Методы и формы эмпирического исследования.
(Методы получения знания: эмпирическое исследование осуществляется при помощи наблюдения, эксперимента и измерения.) При проведении эмпирических исследований применяются различные методы сбора информации. Для их выбора на каждом этапе исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур. Методы исследования делятся на две группы: основные (наблюдение и эксперимент) и вспомогательные (сбор материалов исследования и обработка полученных данных). Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучаются педагогические явления и процессы в разных естественных условиях без вмешательства в их течение путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Наблюдение как средство познания дает первичную информацию о мире. Оно целенаправленно и обычно структурировано жесткой программой (формализованное наблюдение) или планом (неформализованное). Оно проводится «скрытно» или же при таком присутствии наблюдающего, когда цели исследования замаскированы. Наблюдения бывают: полевые (в естественных условиях); лабораторные, используемые чаще всего в психологических и социально-психологических изысканиях; систематические по заранее разработанному плану. Изучение объекта в течение определенного времени: не систематические; кратковременные. Проводятся на стадии разведки для формулировки гипотез предстоящего исследования. (Наблюдения: прямые (объект доступен) и косвенные (объект не доступен, доступны только его следы и т.п., которые он оставил).) Недостатки наблюдения заключаются в невозможности гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов побуждений действующих лиц. Наблюдение обычно применяют в сочетании с другими способами сбора информации, например, опросов, анкетирования и др. Частным случаем наблюдения является эксперимент. Дефиниция эксперимента в литературе трактуется как общий эмпирический метод исследования, в процессе которого явления изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях; предполагается активное вмешательство в деятельность испытуемых; создаются наилучшие условия для изучения конкретных педагогических явлений; научно поставленная проверка искусственно вызванного явления проверяется в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и воссоздавать каждый раз при повторении условий. Эксперимент должен проводиться на большой выборке участвующих в нем лиц. Последнее требование ВАК РФ при Министерстве образования и комитете наук — более 100 человек. В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход какого-нибудь явления или процесса путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимым переменным. Факторы, изменившиеся под влиянием независимого переменного, называются независимыми переменными. Эксперимент позволяет: изучать то или иное явление в «чистом виде»; исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; осуществлять многократные эксперименты при изучении того или иного объекта. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если требуется проверить влияние другого фактора, то проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными и т.д. Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет следующие преимущества: - наблюдение за ходом опыта, измерение нужных параметров, описание явлений или процессов, характеризующих определенные их закономерности; - анализ и обобщение полученных результатов; - формирование выводов, предложений, оценка теоретического и прикладного значения полученных фактов и аргументов. Наиболее частыми формами эксперимента являются лабораторный и естественный эксперименты: -Лабораторный эксперимент протекает в специально организованных условиях и по инструкции. Он может быть с использованием аппаратуры или без технических средств. -Естественный эксперимент происходит в естественных условиях с соблюдением всех требований метода. В основном различают три вида эксперимента: констатирующий, формирующий и контролирующий: -Констатирующий проводится на первоначальном этапе исследования и используется для получения данных как точки отсчета. Данные этого вида эксперимента применяются для организации следующих видов эксперимента. - Формирующий эксперимент означает такое развитие педагогического явления или процесса, в котором целенаправленно развиваются и формируются определенные качества, свойства, знания, умения и навыки. -Контролирующий проводится с целью принятия окончательного решения о полезности данного педагогического продукта для использования его в реальном образовательном процессе.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |