Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Потребности и ресурсы общества.



2019-08-13 227 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Потребности и ресурсы общества. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос 1. Характеристика рыночной экономики. Достоинства и недостатки.

Рынок - тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, основанный на конкурентных началах, при котором обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Субъекты (участники) рынка:

- домохозяйства — собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода;

- фирмы (предприятия) используют факторы производства, производят блага, получают доход;

- государство имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком.

Объекты рынка — товары и деньги.

Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.

Функции рынка :

- Информационная функция рынка дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.

- Посредническая функция сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

- Ценообразующая функция. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.

- Регулирующая функция. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.

- Стимулирующая функция. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг.

- Санирующая функция. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.

По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

По типу конкуренции различают:

- рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности;

- рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

По территориальному признаку выделяются местные рынки, обусловленные особенностями территориально-административного деления, национальные и мировые рынки.

К преимуществам рынка относят:

- эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

- возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства.

- гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.

- оптимальное использование результатов НТР.

- свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

- способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

Недостатки рыночной системы хозяйствования:

- тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.;

- рынок - жестокая система в социальном плане;

- рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.

Вопрос 2. Потребности и ресурсы общества.

Стремление удовлетворить свои жизненно важные потребности побуждает людей трудиться, создавать производство. Под потребностью понимается нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, коллектива, общества. Потребность имеет человеческую природу. Это такая нужда, которая приняла определенную форму в соответствии с уровнем развития человека и общества, их культуры. После удовлетворения ранее возникших потребностей, появляются новые, поэтому можно выделить:

• первичные потребности (например, в одежде, питании, жилье);

• вторичные потребности (например, в досуге: кино, театр, спорт и т.д.).

Помимо этого деления, можно выделить:

• материальные, связанные с нуждами людей физиологического и производственного характера (в хлебе, в машинах);

• социальные (в труде, общении, здоровой среде обитания);

• духовные (в знаниях, культуре).

По мере развития общества соотношение между потребностями меняется в зависимости от уровня производства, образования, культуры и прочих факторов общественного развития.

Средства для удовлетворения потребностей называются благами. Блага делятся на:

• свободные блага — это те, которые бесплатны и имеются в неограниченном масштабе (например, воздух);

• экономические блага — к ним относятся редкие и ограниченные по масштабам блага, за которые надо платить. Они состоят из вещей и услуг.

Среди благ выделяют взаимозаменяемые, или субституты (уголь-газ), и взаимодополняющие, или комплиментарные (автомобиль-бензин), а также долговременного (холодильник) или разового использования (хлеб, напитки).

Блага различаются в зависимости от доступности. Благо называется частным, если оно доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления другими субъектами. Например, пальто не могут носить одновременно два человека. Благо называется общественным, если доступ к нему не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно несколькими субъектами, например, информация, знания, национальная безопасность.

Чтобы произвести экономические блага нужны ресурсы и факторы производства. Под ресурсами понимаются запасы, источники, возможности, средства, необходимые для производства. Обычно выделяются материальные ресурсы, в состав которых входят естественные ресурсы (пахотные и другие земли, лес, вода, минеральное сырье, воздушный бассейн и т.д.), а также инвестиционные ресурсы или капитал (оборудование, машины, транспортные средства и т.д.). Другую группу составляют человеческие ресурсы, в том числе, трудовые и предпринимательские ресурсы.

Факторы — это ресурсы, вовлеченные в процесс производства или производящие ресурсы. Некоторые страны богаты ресурсами, но их экономика недостаточно развита, поскольку они или не вовлечены широко в производство, или используются неэффективно.

Современное производство — результат взаимодействия многих факторов. Земля и человеческий труд — это извечные факторы производства. Капитал есть продукт их взаимодействия. Значение труда и человеческого фактора особенно резко возрастает в условиях становления информационного общества и глобализации хозяйственной жизни. Необходимо учитывать все большую роль информационного, энергетического, технологического, экологического, организационного, психологического и других факторов. Таким образом, выделяют пять факторов общественного производства: труд; капитал; земля; предпринимательская способность; информация.

Основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между растущими потребностями людей и ограниченностью находящихся в их распоряжении ресурсов.



2019-08-13 227 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Потребности и ресурсы общества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Потребности и ресурсы общества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)