Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможности и границы познания. Знание и вера.



2019-08-13 307 Обсуждений (0)
Возможности и границы познания. Знание и вера. 0.00 из 5.00 0 оценок




1 часть.

Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются природа и возможности познавательного процесса, отношения между знанием и реальностью, выявляются условия достоверности и истинности познания. Хотя термин «теория познания» был введен в философию в 1854 г., учение о познании разрабатывалось со времен Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.). В современной литературе данный термин употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о знании вообще, независимо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом которой является научное познание в его специфике.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянного углубления, расширения и совершенствования. Познавательный процесс определяется через понятия «Объект» и «Субъект».

Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является, прежде всего, сам индивид, затем коллектив, класс, общество в целом. Общество считается универсальным субъектом, т.к. в нем объединены субъекты всех уровней, люди всех поколений. Познавательный субъект характеризуется следующими признаками: работа органов чувств и способность к чувственным восприятиям; он всегда индивидуален, конкретен, находится в развитии, деятелен и активен; обладает сознанием, т.е. способностью выражать мир в идеальных образах, абстрагироваться, конструировать в мыслях то, что отсутствует в действительности; включен в систему знаний своего времени, в культурную практику, этническую и социальную группу.

Объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная, познавательная деятельность субъекта. Понятия «объект» и «объективная реальность» не совпадают. Объективная реальность существует вне и независимо от человека. Объект обязательно предполагает наличие субъекта. Говоря о наличии объекта познания, человек предполагает объективность его существования, протяженность, наличие некоторых свойств и характеристик, способность к взаимодействию с другими объектами.

2 часть.

Научное знание считается наиболее глубоким, достоверным. Оно отвечает следующим признакам:

1) Объективность. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», при этом происходит максимальное отвлечение от интересов индивида, и от всего божественного. Однако нужно иметь ввиду, что и научное знание не может быть максимально бессубъектным образованием и в этом смысле абсолютно объективным;

2) Рациональность, т.е. доказанность. Принцип достаточного основания гласит: «ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение – справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Г. Лейбниц);

3) Нацеленность на воспроизведение закономерностей и существенных свойств объекта;

4) Системность, т.е. упорядоченность в форме теории и развернутых теоретических понятий;

5) Проверяемость через наблюдение, практику, испытание логикой;

6) Научные знания обладают интерсубъективным характером, т.е. общезначимы.

В отличие от знания, верование имеет личностное значение для человека, выражает его уверенность в правоте высказывания, но не опирается на научную обоснованность, ведь для верующего не важно, соответствуют ли его представления чему-либо реальному в жизни или противоречат этому. Вера не требует доказательств, более того, в средние века родилась фраза «верую, ибо абсурдно (нелепо)».

Итак, вера – это внутреннее принятие человеком чего-либо как достоверного, опора на бессознательное, интуитивное, эмоциональное или даже логическое. Признавая какую-либо догму (ею не обязательно может быть догма церковного вероучения, но и вполне светская, например, вера в торжество человеческого разума), человек принимает ее за отправную точку в цепи чисто логических умозаключений и таким образом старается обсновать свою линию поведения или какое-то решение.

Вера бывает трех типов: эмоционально-чувственная, рассудочная (с опорой на понятийно-логические основания), разумная (синтез чувств и логики, рациональности).

Вера предполагает наличие целого комплекса чувств и переживаний по отношению к объекту веры: живость, яркость, уважение, авторитет, любовь и т.п. Принятие предмета на веру как истинного всегда связано с представлениями и понятиями личности о том, что происходит и что затрагивает человека.

Причины существования верований являются многообразными: неполнота и недостаточность наших знаний, способность к мобилизации внутренних духовных ресурсов человека, необходимость психологической поддержки, влияние на пути познавательного поиска, например, построение гипотезы.

Усиление роли религии и мистики в современном обществе активизировало внимание исследователей к вопросу о соотношении науки (знаний) и религий (верований); наблюдаются попытки совмещения обоих полюсов.



2019-08-13 307 Обсуждений (0)
Возможности и границы познания. Знание и вера. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможности и границы познания. Знание и вера.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)