Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 11 Теория налогообложения. Налоговая система.



2019-08-13 240 Обсуждений (0)
Вопрос 11 Теория налогообложения. Налоговая система. 0.00 из 5.00 0 оценок




Налог – обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налоговая теория – это модель построения налоговой системы государства. В экономической науке принято делить все теории налогов на общие и частные.

Назначение налогов в масштабе экономики в целом выражают общие теории:

1. Теория обмена – в соответствии с ней, уплачивая государству налог, граждане получают в обмен услуги по поддержанию порядка, охране от нападения извне и т.д.

2. Атомистическая теория – в соответствии, с которой, налог рассматривался как плата по договору между государством и его гражданином за различные услуги.

3. Теория наслаждения. Теория рассматривает налог как цену, которую уплачивает гражданин за получаемые им от общества наслаждения.

4. Теория налога как страховой премии. По данной теории гражданин, уплачивая налоги, вносит страховой взнос на случай наступления какого-либо риска.

5. Классическая теория налогов – в соответствии с ней, налоги – это лишь один из видов государственных доходов. Согласно данной теории налоги должны уплачивать независимые граждане, обладающие собственностью и получающие доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности.

6. Кейнсианская теория. В этой теории налогам впервые отводилась роль не только наполнителя бюджета, но и инструмента регулирования экономики. В этом случае налоги играют роль механизма, изымающего излишние накопления граждан и корпораций.

7. Теория монетаризма. Регулирование экономики по данной теории происходит путем регулирования денежного обращения. Состояние экономики зависит от количества денег и банковских процентных ставок. Налоги также воздействуют на денежное обращение, так как изымают излишнее количество денег.

8. Теория экономики предложения. Высокие налоги, в соответствии с данной теорией, понижают предпринимательскую и инвестиционную активность участников рынков. Это отрицательно влияет в конечном итоге на общую сумму поступающих в бюджет налогов. Теория, таким образом, рекомендует снижение налоговых ставок, что приведет к бурному экономическому росту. А это, в свою очередь, приведет к увеличению поступления налогов в бюджет.

Частные теории налогообложения рассматривают только один вопрос функционирования налога в той или ной стране:

1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. Прямое или косвенное налогообложение всегда зависело от политического и экономического развития общества. В разные периоды времени существовало разное соотношение между прямыми и косвенными налогами. Однако, уже к концу XIX в. теоретики налогообложения пришли к пониманию сбалансированности прямого и косвенного налогообложения. Было определено также назначение прямых налогов, как уравнительных налогов, а косвенных - как основных источников пополнения бюджета.

2. Теория единого налога. Эта теория имеет множество сторонников до сих пор, так как уплата единого налога очень проста. В разные времена предлагались и разные объекты налогообложения - недвижимость, земля, доходы, капитал и др. Понятно, что в современных условиях такая теория не применима.

3. Теория пропорционального налогообложения. В соответствии с данной теорией налог устанавливается в едином проценте к доходу налогоплательщика и не зависит от его величины.

4. Теория прогрессивного налогообложения. В соответствии с данной теорией рост доходов налогоплательщиков приводит к росту ставки налога.

Совре­менная налоговая система РФ существует с января 1992 г. Базовым законом стал Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Он законодательно закрепил:

- определение налога,

- основные его элементы,

- порядок установления и отмены налогов,

- порядок их упла­ты и распределения поступивших средств между бюджетами раз­личных уровней.

Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны (обеспеченность природными ресурсами и др.). Их отсутствие (концептуальных основ) стало причиной нестабильности налоговой системы. За период с 1992 по 1998 годы вводилось много новых налогов:

- налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (1994-1995гг.),

- специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1994-1995) и др.

Общее число в стране превышало 100 наименований.

По не­сколько раз в год менялись:

* величина ставок,

* состав льгот,

* порядок исчисления налоговой базы,

* порядок и сроки упла­ты налогов.

Было принято решение о создании Налогового ко­декса РФ.

Цель налоговой реформы - создание ясной и стабильной системы, снижение налогового бремени экономики и его структурная перестройка, оптимизация количественного и качественного состава налогов. Контрольную функцию выполняют:

1. Федеральная налоговая служба (ФНС) - представляет собой единую централизованную систему, состоящую из центрального аппарата и территориальных органов. Территориальные органы представлены: Управлениями ФНС России по субъектам РФ.

На налоговые органы возложены главные задачи по реализации налогового законодательства:

- контроль за соблюдением законодательства о налогах,

- правильность их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов.

2. Таможенные органы РФ осуществляют контрольные полномочия в отношении организаций и физических лиц, у которых возникли обязанности по уплате таможенной пошлины, а также НДС и акцизов при импорте товаров в РФ. Федеральная таможенная служба представляет собой единую централизованную систему таможенных органов – таможенных управлений, включающих таможни, состоящие из нескольких постов.

Классификация налогов по способу взимания.

1. Прямые налоги -налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика: НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество.

1.1. Реальные: облагается продажа, покупка или вла­дение имуществом, их взимание не зависит от индивиду­альных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним относятся земельный налог, налог на имущество и др.;

1.2. Личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогопла­тельщика (налог на прибыль организаций, НДФЛ).

2. Косвенные налоги— налог на товары и услуги, в виде надбавки к цене или тарифу (акцизов, государственных пошлин, налога с продаж и таможенных пошлин). Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки.

Классификация налогов по уровню управления.

1. Федеральные(на уровне РФ) установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на территории всей страны

ü НДС;

ü акцизы;

ü налог на доходы физических лиц;

ü налог на прибыль организаций;

ü государственная пошлина.

2. Региональные:

ü налог на имущество организаций;

ü налог на игорный бизнес;

ü транспортный налог;

3. Местные:

ü земельный налог;

ü налог на имущество физических лиц;

Классификация налогов по целевой направленности введения.

1. Общие налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом.

2. Целевые налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) (например, единый социальный налог).

Классификация налогов по субъектам взимания.

1. С физических лиц (НДФЛ, налог на имущество с физических лиц);

2. С юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество организаций);

3. Смешанные, уплачиваемые как физическими, так и юридиче­скими лицами (транспортный налог, земельный налог).

Классификация налогов по уровню бюджета.

1. Закрепленные налоги – непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд;

2. Регулирующие налоги – поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству.

Классификация налогов по порядку введения.

1.Общеобязательные налоги – устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, земельный налог).

2. Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, но вводиться они могут законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов гос. власти остальных административно-территориальных образований.



2019-08-13 240 Обсуждений (0)
Вопрос 11 Теория налогообложения. Налоговая система. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 11 Теория налогообложения. Налоговая система.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)