Расстройства мышления.
Мышление – надчувственная форма отражения реальности в виде целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания связей и отношений вещей. Процесс мышления включает в себя следующие операции: - анализ; - сравнение; - абстрагирование; - обобщение; - синтез; - конкретизация. Процесс мышления совершается в: - понятиях (конкретные и абстрактные); - суждениях; - умозаключениях (силлогизмы: индуктивные и дедуктивные). Отдельные виды мышления. · Как этапы онтогенетического развития: - наглядно-действенное, - наглядно-образное, - образное (художественное), - логическое (отвлеченное). · Аутистическое мышление, характеристики: - алогичность, - тенденциозность (кататимность – регуляция посредством эмоций), - создают удовольствие самим непосредственным образом. · Паралогическое (архаическое) мышление, характеристики: - закон подобия, - закон партиципации (событие А произошло после события Б, а значит, является его результатом, следствием), - магический компонент, - отчужденность результатов собственной психической активности, - элементы символизма. · Религиозное мышление - вытекает из мистического мышления, трансцедентирует реальность, апеллирует к высшим силам, Богу. · Эгоцентрическое мышление, признаки - синкретизм (неспособность разделения понятий), - несогласованность объема и содержания понятий, - феномен трансдукции (смешение случайных признаков объекта с существенными), - отсутствие понимания несоответствия размеров, - категоричность, субъективность.
Патология мышления Нарушения динамики мышления. · Ускоренное мышление (тахифрения). Характерно для состояния возбуждения, аффекта, гипомании. · Заторможенность мышления (брадифрения). Характерно для астении, депрессии, апатии, гипобулии. · Тугоподвижность (торпидность, вязкость) мышления. Наблюдается при эпилепсии, различных вариантах органического поражения головного мозга. · Задержка мышления (шперрунг). · Обрыв мысли. · Ментизм (наплыв ускоренных мыслей). Три последних варианта патогномоничны (высокоспецифичны) для шизофрении. Нарушение связности процессов мышления. · Тематическое соскальзывание – легкие нарушения логики мышления и семантической цельности при сохранном синтаксисе. · Разорванность – грубое несоответствие сохранного синтаксиса и нарушенной семантики высказывания. Расстройства характерны для шизофрении. · Шизофазия (словесная окрошка) – напор слов, несвязанных по смыслу. · Инкогеренция (бессвязность мышления) – разрушение семантики и синтаксиса высказывания. Расстройства характерны для дефицитарных состояний при шизофрении, мышлении при остром психозе, состояниях нарушенного сознания. Нарушения логического мышления. · Резонерство (тангенциальное мышление) – бесплодное многоречивое банальное рассуждательство, неспособность принимать во внимание конкретные факты и обстоятельства. Свойственно для шизофрении, шизоидных и паранойяльных личностей. Выделяют следующие варианты резонерского мышления: - компенсаторное, - претенциозное, - схоластическое, - псевдоученое, - эпилептическое. · Формализм мышления – опора в рассуждениях на внешнюю формальную сторону явлений, отсутствие глубины, субъективно-эмоциональное искажение. Характерно для широкого спектра расстройств, включая патологию личности, органические расстройства, психофизический инфантилизм. · Патологическая обстоятельность – вязкость, склонность к детализации, застревание на мелких деталях и вторичных обстоятельствах при сохранении линии повествования. Характерно для органических поражениях головного мозга. · Снижение уровня мышления – семантико-синтаксический регресс в структуре текста, примитивизм суждений и умозаключений. Наблюдается при органических поражениях головного мозга. · Тугоподвижность мышления – инертность, консерватизм, застревание на единичных идеях. Свойственна эпилепсии. · Детализация мышления – погруженность в детальное описание мельчайших подробностей, фактов и событий. Встречается в трёх вариантах: - реактивная – при невротических, постстрессовых расстройствах, - ипохондрическая –застревание на жалобах, описании своих переживаний, состоянии здоровья. Типично для ипохондрического синдрома в рамках невротических и личностных расстройств. - бредовая – типично для бредовых синдромов. · Неясное (расплывчатое) мышление – нецеленаправленное мышление, мышление без цели, логически необоснованные переходы с игнорированием временных и пространственных рамок событий. · Паралогическое мышление – опора в рассуждениях и умозаключениях на вторичные несущественные признаки, отклонения в рассуждениях от нормальной логики, подмена её эгоцентрическими аффективно насыщенными моментами. Патогномонично для шизофрении. Является основой для бредовых конструкций. · Патологический полисемантизм – патологическое творчество больных, в результате которого понятия приобретают множественные значения и новые смыслы, базирующиеся на формальных лексических признаках. Характерно для психозов, аутизма, патологии личности. Нарушение образного мышления. · Патологическое фантазирование (мифомания, синдром фантастической псевдологии). Характерно для истерических личностей, неврозоподобных вариантов шизофрении. Нарушение эгоцентрического мышления. · Познавательный эгоцентризм. Объективизация личностного мнения, повышенная уверенность в собственной правоте. · Нравственный эгоцентризм. Обилие оценочных суждений, склонность к морализированию, приписывание своих мотивов поведения другим, склонность к идеям отношения, сверхценным идеям. Патологические варианты пралогического (архаического) мышления. · Суеверия. Наличие мистического компонента в мышлении, вера в чудеса, материализацию мыслей, наличие магических причинно-следственных связей. Характерна вера в приметы, прорицание, ясновидение, магию. · Нарушение идентификации. Ошибочная интерпретация и искаженное опознание объектов на основе эмотивного мышления. · Символическое мышление. Опора в мышлении на субъективно значимые объекты и явления, которым придается особая значимость. Характерны как для нормального, так и для патологического творчества. Во втором случае утрачен прагматизм, наличие явной связи символов и болезненных переживаний. Для символического мышления характерно создание неологизмов (принципиально новых слов), криптолалии (нового тайного языка, созданного больным), криптографии (тайное письмо). · Ритуалы. Выполнение определенной последовательности действий в строго алгоритмизированном порядке, базирующиеся на болезненных переживаниях. Характерны для обсессивно-компульсивных синдромов разной этиологии. · Анимистические представления. Переживания, для которых характерно восприятие неживых объектов природы, как наделенных умением чувствовать и иметь другие признаки живых субъектов. Характерно как для патологических личностей, так и для структуры ряда бредовых синдромов.
Нарушения мышления нередко наиболее ярко воплощаются в речи. Поэтому представляем варианты речевых нарушений, иллюстрирующих соответствующую патологию мышления. 1.Речевые итерации (стереотипия, тики): - палилалия – многократное повторение фраз – симптом грамофонной пластинки (Майер-Гросс, 1931); - вербигерация – употребление большого количества сходных по поверхностным признакам слов; - персеверация – застревание на многократном повторении одних и тех же слов; - палиграфия – персеверация в письме; - логоклония – ритмичное повторение слогов. 2.Эхолалия – повторение больным слов или фраз, произнесенных третьими лицами. 3.Заикание – нарушение плавности речи, проявляющееся в двух вариантах – тоническом (повторное произнесение отдельных звуков) и клоническом (повторное произнесение отдельных слогов). Для заикания характерно логофобия – страх перед общением по причине речевых нарушений. 4.Мутизм – отсутствие речи по психическим причинам. 5.Спотыкание (полтерн) – речь взахлёб, нечеткость артикуляции. 6.Логорея (вербомания) – непрекращающий речевой поток. 7.Акайрия – навязчивое повторение одних и тех же вопросов, жалоб. 8.Графоспазм – невозможность к осуществлению письма по психологическим причинам. 9.Брадилалия – замедление речи. 10.Брадилексия – сниженный словарный запас в речи. 11.Глоссолалия – аффективно ускоренная речь с употреблением неологизмов. 12. Дислогия – неспособность точно и недвусмысленно выражать свои мысли устно. 13. Диспрозодия – нарушение мелодичности речи. 14. Идеоглоссия – замена слов другими лишенными смысла или непонятными звуками. Описано при олигофрении. 15. Ксенолалия – изменение структуры звуков речи, при которой она похожа на иностранную. Наблюдается при неврологической патологии. 16. Макрофония – очень громкая речь. 17. Микрофония – очень тихая речь. 18. Оговорки – подмена одних слов другими и несоответствующими предмету мысли. Характерно для астении, тревоги, нередко трактуется психоаналитически. 19. Олигофазия – скудный запас слов. 20. Палинграфия – обратное или зеркальное письмо. 21. Паралексия – правильное чтение без понимания смысла прочитанного. 22. Речь витеиватая – напыщенная, с выражением ложного пафоса, многозначительная и заумная. Характерно для резонерства. 23.Речь манерная – словесное гримасничанье, вычурность. Характерно для гебефрении. 24. Речь зеркальная- произнесение слов с их конца. Характерно для шизофрении, детского аутизма. 25. Речь пуэрильная – речь, напоминающая детскую, картавая, сюсюкающая, с детскими искажениями слов и интонацией. Характерно для истерического психоза, кататоно-гебефрении. 26. Речь рифмованая – неуместное использование в речи рифмования маниакальных кататонических пациентов. 27. Речь скандированная – замедленная речь с произнесением слов по слогам, наблюдается при поражении мозжечка. 28. Речь слащавая – речь вкрадчиво-льстивая, с уменьшительно-ласкательными и хвалебными оборотами. Свойственная эпилепсии. 29. Тахилалия – ускорен темп речи. 30. Фонастения – тихая, переходящая в шепотную и беззвучную речь при депрессии.
Расстройства мышления по содержанию. Включают: бредовые расстройства, сверхценные идеи, доминирующие идеи, фанатизм, обсессии. Бред. Характеристики: - является следствием болезни, - ошибочно искаженно отражает действительность, - не поддается коррекции, - базируется на ошибочных основаниях, - наблюдается при ясном сознании, - нет снижения интеллекта, - тесная связь с изменениями личности, отношением больного к себе и к окружающему миру. Клинико-психопатологические критерии: - бред отражает переживания существования в ином мире изменения личности больного, - аутохтонность (происхождение из самой личности больного, его патологическое творчество), - динамическая структура, - формально ясное сознание, отражение патологии мотивации поведения, социальной дезадаптации, и дезорганизации личности и расстройства самосознания. Выделяют первичный бред – интерпретативный, интуитивный и вторичный бред, вытекающий из расстройств восприятия, патологии аффекта. Бред классифицируют также по стадиям развития: 1.Бредовое настроение – убежденность в изменении окружающего, неизменности надвигающейся беды. 2.Бредовое восприятие – бредовое истолкование отдельных явлений, всвязи с нарастающей тревогой. 3. Бредовое толкование – болезненное объяснение значения воспринятых явлений. 4. Кристаллизация бреда – стройность, законченность, последовательность бредовых идей. 5. Стадия затухания бреда с элементами критического отношения. 6.Резидуальный (остаточный) бред. Приводим основные варианты бредовых синдромов: · Преследование (персекуторный), · Физического воздействия, · Отравления, · Ограбления, · Обвинения, · Пленения, · Ревности, · Сутяжничества, · Метафизический, · Архаический, · Одержимости, · Дерматозойный, · Религиозный, · Эсхатологический, · Отношения, · Значения, · Величия, · Могущества, · Бессмертия, · Изобретательства, · Реформаторства, · Богатства, · Эротический, · Самообвинения, · Иппохондрический, · Дисморфоманический, · Нигилистический (синдром Катара), · Фантастический, · Метаморфозы, · Двойника (синдром Фреголи), · Интерметаморфозы, · Инсценировки, · Особого значения, · Антагонистический (манихейский). Сверхценные идеи. Характеристики: - банальность суждений, - неадекватность в переоценке тех или иных фактов, - наличие паралогики, - психологическая понятность, - эгоцентрическая структура, - стойкость и некорригируемость, - неадаптивный характер сверхценных образований, - эмоциональная охваченность пациента. В отличие от бреда, содержание сверхценной идеи обычно является адекватной реальности, бредовые идеи всегда ложны. Сверхценные идеи связаны с преувеличенно самооценкой и конкретной ситуации, бредовые идеи возникают аутохтонно, критика полностью отсутствует. При сверхценных идеях возможны сомнения пациента в их истинности. Бред психологически непонятен, чужд нормальному опыту, в отличие от сверхценных идей. Сверхценные идеи характерны для паранойяльных личностей и паранойяльных реакций в рамках других патологий. Доминирующие идеи. Характеризуются тем, что не принадлежат самому индивиду, и он не связывает их с повышенной самооценкой, немотивированно потребностью самоутверждения и собственного признания. Отражают любую систему идеи, к которым пациент проявляет повышенный интерес. Могут наблюдаться при любой патологии. Фанатизм. Идеи, которым фанатик служит искренне и самоотверженно, как правило ему не принадлежат, заимствованы из любого источника, которому безоговорочно доверяют и идентифицируются с ним. Фанатичные идеи становятся центром психического «Я», не связаны с самооценкой, желанием добиться признания своей исключительности. Обсессии, навязчивые идеи (см. обсессивный синдром). Вопросы для самостоятельной подготовки. 1.Мышление: определение, мыслительные операции. 2.Отдельные виды мышления в норме: аутистическое, архаическое, религиозное, эгоцентрическое. 3.Нарушение динамики мышления. 4.Нарушение связности процесса мышления. 5.Нарушение логического мышления. 6.Расстройства мышления, характерные для шизофрении. 7.Бред. 8.Сверхценные идеи.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |