Закон спроса, закон предложения. Рыночное равновесие
Спрос – количество экономических благ (Q), которые потребители хотят купить по данной цене (P). Спрос бывает номинальный (потребности покупателей) и платежеспособный (исходя из их доходов). Факторы увеличения спроса: рост доходов потребителей; повышение качества продукции и снижение ее цены. Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от уровня цен. Чем выше уровень цен, тем меньше объем спроса. Эффект дохода – при более низкой цене потребитель будет покупать больше данного товара, не уменьшая при этом объем. Эффект замещения – при более низкой цене покупатель будет приобретать больше дешевых товаров, замещая ими более дорогие товары. Эластичность – способность спроса и предложения оставаться постоянными при изменениях цены, доходов покупателей и других факторов. ED=ΔQ/ΔP - коэффициент эластичности (минус игнорируем) Перекрестная эластичность показывает, насколько изменится спрос на товар X при изменении цены на товар Y. Если с повышением цены на товар Y растет спрос на товар X, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Если повышение цен на товар Y ведет к уменьшению спроса на товар X, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами. Эластичность спроса относительно дохода. В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода, который показывает, насколько изменится спрос на товар под влиянием изменения дохода потребителя. Граница эластичности спроса для эластичности по цене: Эластичный – если даже при незначительном уменьшении цены объем спроса увеличивается в большей степени (ΔP<ΔQ). ED>1. (рис.1) Неэластичный – если даже при весьма существенном снижении цены, объем спроса возрастает незначительно (ΔP>ΔQ), ED<1. (рис.2) единичная эластичность –спрос на товар увеличится на столько же процентов, на сколько уменьшилась цена (ΔP=ΔQ), ED=1. (рис.3) Совершенно неэластичный спрос – любое изменение цены практически не влияет на спрос (цена постоянна) ED=0 (рис.4) совершенно эластичный спрос – спрос изменяется независимо от цены (цена постоянна) ED=∞ (рис.4) На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы: Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, т.к. покупателям нужно время, чтобы найти товары-заменители. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса). Значимость товара. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров. Предложение – кол-во товаров и услуг, которые готов реализовать производитель при данном уровне цен. Факторы увеличения предложения: внедрение новых технологий; повышение производительности труда. Закон предложения: с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях (прямая связь). Если спрос на данный товар повышается, он становится более редким, и его цена повышается. Поэтому его производство становится более выгодным. Величина предложения увеличивается, потому что растущие прибыли будут стимулировать рост производства. Варианты эластичности предложения. Если предложение эластично, то изменение величины предложения превышает вызвавшее его изменение уровня цены. Если предложение неэластично, цена изменяется больше, чем величина предложения. При единичной эластичности предложения уровень цены и величина предложения изменяются одинаково. Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения —абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение. На ценовую эластичность предложения влияют следующие факторы: величина издержек и возможности хранения продукции. Если имеются возможности хранения продукции до лучшего положения на рынке, то предложение эластично, и наоборот; гибкость производственных систем. Если продавец может быстро отреагировать увеличением количества товаров на относительно небольшое изменение цены, то предложение эластично;
стоимость и доступность ресурсов. Если дополнительные издержки производства высоки, то предложение имеет тенденцию быть неэластичным относительно цены, и наоборот, если дополнительные единицы товаров могут быть произведены при тех же издержках, то предложение эластично; важнейшее значение для эластичности предложения имеет, однако, фактор времени, т.е. период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала: - мгновенный рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично; - краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования. Степень эластичности предложения невелика — за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства; - долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична. Рыночное равновесие - такое соотношение спроса и предложения, при котором количество товаров, которое хотят приобрести по данной цене и в данный момент, соответствует тому объему предложения данного экономического блага, которое производители готовы продать по данной цене и в данный момент. Цена рыночного равновесия – цена, при которой достигается равенство спроса и предложения. Равновесный объем производства – объем производства, обеспечивающий равенство спроса и предложения. Нарушение равновесия: Согласно закону равновесия:MV = PQ , где M – деньги, находящиеся в обращении, V – скорость обращения, P – средние цены на товары и услуги, Q – объем продукции, т.е. ВВП. Таким образом, когда падает реальный объем продукции, инфляция идет быстрее при любом данном объеме находящихся в обращении денег и скорости обращения. Другими словами, все манипуляции с деньгами, ценными бумагами и пр. практически на рост и снижение цен не влияют. И наоборот, реально снизить цены, а следовательно, инфляцию можно только путем резкого увеличения товарного производства.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |