Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные виды монополии



2019-08-13 233 Обсуждений (0)
Основные виды монополии 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Производственная монополия. Значительный рост масштабов производства на основе НТП, концентрации и централизации производства и капитала, изменение организационных структур производства приводит к созданию крупных монополистов, контролирующих значительную долю рынка. Ужесточение конкуренции вызывает стремление предпринимателей смягчить ситуацию на рынке. Развивается практика добровольных соглашений фирм о слиянии, объединении, разделе рынков сбыта, квот на производство, что и ведет к возникновению монополии. Такая монополия, овладевая значительной долей рынка, может осуществлять контроль над ценами, применять нечестные методы конкурентной борьбы. Этот тип монополизма составляет наибольшую угрозу для рыночной конкуренции и является объектом пристального внимания со стороны государства.

2. Технологическая монополия. Данный тип монополизма основан на специфике технологического процесса в некоторых отраслях экономики (металлургическая, самолетостроение, судостроение, электроэнергетика технологический процесс делает экономически эффективными только крупные масштабы производства). Такая форма монополизма носит естественный характер.

3. Монополия на основе лидерства в НТП. Монополия такого типа возникает только тогда, когда какая-либо компания становится монопольным владельцем пока единственной самой совершенной техники или технологии. Такой вид монополизма не может носить постоянного характера и существовать долгое время вследствие постоянного развития научно-технического прогресса, распространения и коммерческого освоения результатов НИОКР.

4. Государственная монополия. В любой стране государство имеет монополию на эмиссию национальной валюты и регулирование ее предложения, на производство общественных товаров, и т.д. Такой вид монополизма неизбежен и носит естественный характер.

5 Административно-командный монополизм имеет место в странах, где государство полностью осуществляет централизованное управление всем общественным производством на основе государственной собственности. В рамках разного типа монополизма может возникать чистая монополия. В условиях чистой монополии:

– в отрасли существует единственная фирма, осуществляющая производство данного товара или данной услуги. Поэтому понятия "фирма" и "отрасль" тождественны;

– отсутствуют близкие товары-заменители. Продукт данной фирмы уникален, а у покупателей нет приемлемых альтернатив;

– монополизирован доступ к каким-либо экономически ресурсам;

– фирма-монополист контролирует объем предложения на данном рынке и осуществляет контроль над ценой;

– невозможно вступление в данную отрасль другого предприятия;

– отсутствует конкуренция.

Борьба между фирмами может идти за достижение лидерства на рынке, за контроль над большей долей рынка, за сохранение своего положения на рынке или за выживание. Для достижения поставленных в конкурентной борьбе задач фирмы могут использовать различные методы конкурентной борьбы. Различают:

- ценовую конкуренцию (контроль над ценами), при которой фирма может снижать рыночную цену на основе снижения издержек производства. Если фирма контролирует значительную долю рынка, она может устанавливать монопольно низкую цену, не снижая издержек производства;

- неценовая конкуренция: выпуск на рынок принципиально нового товара; повышение его качества, технического уровня и потребительских свойств; совершенствование технологии производства; развитие системы послепродажного обслуживания и системы скидок; проведение активной рекламной компании; заключение долгосрочных контрактов с потребителями своей продукции; лоббирование в целях получения государственной поддержки на основе госзаказов и т. п.

Все эти перечисленные методы конкуренции можно отнести к добросовестной (честной) конкуренции. Недобросовестная конкуренция усиливает положение фирмы часто на основе нарушения законов, правил делового общения (ограничение доступа к экономическим ресурсам другим фирмам; заведомо неверная информация и реклама; нарушение условий контракта, установленных стандартов и т.п.; промышленный шпионаж и т.п.).

 Вопрос 5. Рынок труда: спрос на труд, предложение труда.

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Функции рынка труда:

- соединение владельцев и покупателей рабочей силы

- обеспечение взаимодействия спроса на труд и предложения труда и сбалансированности в соответствии с потребностями общественного производства

- обеспечение свободы выбора

- формирование определенной структуры занятости как в отраслевом и территориальном аспектах, так и в профессиональном квалифицированном в соответствии со спросом на качественно определенную рабочую силу со стороны сложившейся структуры общественного производства и различных форм собственности

- формирование реальной цены труда – заработная плата

- определение уровня безработицы

- формирование реальных требований в обществе в данный момент по количественному, квалифицированному и профессиональному составу рабочей силы, а также оценка возможных перспектив изменения в сфере занятости в соответствии с наметившимися структурными изменениями в экономике использовании достижений НТП и т.д.

Особенностями рынка труда являются:

-длительность взаимоотношений продавца и покупателя, обусловленная продолжительностью договора о найме рабочей силы;

- большая роль неденежных факторов – содержание труда и его престижность, сложность и безопасность труда, социальные гарантии занятости, возможности профессионального роста и социального обеспечения;

- большое значение рынка труда для социальной стабильности общества. Именно он определяет уровень доходов наемных работников, занятости, безработицы;

- значительное влияние на рынок труда различных институциональных структур – государства, профсоюзов, союзов предпринимателей и др.

Существуют следующие программы государственного регулирования рынка труда:

- стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест в государственном секторе экономики;

- подготовки и переподготовки рабочей силы;

- содействия найму рабочей силы;

- социальному страхованию безработицы.

Спрос на труд

Рыночный спрос на трудовой ресурс представляет собой сумму спроса, предъявляемого всеми предприятиями различных отраслей, использующих труд в хозяйственной деятельности. Спрос на рынке труда - это совокупный спрос на рабочую силу. Субъект спроса - предприятия и государство. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины зарплаты.

Спрос на рабочую силу формируется из потребности на создаваемых новых рабочих местах (в государственном и иных секторах); потребности в работниках на замену выбывающих по причинам, предусмотренным законодательством (уход на пенсию и т.п.); потребности в работниках на замену выбывающих по причинам текучести. Одновременно определяется спрос на рабочую силу на временных и общественных работах.

На величину спроса действует и внеценовые факторы - те, которые непосредственно не связанны с уровнем зарплаты. Внеценовые факторы разделяются на факторы предприятия и факторы отрасли.

К внеценовым факторам спроса на труд, действующем на уровне предприятия, относят следующие:

Во-первых, уровень цен на трудовые факторы. Все факторы производства экономически и технологически взаимосвязаны и не могут использоваться раздельно. Для производства необходимы сырье, оборудование и работники. И спрос на труд будет зависеть не только от ставок зарплаты, но и от цен на сырье и оборудование и их количественных закупок. При этом действует правила перекрестной эластичности на факторы производства. Рабочая сила и сырье - это комплекты, а работники и техника - в определенной степени субститы.

Во-вторых, стоимость прироста продукции. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины прироста выпуска последним принятым работником. Прием дополнительного работника не состоится, если прироста от выпуска продукции с его участием окажется ниже его зарплаты.

Фактором спроса на труд на уровне отрасли является потребительский спрос, так как труд, в конечном счете, необходим для создания предметов потребления. Следовательно, спрос на труд зависит от спроса на товары, создаваемые этим трудом. Например, спрос на труд ткачих определяется спросом на ткани, создаваемые этими ткачихами.

Предложение труда зависит от численности населения, его половозрастной структуры, среднего количества рабочих часов в неделю, уровня квалификации и качества рабочей силы, культуры, религии, национальных традиций.

 Предложение рабочей силы постоянно изменяется. На рынок труда впервые вступает молодежь, в него втягивается все большее число женщин. Одни находят работу, другие пребывают в ее поиске, третьи теряют надежду и оказываются вне состава рабочей силы.

От уровня заработной платы зависит предложение труда. Однако данная зависимость не столь прямолинейная и однозначная, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в одном случае повышение ставок заработной платы может вызвать наращивание предложения труда, в другом — сокращение. Это зависит от материального благополучия работника.



2019-08-13 233 Обсуждений (0)
Основные виды монополии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные виды монополии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)