Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приличьем стянутые маски.



2019-08-13 304 Обсуждений (0)
Приличьем стянутые маски. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вся жизнь света герою представляется суетой и тщетой. Маскарад в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» вырастает в обобщающий символ жизни света. Эту жизнь лермонтовский герой клеймит гневным словом отрицанья.

Любовь обычно для романтика — святыня, смысл существования. Женщина — ангел, божество, идеал, Прекрасная Дама, воплощение Любви, Добра и Красоты. Вспомним, например, исповедь Демона, объясняющегося в любви к Тамаре: «И вновь постигнул я святыню Любви, Добра и Красоты». Мечта о высокой духовной любви — одна из постоянных тем лирики Лермонтова. Большой жизненной ценностью лермонтовский герой считает дружбу. Через любовь и дружбу он старается обрести «родную душу», которая избавила бы его от гнетущего одиночества, сняла «венец мученья» с головы мятежного сына века. Мечта о «родной душе», о человеке-друге, которому можно было бы «руку подать в минуту душевной невзгоды», постоянно пробивается в лермонтовских поэтических раздумьях. Максималистская для лермонтовского героя мечта о дружбе искренней и чистой, о любви без измен, расчета

Огромной жизненной ценностью герой считает свободу. Он тоскует по свободе, понимаемой как свобода мысли и волеизъявления личности. Тоска по такой свободе пронизывает «Жалобы турка», «Парус», «Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия» и др. Герой тоскует по справедливой, достойной человека жизни. Во всех его раздумьях пробиваются стремления к установлению гармонии отношений между личностью, обществом и народом. Не находя этой вожделенной для него гармонии в обществе, герой обращается к природе. Светлая мечта переносит поэта из маскарадной залы в мир нетронутой красоты («Как часто пестрою толпою окружен»).

Природа воспринимается поэтом во всем богатстве ее многоцветных красочных оттенков, во всем могуществе буйных жизненных сил. Острота восприятия природы усугубляется осознанием разрыва человека цивилизованного общества, живущего в атмосфере искусственного быта, с первозданной жизнью природы и жаждой преодолеть этот разрыв.

Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде. Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.

Монолог Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем... Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье... И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует... Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит. Мой демон Собранье зол его стихия. Носясь меж дымных облаков, Он любит бури роковые, И пену рек, и шум дубров. Меж листьев желтых, облетевших, Стоит его недвижный трон; На нем, средь ветров онемевших, Сидит уныл и мрачен он. Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает, Он равнодушно видит кровь, И звук высоких ощущений Он давит голосом страстей, И муза кротких вдохновений Страшится неземных очей.

 

В философской лирике М. Ю. Лермонтова, как и во всем его творчестве, преобладают трагические мотивы. Но это не вина поэта - такой же трагической он видит саму окружающую жизнь, полную несправедливости и страданий. И потому, обращаясь к Всевышнему в «Молитве», он просит:

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный яр

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя.

Поэт осознает трагическую и неотвратимую быстротечность земной жизни. Человек живет в поисках счастья и умирает, так и не найдя его. «Все веселее умереть», - говорит его лирический герой. Но Лермонтов не верит и в «веселье» после смерти. Поэтому в его лирике все чаще появляются скептические и иронические строки:

Конец? Как звучно это слово,

Как много - мало мыслей в нем;

Последний стон - и все готово,

Без дальних справок - а потом?

Потом вас чинно в гроб положат,

И черви ваш скелет обгложут,

А там наследник в добрый час

Придавит монументом вас…

В стихотворении «Что толку жить! Без приключений…» заметно разочарование поэта не только в жизни, в смерти, но и в религии, в церкви:

…По доброте души своей,

Для пользы вашей (и церквей)

Отслужит, верно, панихиду.

Которой (я боюсь сказать)

Не суждено вам услыхать…

Живя в окружении зла, несправедливости, фальши, задыхаясь в удушливой атмосфере, лирический герой сожалеет, что вынужден жить в это тяжелое, мучительное время, когда «грядущее в тумане», «былое полно мук и зла», настоящее представляется тюрьмой, темницей, в которой невозможно вдохнуть полной грудью, свободно поднять голову. Лермонтов глубоко и искренне грустит о том, что в жизни « и радость, и муки, и все так ничтожно». А сама жизнь - «пустая и глупая шутка». Его герой очень одинок в этом мире. Он ищет и не может найти ответы на волнующие его вопросы: «Желанья?.. Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить - но кого же?..», «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?»

Преодолеть это чувство разочарования и одиночества поэту помогает лишь вера «гордая в людей» и в поэзию. Теме предназначения поэта и поэзии посвящены многие стихотворения М. Ю. Лермонтова. Причем его отношение к этому вопросу постоянно менялось. Если в начале творческого пути он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами и страданиями, песнь которого «свободно мчится» сквозь время и пространства, то в более поздние годы поэзия Лермонтова становится все ближе к народу. Автор уже не отделяет себя от толпы. «Как смел желать я громкой славы, когда вы счастливы в пыли?» - восклицает поэт. Его все больше начинает волновать судьба поколения, народа и родины. Его мысли все чаще начинают занимать не отвлеченные рассуждения о вечном, а конкретные проблемы и реальные люди. Словно подводя итог пройденному романтическому этапу жизни, поэт видит в творчестве некое зеркало, в котором должна отразиться вся полнота человеческой жизни:

Любил и я в былые годы,

В невинности души моей,

И бури шумные природы,

И бури тайные страстей.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг,

И мне наскучил их несвязный

И оглушающий язык.

Люблю я больше год от году,

Желаньям мирным дав простор.

Поутру ясную погоду,

Под вечер тихий разговор.

Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины; жизнь - это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету. Знаменитый «Парус» стал поэтическим воплощением его концепции мира и человека. Здесь отражена сама Вселенная, которая живет в необъятных пространственно-временных измерениях - с бескрайними далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем. Парус - это и отражение авторского «я», и олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной не успокоенности и неудовлетворенности настоящим, его устремленности к будущему. Этому образу, этой концепции смысла жизни М. Ю. Лермонтов не изменит до последнего дня.



2019-08-13 304 Обсуждений (0)
Приличьем стянутые маски. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приличьем стянутые маски.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)