Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бытие как материя. Философское понимание материи. Материя и её атрибуты.



2019-08-13 245 Обсуждений (0)
Бытие как материя. Философское понимание материи. Материя и её атрибуты. 0.00 из 5.00 0 оценок




С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность - причина, основа, содержание и носитель (субстан­ция) всего многообразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Важнейшие из них - объективность существования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение.

Это атрибуты материи, т.е. всеобщие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

 

Вещи не состоят из материи, а есть конкретные формы ее проявления. Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную материю как некоторое первоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод вообще. Но это тоже абстракция. Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное - изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует “безликой” материи; Материя—это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.

Философские проблемы антропогенеза. Единство социального и биологического в человеке.

Часть.

Философская антропология – это фундаментальная наука о сущности человека, о его отношении к природе, физическом, психическом и духовном проявлении в мире, основных направлениях и законах его биологического, духовно-исторического и социального развития. В рамках данной науки осуществляется синтез различных аспектов знаний о человеке.

Проблема антропогенеза – это проблема происхождения человека. Однозначного ответа на вопросы, когда именно возник человек и как именно он возник, философская антропология не дает.

Долгое время господствовала религиозная концепция происхождения человека как творения Бога. Для верующего человека она и по сей день остается неоспоримой.

Одним из вариантов религиозной креативной концепции является гипотеза «направленной эволюции» французского философа и богослова Тейяра де Шардена. В ней утверждается, что человек появился в процессе осуществления Программы-Цели, которую Творец (Организатор, «Направитель» мира) «встроил» в мир.

После создания Ч.Дарвином эволюционной теории оформились эволюционистская и трудовая концепции происхождения человека.

Эволюционистская концепция руководствуется исходными принципами дарвинизма. Представители неодарвинистской теории эволюции М.Рьюз и Э.Уилсон признают, что человек подобно всем другим животным является продуктом эволюции путем естественного отбора и генетически связан с высшими млекопитающими. При этом, естественнонаучную теорию эволюции Дарвина они реконструируют в учение о генно-культурной коэволюции. Они утверждают, что социальное взаимодействие расширяет эволюционные возможности там, где они сопровождаются повышением репродуктивного успеха.

Трудовая теория антропогенеза в основном известна в ее марксистском варианте. В ней заложены истоки объяснения активно-деятельного отношения человека к миру. В этой теории биологическая эволюция не рассматривается в качестве определяющего фактора антропогенеза. Общественный труд, согласно Ф.Энгельсу, превратил обезьяну в человека. Под влиянием труда сформировались такие специфические качества человека, как сознание, речь, творческие способности. Благодаря труду, развитию производительных сил, созданию искусственной, культурной среды обитания прекратилась популяционно-видовая изменчивость биологических признаков человека и определилась долгосрочная социальная перспектива его выживания как рода.

Часть.

Биологическое в человеке – это совокупность телесных свойств, развившихся от животных предков и изменявшихся под воздействием социальных факторов. Понятие биологического (тела)отражает материально-вещественную, природную сторону человека. В этом своем качестве он является организмом, частью природы. Биологические качества являются необходимой предпосылкой и условием существования человека и составляют природные основания для формирования личности. Они, таким образом, выступают основой социальной жизни человека.

Социальное в человеке – это все то, что человек приобретает в результате отношений с другими людьми. С этой точки зрения человек – это социально обусловленная и социально интегрированная система, биологические особенности которой контролируются социальными качествами.

В реальной жизни реального человека отделить невозможно отделить биологическое от социального. Человек, таким образом, – это биосоциальное существо, существование которого обусловлено двумя программами: биологической и социокультурной. Биологическая программа включает в себя этапы природного развития человека: детство, юность, зрелый возраст, старость. Социокультурная программа предусматривает процесс социализации человека, т.е. формирования у него социальных норм, ценностей, убеждений, включение в общественную жизнедеятельность.

25. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Субъекты истории. Роль личности в истории.

Часть.

История общества отличается от истории природы прежде всего тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама. Возникает вопрос – существует ли определенная закономерность общественного развития? Если нет – то история – это поток случайностей, если существует – то какова реальная роль конкретных людей, и шире великих исторических личностей? Является ли история сознательным достижением людьми своих целей? Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Законы общественного развития так же мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы - без посредства материи. И хотя эти законы проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее носят не субъективный, а объективный характер, ибо не зависят от воли и сознания отдельных (обычных) индивидов. Поэтому-то, хотя законы истории и создаются самими людьми, но люди потом уже подчиняются их власти как чему-то надличностному: тогда говорят, что законы "управляют" ходом исторических событий. Наличие подобных закономерностей вовсе не означает, что история повторяется. Например, тот факт, что вторая мировая война не похожа на наполеоновские войны, не является препятствием для философского осмысления природы войн вообще. общественный закон выступает не просто как тенденция (которая и сама может оказаться случайной, скоропреходящей), а как ведущая, основная тенденция.

Часть.

Проблема субъектов истории является важнейшей проблемой социальной философии. Субъекты истории – это народ, нация, масса, толпа, социальные классы, выдающиеся личности. Обычно, термин «народ» используют в смысле: народ – организованное целое, имеющее единую психологию (менталитет), культуру, традиции, обычаи, единую территорию, общие экономические связи и т.д. Это устойчивая общность людей со своими «этническими» интересами.

Нацияесть совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Если понятие народа – социально-этническое понятие, то понятие нации есть социально-политическое понятие.

Массы– ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения. Массы возникают время от времени. Они могут появиться случайно, когда скапливается огромное количество людей в связи с тем или иным событием. Но они могут быть заранее организованы и выведены на улицы для проведения тех или иных политических мероприятий.

Толпаесть нечто неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующихся не столько разумом, сколько чувствами и эмоциями, в ней доминирует стадное сознание, и она готова на сиюминутные «героические» жертвы, особенно когда во главе ее появляются лидеры-фанатики для того, чтобы добиться своих эгоистических целей.

Подлинным субъектом истории выступает народ, а не толпа или масса. Но толпа (масса) нередко играет важную роль в том или ином историческом событии, оказывающем затем серьезное влияние на последующее развитие человеческого общества.

Часть.

Нередко философия, разрабатывая эту проблему, преувеличивала роль личности в историческом процессе и, прежде всего, государственных деятелей, полагая при этом, что чуть ли не все решается выдающимися личностями. Короли, цари, политические вожди, полководцы, якобы, могут управлять всей историей и управляют ею, как своего рода кукольным театром, где есть кукловоды и марионетки. Исторические личности – это личности, поставленные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории.

Став по воле случая или в силу необходимости во главе государ­ства, личность может оказать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это чаще бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточивается политическая, государственная власть. От нее многое зависит.



2019-08-13 245 Обсуждений (0)
Бытие как материя. Философское понимание материи. Материя и её атрибуты. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бытие как материя. Философское понимание материи. Материя и её атрибуты.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)