Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон спроса, закон предложения. Рыночное равновесие



2019-08-13 272 Обсуждений (0)
Закон спроса, закон предложения. Рыночное равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок




Спрос – количество экономических благ (Q), которые потребители хотят купить по данной цене (P). Спрос бывает номинальный (потребности покупателей) и платежеспособный (исходя из их доходов). Факторы увеличения спроса:

 рост доходов потребителей;

 повышение качества продукции и снижение ее цены.

Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от уровня цен. Чем выше уровень цен, тем меньше объем спроса.

Эффект дохода – при более низкой цене потребитель будет покупать больше данного товара, не уменьшая при этом объем.

Эффект замещения – при более низкой цене покупатель будет приобретать больше дешевых товаров, замещая ими более дорогие товары.

Эластичность – способность спроса и предложения оставаться постоянными при изменениях цены, доходов покупателей и других факторов.

ED=ΔQ/ΔP - коэффициент эластичности (минус игнорируем)

Перекрестная эластичность показывает, насколько изменится спрос на товар X при изменении цены на товар Y. Если с повышением цены на товар Y растет спрос на товар X, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Если повышение цен на товар Y ведет к уменьшению спроса на товар X, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами.

Эластичность спроса относительно дохода. В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода, который показывает, насколько изменится спрос на товар под влиянием изменения дохода потребителя.

Граница эластичности спроса для эластичности по цене:

 Эластичный – если даже при незначительном уменьшении цены объем спроса увеличивается в большей степени (ΔP<ΔQ). ED>1. (рис.1)

 Неэластичный – если даже при весьма существенном снижении цены, объем спроса возрастает незначительно (ΔP>ΔQ), ED<1. (рис.2)

 единичная эластичность –спрос на товар увеличится на столько же процентов, на сколько уменьшилась цена (ΔP=ΔQ), ED=1. (рис.3)

 Совершенно неэластичный спрос – любое изменение цены практически не влияет на спрос (цена постоянна) ED=0 (рис.4)

 совершенно эластичный спрос – спрос изменяется независимо от цены (цена постоянна) ED=∞ (рис.4)

На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы:

 Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

 Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, т.к. покупателям нужно время, чтобы найти товары-заменители.

 Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

 Значимость товара. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров.

Предложение – кол-во товаров и услуг, которые готов реализовать производитель при данном уровне цен. Факторы увеличения предложения: внедрение новых технологий; повышение производительности труда.

Закон предложения: с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях (прямая связь). Если спрос на данный товар повышается, он становится более редким, и его цена повышается. Поэтому его производство становится более выгодным. Величина предложения увеличивается, потому что растущие прибыли будут стимулировать рост производства. Варианты эластичности предложения.

 Если предложение эластично, то изменение величины предложения превышает вызвавшее его изменение уровня цены.

 Если предложение неэластично, цена изменяется больше, чем величина предложения.

 При единичной эластичности предложения уровень цены и величина предложения изменяются одинаково.

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения —абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.

На ценовую эластичность предложения влияют следующие факторы:

 величина издержек и возможности хранения продукции. Если имеются возможности хранения продукции до лучшего положения на рынке, то предложение эластично, и наоборот;

 гибкость производственных систем. Если продавец может быстро отреагировать увеличением количества товаров на относительно небольшое изменение цены, то предложение эластично;

 

 стоимость и доступность ресурсов. Если дополнительные издержки производства высоки, то предложение имеет тенденцию быть неэластичным относительно цены, и наоборот, если дополнительные единицы товаров могут быть произведены при тех же издержках, то предложение эластично;

 важнейшее значение для эластичности предложения имеет, однако, фактор времени, т.е. период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала:

- мгновенный рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично;

- краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования. Степень эластичности предложения невелика — за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства;

- долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична.

Рыночное равновесие - такое соотношение спроса и предложения, при котором количество товаров, которое хотят приобрести по данной цене и в данный момент, соответствует тому объему предложения данного экономического блага, которое производители готовы продать по данной цене и в данный момент.

Цена рыночного равновесия – цена, при которой достигается равенство спроса и предложения. Равновесный объем производства – объем производства, обеспечивающий равенство спроса и предложения. Нарушение равновесия:

Согласно закону равновесия:MV = PQ ,

где M – деньги, находящиеся в обращении, V – скорость обращения, P – средние цены на товары и услуги, Q – объем продукции, т.е. ВВП.

Таким образом, когда падает реальный объем продукции, инфляция идет быстрее при любом данном объеме находящихся в обращении денег и скорости обращения. Другими словами, все манипуляции с деньгами, ценными бумагами и пр. практически на рост и снижение цен не влияют. И наоборот, реально снизить цены, а следовательно, инфляцию можно только путем резкого увеличения товарного производства.



2019-08-13 272 Обсуждений (0)
Закон спроса, закон предложения. Рыночное равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон спроса, закон предложения. Рыночное равновесие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)