Глагольные классы в древнерусском языке. История форм настоящего времени тематических и нетематических глаголов.
Все глаголы в формах наст.вр. делилсь на две группы: А) тематические – такие, у кот. Окончание присоединялось к глагольной основе с помощью суффикса, кот. Назывался «темой». (Пр: играть – игра+суфф. а ) Б) нетематические (атематические). См. 5 класс Классы глаголов: 1 класс: суф «Э»(2лицо, ед.ч.) // суф «О»(3л. Мн.ч. или 1л. ед.ч.) пр: нес-ти ….нес – е- ши, нес-ут….нес-у-ть 2 класс: суф «не» // «но» пр: прыг-ну-ть….прыг-не-ши 3 класс: «jэ» // «jо» пр: зна-ти…знаѤши..знаjуть 4класс: суф «и» пр: любити….люб-и-ши 5 класс: атематические глаголы(у них нет темы, поэтому окончания присоединяются к корню). Только 5 глаголов: БЫТИ, ДАТИ,ВѢДѢТИ, ИМѢТИ,ѢСТИ (в значении кушать). Как правило они имеют суплетивные формы и особую систему окончаний. !!! 1-3 класс: глаголы 1 спряжения, 4 класс – глаголы 2 спряжения История форм наст.вр.тематич.гл: Тематич.гл. спрягались(изменялись по лицам и числам) и имели одинаковую систему окончаний для всех классов.
Изменения в системе окончаний тематич гл. Т.г. подверглись фонетич и морфологич изменениям: А) в 14-15 веках «э» перешел в «о». этому способствовало отвердение щипящих и конечного согласного «т». Пр: несеши – несеть. [ш’]-[ш] , э- несЁши. [т‘]-[т], Б) переразложение в основе. Суффикс отходит к окончанию и появляются новые окончания. Пр: 1-3кл: ед.ч. ет, мн.ч ут,ют 4кл: ед.ч. ит, мн.ч. ат, ят История атематич гл: личные формы атематич гл образовывались с помощью особых окончаний: 1л. Ед.ч – мь, 2л. Ед.ч. – си Во всех остальных формах личные окончания совпадали с тематич гл.
Нетематич гл составляли маленькую группу и это открывало широкие возможности для распада группы и для унификации ее с тематич глаголами. · Глагол ИМѢТИ, утратив окончание мь в 1 лице, перешел в 3 класс и стал спрягаться по типу гл: знати. · Глагол ВЕДЕТИ измени форму инфинитива на вѢдати и стал похож на 3 класс, как знати. · Глагол БЫТИ утратил почти все свои формы. «еси» остается только в фольклоре и молитвах.сохранилась активная форма есть, но она используется как нулевая связка(она опускается: я ЕСТЬ студент). В форме 3л. Мн.ч. сохранилась, но используется только в научном языке и по отношени к нескольким предметам как к единому целому. Пр: физика,химия – СУТЬ естествознания. Остальные формы утратились · Глаголы ДАТИ, ѢСТИ. Выпадение редуцированных. После этого обнаруживается омонимия форм ед.ч. и мн.ч. они становятся одинаковыми. Близкими к формам мн.ч оказались формы повелит.накл. и они были выбраны для разграничения форм ед.ч и мн.ч.
24.Система глагольных времен древнерусского языка, основные тенденции ее развития. Исходная система древнерусского глагола была близка к системе глагола других славянских языков, и особенно старославянского. Эта глагольная система характеризовалась целым рядом категорий, причем таких, которые есть и теперь в современном русском языке, однако их значение и формы в древности были иными по сравнению с современными. Так, например, как и ныне, существовали категории вида и времени, но они отличались от современных категорий и в плане содержания, и в плане выражения (в древнерусском языке были четыре формы прошедшего времени, каждое со своим значением; были две формы сложного будущего времени; категория вида находилась еще в стадии становления). Все глагольные формы разделялись на простые и сложные: простыми являлись настоящее время (как и простое будущее), аорист, имперфект, повелительное наклонение; сложными — перфект, плюсквамперфект (давнопрошедшее), сложные будущие времена, условное наклонение. Система времен древнерусского языка включала в себя настоящее // будущее время, четыре формы прошедшего и две сложного будущего времени. Вся эта система времен характеризовалась тем, что их различия в плане выражения, т. е. в парадигмах словоизменения, были связаны с планом содержания: каждая парадигма форм времени употреблялась для обозначения определенного отношения действия ко времени, точнее — к моменту речи. Временные формы образовывались или от основы настоящего времени (формы наст, времени), или от основы прошедшего времени, выступающей в инфинитиве (формы аориста, имперфекта и причастия на -л-, входящего в состав перфекта, плюсквамперфекта и преждебудущего времени). По формам настоящего времени все глаголы древнерусского языка делятся на пять классов — четыре тематических и один нетематический, как и в старославянском языке. Тематическими называются те глаголы, при образовании форм настоящего времени которых личные окончания присоединялись к корню не непосредственно, а при помощи так называемой тематической гласной. Нетематическими же глаголами являются те, в которых личные окончания в формах настоящего времени присоединялись непосредственно к корню. К тому же и личные окончания у тематических и нетематических глаголов были иногда различны. Говоря о тематических гласных, следует учитывать, что в древнерусском языке они не всегда выступали в глаголах в ясно выраженной форме: в определенных случаях тематический гласный может быть вскрыт только для более раннего периода истории праславянского языка. Глаголы 1 класса характеризовались тематическим гласным [е], чередующимся с [о]. Первую ступень чередования можно отчетливо увидеть в формах 2—3-го л. ед. ч., однако ступень [о] в формах настоящего времени не выявляется. К глаголам I класса относились такие, как нести, веста, ити {> идти), мочи и т. д. II класс глаголов характеризовался тем же тематическим гласным [е], чередующимся с [о], но осложненным [н]: [не] || Сюда относились такие, например, глаголы, как стати (2-е л. станеши), деиноути (2-е л. двинеши) и др. И к этим глаголам относится то же замечание о характере проявления тематических гласных, какое было сделано о глаголах I класса. III класс глаголов имел также тематический гласный (е] в чередовании с [о], но осложненный предшествующим [j]: [je] || [jo]. IV класс глаголов характеризовался тематическим гласным [и], выступающим в таких глаголах, как любити, хвалити, коупи-ти .
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |