этом единичные патопсихологические симптомы группируются в патопсихологические симптомокомплексы, свойственные тому или иному психическому расстройству.

Для решения дифференциально-диагностических задач в настоящее время используется стандартный набор патопсихологических методик. В него входят:

А) исследования умственной работоспособности и внимания (отсчитывание; таблицы Шульте (чёрно-белые и цветные); счёт по Крепелину; корректурная проба Бурдона);

Б) Исследования памяти (узнавание предметов; запоминание 10 слов; опосредованное запоминание по Леонтьеву; пиктограмма; запоминание коротких рассказов, картинок; пробы на опознание запоминаемых предметов);

В) Исследование ассоциативной сферы (ответные ассоциации; свободные ассоциации; тематические ассоциации; пиктограмма);

Г) Исследование мыслительной деятельности (исключение предметов; классификация предметов; исключение понятий; сравнение понятий; признаки понятий; простые и сложные аналогии; объяснение пословиц и метафор; последовательные картинки; сюжетные картинки; проба Эббенгауза; незаконченное предложение; пробы на чувствительность к логическим противоречиям);

Д) Исследование индивидуальных психологических особенностей (различные самооценочные шкалы: по Дембо-Рубинштейн, САН, ПДО; проективные и полупроективные тесты: ТАТ, Роршах, тесты Розенцвейга, Вагнера, рисуночные методики; личностные опросники: MMPI, опросник Кеттела).

При определении уровня психического развития подэкспертных с интеллектуальной недостаточностью, а также малолетних и несовершеннолетних к этому списку необходимо добавить:

- исследование организации интеллектуальной деятельности, конструктивного праксиса, обучаемости (последовательные картинки, кубики Кооса, доски Сегена с введением элементов обучающего эксперимента);

- исследование общего уровня познавательной деятельности (опрос по общей осведомленности, практической ориентации, ориентации в социально значимых ситуациях с возможным использованием вопросов теста Векслера; пробы на сформированность основных автоматизированных навыков чтения, письма, счёта).

Существует ряд особенностей применения психодиагностических методик в клинике:

1. Предпочтительным является качественный анализ данных, который должен дополнять психометрические средства.

2. Применение каждой методики целесообразно дополнять расспросом, выясняющим ход рассуждений больного, его отношения к происходящему, преобладающие мотивы действий.

3. Целесообразно использование методик, позволяющих исследовать сразу несколько психических функций, например, методика «Пиктограмма».

4. Допустима корректировка методик для уточнения диагностических гипотез.

Как правило, в процессе экспериментально-психологического исследования используется 5-10 методик. При подборе методик важно учитывать следующие факторы:

 - цель исследования, определяемая задачами дифференциальной диагностики;

 - образование больного, его жизненный опыт;

 - особенности психического состояния и контакта с больным.

 

2.3. Организационно-правовые и методологические основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза – это система психологических исследований личности и деятельности подследственного для уточнения сведений, помогающих следствию, суду и перевоспитанию освидетельствуемых. Осуществляется специалистами-психологами.

Экспертиза осуществляется в специализированных психиатрических учреждениях, в отделениях трёх типов: 1. Амбулаторной экспертизы 2. Стационарной экспертизы для лиц, не содержащихся под стражей 3.Стационарной экспертизы для лиц, содержащихся под стражей.

В качестве судебного эксперта психолога может выступать лицо, занимающее должность «медицинский психолог» в структуре вышеуказанных отделений, прошедшая специализированную подготовку по конкретной экспертной специальности.

Эксперт-психолог обязан провести полное исследование представленных ему объектами материалов и дать обоснованное заключение по всем вопросам, входящим в его компетенцию, поставленным на разрешение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Безусловным является неразглашение данных предварительного расследования, сведений, полученных в ходе проведения экспертизы, а также неукоснительное соблюдение норм профессиональной этики.

Основаниями производства экспертизы в экспертном учреждении является только постановление или определение о её назначении, вынесенные дознавателем, следователем, прокурором, судом или судьей.

Классификация видов экспертиз.

· По возможности непосредственного освидетельствования от экспертного лица: очная и заочная (в том числе и посмертная);

· По количеству лиц, участвующих в производстве экспертизы: единоличные и комиссионные;

· По месту и условиям проведения: амбулаторная, стационарная и проводимая в зале судебного заседания;

· По процессуальному положению подэкспертных лиц в уголовном процессе: обвиняемых (подозреваемых, подсудимых), свидетелей и потерпевших;

· Предметные виды экспертиз:

- определение индивидуально-психологических особенностей обвиняемого и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний;

- определение аффекта;

- определение способности несовершеннолетнего обвиняемого во время совершения инкриминируемых ему деяний в полной мере осознавать фактический характер общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, несвязанного с психическим расстройством;

- определение способности свидетеля или потерпевшего с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для дела и давать о них показания;

- определение способности потерпевшего (чаще всего – жертв половых преступлений) с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление виновному;

- определение психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством;

- определение психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребёнка.

Полученные в ходе проведения психологической экспертизы сведения оформляются в форме экспертного заключения. В нём должны быть отражены:

- время и место проведения экспертизы;

- основания к производству экспертизы;

- сведения об органе или лице, назначившим экспертизу;

- сведения об экспертном учреждении и об экспертах, которым было поручено производство экспертизы;

- вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

 - объекты исследования, материалы дела;

- сведения об участниках процесса, присутствующих в производстве экспертизы;

- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

- оценка результатов исследований, обоснование и формулирование выводов по поставленным вопросам;

- сведения о предупреждении экспертов об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. 

 

Объектом исследования эксперта-психолога является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях.

Предметом исследования – закономерности и особенности структуры и протекания психических процессов, имеющих юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

Специальные познания эксперта-психолога – это психологические, теоретические и методологические знания о закономерностях и особенностях протекании и структуры психической деятельности человека; знания, полученные в результате специальной подготовки и внедренные в практику судебной экспертизы, которые используются в процессуальных действиях. Юридическое значение имеет не диагностируемые экспертом общие психологические явления, а «экспертные» понятия.

«Экспертные понятия»:

- аффект (сильное душевное волнение);

- индивидуально-психологические особенности, оказывающие существенное влияние на поведение;

 - ограниченная вменяемость.

Важным в уголовном процессе являются понятия невменяемости и ограниченной вменяемости.

Невменяемость – состояние лица, при котором оно не в состоянии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, вследствие психического заболевания или иного болезненного состояния психики. В уголовном праве является основанием освобождение лица от уголовной ответственности и применение к нему медицинских мер принудительного характера. Невменяемость включает в себя два критерия: юридический и медицинский. Юридический – неспособность сформировать необходимое интеллектуальное и волевое отношение к совершаемому деянию. Медицинский (биологический) – наличие у лица, признаваемого медициной состояния расстройства психической деятельности, которое является причиной юридического критерия.

Ограниченная вменяемость - наличие у лица психического расстройства, однако оно не полностью утратило способность осознавать свои действия и руководить ими.

В гражданском процессе соответствующими являются понятия недееспособности и частичной (ограниченной) дееспособности.

Недееспособность – неспособность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Выделяют недееспособность в силу недостижения определенного возраста, либо вследствие психического расстройства. Частичная (ограниченная) дееспособность применяется к несовершеннолетним лицам с алкоголизмом и наркоманиями, с психическими расстройствами, когда нет основания для полного лишения дееспособности. По решению суда, данным лицам назначается попечитель (советчик).

 

Военная медико-психологическая экспертиза.

Значимым и  прагматичным является использование психологического прогнозирования социального поведения личности. Учитывая, что воинская служба является деятельностью с чрезвычайно высоким и непрогнозируемым уровнем стрессогенности, важное значение приобретает проведение военной медико-психологической экспертизы.

Военная экспертиза осуществляется с целью пригодности к воинской службе как военнослужащих, проходящих службу по призыву, так и для лиц на контрактной (профессиональной) основе. Помимо этого, назначением экспертизы является определение рода войск с учетом индивидуальных психологических особенностей. Показанием к назначению военной медико-психологической экспертизы является развитие болезненных психических расстройств у военнослужащих в период прохождения службы. Задачами экспертизы в данном случае будет установление диагноза, прогнозирование особенностей протекания болезненного расстройства и определение возможности продолжения воинской службы данным лицом.

Военная медико-психологическая экспертиза проводится на базе специализированных отделений психиатрических клиник в стационарном и амбулаторном вариантах. Данная экспертиза носит комплексный характер (психиатрически-психологическая, при необходимости – сексологическая и наркологическая). Психологическую экспертизу осуществляет специалист-психолог с высшим образованием, занимающий должность медицинского психолога, прошедший специализированные курсы по военной экспертизе. Эксперт-психолог на предварительном этапе изучает всю документацию, касающуюся обследованного лица (военное дело, медицинская документация, характеристики). Затем проводится стандартное экспериментальное патопсихологическое исследование. Используется широкий набор тестовых методик, так как экспертиза призывников предполагает сплошную выборку мужской популяции населения 16-18 лет, и поэтому возможно первичная диагностика различных психических расстройств. В первую очередь, речь идёт о малопрогредиентных хронических расстройств, легких форм нарушения развития и умственной отсталости, стертых вариантов личностной патологии.

По категориям граждан, проходящих экспертизу, выделяют три группы:

1) Первоначальная постановка на военный учет и призыв на воинскую службу;

2) Экспертиза военнослужащих, проходящих службу по призыву

3) Экспертиза военнослужащих, проходящих службу по контракту (на профессиональной основе).

По результатам экспертизы формируются заключения с определением категорий годности к прохождению военной службы:

А – годен к военной службе (практически здоровые в психическом и физическом отношении лица);

Б – годен с незначительными ограничениями (имеются личностные характерологические особенности,легкие и кратковременные невротические расстройства, определяющие ограничения по роду войск и интенсивности нагрузки);

В – ограниченно годен: негоден к военной службе в мирное время, годен к нестроевой службе в военное время (имеются легкие расстройства пограничного характера); годен к нестроевой службе(легкая умственная отсталость);

Г – временно не годен (на период заболевания легким расстройством невротического регистра, с возможностью полного выздоровления и реабилитации);

Д – не годен к военной службе с исключением с воинского учета (наличие тяжелого психического расстройства, хронических расстройств пограничного уровня, личностных расстройств, умственной отсталости).

 

 



2019-07-04 1073 Обсуждений (0)
Военная медико-психологическая экспертиза. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Военная медико-психологическая экспертиза.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1073)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)