Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формационный и цивилизационный подходы к периодизации истории человеческого общества. Единство и многообразие мировой истории.



2019-08-13 302 Обсуждений (0)
Формационный и цивилизационный подходы к периодизации истории человеческого общества. Единство и многообразие мировой истории. 0.00 из 5.00 0 оценок




1 часть:

Исследование закономерностей и ступеней развития общества является исключительно важной проблемой для науки и общественной практики Без этого нельзя понять сложные социально-экономические процессы движения челов тва к вершинам цивилизацийї.

 

 Ученые-экономисты прошлого и современности по-разному трактуют сущность и особенности исторического развития общества Наибольшее распространение получили формационный и цивилизационный подходы к пониманию переодизации процесса экономического развития человеческого общества.

 

 Формационный подход был разработан К Марксом и его последователями Суть его заключается в том, что производительные силы общества в совокупности с производственными отношениями представляют определенный способ производства а способ производства в сочетании с политической надстройкой общества - социально-экономическую формацию Основополагающим экономическим ядром каждого способа производства, а соответственно и формации, является господствующая форма собственности, поскольку именно она определяет способ сочетания работника со средствами производстваа.

 Формационный подход предполагает, что развитие человеческого общества происходит как последовательная смена одного способа производства другим:

 - первобытнообщинный;

 - рабовладельческий;

 - феодальный;

 - капиталистический;

 - коммунистический

 Формационный подход исходит из того, что решающая роль в общественном развитии принадлежит процессу производства, отношениям собственности, а его главной движущей силой является противоречие между производительными силами и производственными отношениями и обострения классовой борьбы в обществ.

 Однако в современных условиях формационный подход при признании определенных его положений считают методологически недостаточным и справедливо подвергается критическому анализу

 На потребность глубокого познания закономерностей развития общества мировая общественная наука разработала и широко использует цивилизационный подход относительно познания истории развития человечества

 Цивилизация - исторически конкретное состояние общества, которое характеризуется достигнутым уровнем производительных сил, особой формой производства и соответствующей духовной культурой людей

 Цивилизационный подход по-иному определяет закономерные ступени развития экономических систем

 В основу цивилизационного подхода положены следующие принципы:

 1) многомерности анализа экономических систем,

2) естественной эволюционной постепенности исторического процесса;

 3) отказа от классовых, конфронтаций ных оценок содержания и целей системы;

 4) познание системы в единстве ее экономических и социокультурных элементов

 5) усиление роли человеческого фактора в общественном развитии;

 6) признание мировой истории как единого планетарного целого

 Как видим, цивилизационный подход не страдает экономическим детерминизмом, поскольку предполагает равномерность воздействия и других факторов на развитие человеческого общества Он ориентирован не на особенности и способа производства, а прежде всего на целостность человеческой цивилизации, доминирующее значение общечеловеческих ценностей, интегрированность каждого общества в мировую сообществу.

 Важнейшей чертой цивилизации является ее гуманистическая направленность Человек выступает не только главным субъектом производства и цивилизации в целом, но и их непосредственной целью, целевой функцией .

2 часть:

Развитие понятия «История»

 История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история эпох и их смен, история революций и войн и т.д.

 Уже с древних времен люди стали делить мир на "мы" и "они", на "мое племя" и "чужое племя", на "эллины" и "варвары", на "рабов" и "свободных".

 В эпоху Нового времени с развитием мореплавания, колонизации новых земель, с развитием торговли и новыми географическими открытиями расширялся кругозор европейцев. Они увидели, что у разных народов, с одной стороны, имеются общие черты, а с другой - глубокие различия в культуре, нравах, религии и даже во внешнем облике.

 В философии стали возникать концепции локальных культур.

 Шпенглер в своей работе “Закат Европы” не признает существование единой мировой истории. Все человечество он разделил на множество самостоятельных потоков. Каждая культура живет, подчиняясь ей присущим принципам и ценностям.

 По своим воззрениям Тойнби был близок к концепции Шпенглера. Правда, он считал, что в будущем возможно достижение единства человечества на основе религии.

 Из подобных концепций можно сделать вывод, что такие философы абсолютизировали особенные черты развития тех или иных народов и отрицали общее, единое в их развитии.

 Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив многообразие истории, в тоже время стимулировала поиск скрытого единства. К этому побуждало, прежде всего, развитие экономических связей, процесс формирования единого мирового рынка. Этот процесс втягивал страны и государства в установление связей и отношений между собой. Стали возникать представления о единстве всего человечества, о равенстве людей.

Единство мировой истории.

 Общественный процесс, формирование мировых экономических связей сделало невозможным отрицание единства мировой истории. Истоки единства следует искать в антропогенезе и социогенезе. Орудийная деятельность и членораздельная речь превратили человекоподобное существо в человека, формирование физического облика современного человека, его сознания и общественных отношений представляют собой единый процесс.

 К истокам единства относятся:

 1. формирование государственности и мировых связей;

 2. Производство материальных благ: как бы ни отличались племена, нации, народности по своим нравам и обычаям, труд, средства труда и общение в процессе производства будут присутствовать всюду, где есть человеческие общности. То есть материальное производство в своем развитии подчиняется действию общих законов.

 3. Экономические и культурные отношения между народами и государствами находятся в диалектическом взаимодействии с развитием техники, транспорта и связи. Люди увидели, сто события, произошедшие в одной части земного шара, через некоторый промежуток времени становятся известными в другой.

Многообразие мировой истории.

 Реальная история протекает в конкретных многообразных формах. Источниками многообразия истории являются:

 1. Географическая среда. Племена, живущие в благоприятных климатических условиях, на плодородных землях, стали переходить от охоты к земледелию. Это дало им возможность вести оседлый образ жизни, накапливать запасы пищи, увеличивать темпы роста населения и т.д. Благодаря этому были заложены основы возникновения городов, разделения труда и т.д.

 2. Развитие производительных сил. Более развитые производительные силы способны развиваться более быстрыми темпами.

 3. Многообразие исторической Среды. Когда отсталые народы под воздействием развитых государств перескакивают целые формационные периоды. Это может происходить при помощи и поддержке других народов или насильственным путем.

 4. Внутренняя историческая Среда - влияние выдающихся личностей на ход истории.

 5. Временное многообразие - в истории имеют место неравномерность в развитии, как отдельных стран, так и различных сфер деятельности людей.



2019-08-13 302 Обсуждений (0)
Формационный и цивилизационный подходы к периодизации истории человеческого общества. Единство и многообразие мировой истории. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формационный и цивилизационный подходы к периодизации истории человеческого общества. Единство и многообразие мировой истории.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)