ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 28 ИЮНЯ 2004 Г. № 765 О ФОНДАХ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Порядок формирования средств республиканского и местных фондов охраны природы на 2004 год 1. Республиканский и местные фонды охраны природы являются государственными целевыми бюджетными фондами. К местным фондам охраны природы относятся областные, Минский городской, районные и городские фонды охраны природы. Распорядителями фондов охраны природы в установленном законодательством Республики Беларусь порядке являются: республиканского фонда охраны природы - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; областных и Минского городского фондов охраны природы - областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды; районных и городских фондов охраны природы - районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь является распорядителем средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы, выделяемых ей на основании Указа Президента Республики Беларусь от 8 сентября 2003 г. № 384 "Вопросы Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 103, 1/4904). 2. Фонды охраны природы формируются за счет: 2.1. платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 2.2. платежей за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; 2.3. платы за размещение отходов; 2.4. платы за организацию переработки отходов пластмасс; 2.5. средств, полученных в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; 2.6. штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения природоохранного законодательства Республики Беларусь независимо от органа, их налагающего; 2.7. средств от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; 2.8. средств от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; 2.9. платежей за выдачу разовых разрешений на ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества; 2.10. платы за пользование банками денежными средствами фондов охраны природы; 2.11. добровольных взносов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных; 2.12. иных средств в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 3. Средства, поступающие в фонды охраны природы, распределяются по следующему нормативу: 10 процентов - в республиканский фонд охраны природы, 90 процентов - в Минский городской, 30 процентов - в областные и 60 процентов - в районные и городские фонды охраны природы. 4. Расчет платежей и перечисление средств в фонды охраны природы осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В настоящее время в Республике Беларусь для финансирования рационального природопользования и природоохранной деятельности созданы два самостоятельных целевых бюджетных фонда. Это фонд охраны природы, который в соответствии со статьей 84 закона «Об охране окружающей среды» включает республиканский, областные, Минский городской, районные и городские фонды охраны природы и фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья. В соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год средства этих фондов включаются в республиканский бюджет. Законом «Об охране окружающей среды» определено также, что за счет добровольных взносов юридических лиц и граждан в стране могут создаваться общественные фонды охраны природы, которые могут расходоваться на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формирование экологической культуры граждан. Порядок формирования государственных целевых бюджетных фондов определяется законом о республиканском бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год. В частности, доходы государственного целевого бюджетного фонда охраны природы формируется за счет: 1) экологического налога в части поступающих доход республиканского бюджета платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, ввоз на территорию страны озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции; 2) доходов от реализации конфискованных или иным образом обращенным в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; 3) возмещения вреда, причиненного окружающей среде; 4) других доходов. В законе (статья 11) определено также, что доходы государственного целевого бюджетного фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья формируется за счет источников, предусматриваемых в соответствующих законодательных актах. В соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год средства республиканского бюджетного фонда охраны природы включаются в республиканский бюджет, а средства местных фондов охраны природы в местные бюджеты и распределяются в следующем порядке: 1) 60% направляется на реализацию природоохранных мероприятий местного (районного, городского) значения; 2) 30% – на реализацию природоохранных мероприятий областного значения; 3) 10% – на реализацию природоохранных мероприятий республиканского значения. В целевой фонд охраны природы города Минска направляется 90% средств. До последнего времени распорядителем республиканского фонда охраны природы являлось Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; областных и Минского городского – областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды; районных и городских фондов охраны природы – районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь являлась распорядителем средств государственного целевого бюджетного фонда охраны природы, которые выделялись ей на основании Указа Президента Республики Беларусь. Начиная с 2011 года распорядители и направления использования средств государственного целевого бюджетного республиканского фонда охраны природы устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год. В число распорядителей средств этого фонда в 2011 году вошли: 1) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; 2) Министерство лесного хозяйства; 3) Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь; 4) Национальная академия наук Республики Беларусь; 5) Министерство спорта и туризма; 6) Управление делами Президента Республики Беларусь. За счет бюджетного республиканского фонда охраны природы в 2011 году будут профинансированы: расходы на содержание территориальных органов и подчиненных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды организаций, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; международное сотрудничество в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, гидрологической и гидрометеорологической деятельности, включая выплату взносов международным организациям и секретариатам конвенций, стороной которых является Республика Беларусь; ведение государственных кадастров природных ресурсов; организация экологического образования, воспитания и просвещения, информирование о состоянии окружающей среды и мерах, принимаемых по ее охране и оздоровлению, обеспечение пропаганды экологических знаний; национальный план выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях на 2011-2015 года и на период до 2028 года; мероприятия по сохранению и рациональному использованию зубров на 2010-2014; и другие цели (проведение республиканских «Дожинок»). Кроме того средства государственного целевого бюджетного республиканского фонда охраны природы будут использованы на: 1) мероприятия, предусмотренные в государственной программе геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2011-2015 года и на период до 2020 года; 2) мероприятия, предусмотренные государственной программой развития государственной гидрометеорологической службы на 2011-2015 годы; 3) мероприятия, предусмотренные в государственной программе обеспечения, функционирования и развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2011-2015 годы; 4) мероприятия, предусмотренные в государственной программе развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 06.03.2008 года, № 146.; 5) мероприятия, предусмотренные в национальной программе исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2008 года №1517; 6) мероприятия, предусмотренные в государственной целевой программе «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических экспедиций на 2011-2015 годы». Кроме того 5% от доходов этого фонда направлено на финансирование мероприятий по социальной поддержке молодежи. Законом о республиканском бюджете определяются также расходы государственного целевого бюджетного фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья и направления его использования. В 2011 году расходы этого фонда будут направлены на: 1) финансирование мероприятий, предусмотренных в Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 22.06.2009 года №227; 2) финансирование строительно-монтажных работ и проведение окончательного расчета за оборудование для производства сортировки смешанного стеклобоя в городе Минске; 3) финансирование работ государственного торгово-производственного объединения «Белресурсы» по координации сбора (заготовки) отходов и их использования в качестве вторичных материальных ресурсов. Законом о республиканском бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год устанавливается, что областные, Минский городской, районные и городские (городов областного подчинения) Советы депутатов образуют государственные целевые бюджетные местные фонды охраны природы. Они же определяют доходы, направление и размеры использования этих фондов. Средства местных фондов охраны природы могут быть использованы по следующим направлениям: 1) оздоровление окружающей среды; 2) осуществление мероприятий и выполнение программ по охране окружающей среды, наведение порядка на земле и благоустройство территории населенных пунктов и гидрометеорологии; 3) научные исследования в области охраны окружающей среды в геологии и гидрометеорологии; 4) внедрение производства малоотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также технологии, техники, специального оборудования по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию отходов, понижению вредного воздействия на окружающую среду; 5) строительство, техническое перевооружение, реконструкция и капитальный ремонт природоохранных объектов при наличии проектно-сметной документации (изготовление документации и пуско-наладочной работы должно производиться за счет средств юридических лиц); 6) изучение природно-ресурсного потенциала Республики Беларусь, восстановление нарушенных хозяйственной и иной деятельностью природных объектов, охрана, воспроизводство и учет животного и растительного мира; 7) создание особо охраняемых природных территорий и проведение мероприятий по обеспечению сохранения их природных комплексов и объектов; 8) разработка проектов технических нормативных правовых актов (ТНПА) и иных актов законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 9) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых видов техники и технологии, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; 10) создание автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них, разработка программного обеспечения для решения задач в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и гидрометеорологической деятельности; 11) ведение кадастра природных ресурсов и мониторинга окружающей среды, государственного учета объектов, воздействующих на окружающую среду; 12) мероприятия, направленные на сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, предупреждение негативных социально-экономических и экологических последствий на определенной территории (озеленение, улучшение водоснабжения населения и т.д.); 13) сохранение и восстановление водных и водноболотных экологических систем; 14) проведение экологических экспертиз в соответствии с законодательством Республики Беларусь; 15) проведение лабораторных исследований по охране окружающей среды; 16) приобретение производственного оборудования для проведения геологических работ и гидрометеорологической деятельности; 17) укрепление материально-технической базы территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, не занимающихся хозяйственной деятельностью, в том числе приобретение и содержание транспортных средств, приборов определения качества окружающей среды; 18) капитальный и текущий ремонт, содержание зданий и сооружений, используемых для природоохранной деятельности и находящихся в ведении или арендуемых органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, государственной гидрометеорологической службой, не занимающейся хозяйственной деятельностью; 19) содержание работников органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, содержание отделов и лабораторий по контролю за загрязнение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; 20) частичное финансирование экологических подразделений милиции, в органах внутренних дел, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; 21) обеспечение специальной одеждой работников территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и государственной гидрометеорологической службы по перечню, определенному Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды; 22) обеспечение пропаганды экологических знаний, информирование о состоянии и загрязнении окружающей среды, принимаемых мерах по охране и оздоровлению, организация экологического воспитания, образования, просвещения; 23) организация и проведение смотров-конкурсов по вопросам охраны окружающей среды; 24) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды; 25) международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, использование недр в гидрометеорологической деятельности; 26) премирование общественных инспекторов за активную деятельность в области охраны окружающей среды, а также вознаграждение лиц, принимаемых активное участие в предупреждении и пресечении браконьерства. В целях более эффективного использования средств бюджетных фондов охраны природы наряду с безвозвратным финансированием (субсидированием) природоохранных программ и мероприятий финансирование природоохранной деятельности за счет средств бюджетных фондов охраны природы может осуществляться и на возвратной основе – кредитованием (выдачей беспроцентных ссуд). Объем используемых средств бюджетных фондов охраны природы для выдачи беспроцентных ссуд предусматривается отдельной статьей в сметах расходования средств бюджетных фондов охраны природы и не должен превышать более 50% от планируемых расходов. Беспроцентные ссуды могут выдаваться для следующих целей: а) оздоровление окружающей среды; б) научные исследования в области охраны окружающей среды; в) внедрение экологически чистых технологий; г) строительство, техническое перевооружение, реконструкция и капитальный ремонт природоохранных объектов; д) изучение природно-ресурсного потенциала республики, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, охрана, воспроизводство и учет животного и растительного мира; е) создание и обустройство заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, иных особо охраняемых природных территорий и объектов, а также ботанических, дендрологических и зоологических садов, восстановление и реконструкция старинных парков; ж) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых видов природоохранной техники и технологий; з) создание и совершенствование автоматизированных систем мониторинга окружающей среды и технических средств для них, разработка компьютерных программ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; и) мероприятия, предупреждающие негативные социально-экономические последствия нарушения природоохранного законодательства на определенной территории (озеленение, борьба с шумом, улучшение водоснабжения населения и т.д.); к) сохранение и восстановление водных экосистем; л) проведение лабораторных исследований по охране окружающей среды; м) обеспечение пропаганды экологических знаний, информирование населения о состоянии загрязнения окружающей среды, организация экологического образования и воспитания; н) международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; о) иные нужды, связанные с охраной окружающей среды. Выдача ссуд осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов и на основании заключенных договоров между распорядителями фонда и заемщиком. Решение о выдаче средств из фондов охраны природы на возвратной основе принимается при предоставлении следующих документов: 1) договора; 2) протокола соглашения о выделении средств; 3) календарного плана выполнения работ; 4) сметы на выполнение работ; 5) графика возврата выделенных заемщику денежных средств; 6) гарантийные обязательства банка или Госстраха; Ссуды выдаются на срок, необходимый для внедрения природоохранного мероприятия, но не более чем на 2 года. Важное значение для рационального и эффективного использования средств экологических фондов имеет вопрос о том, при каком органе управления создается экологический фонд и каков статус этого фонда. В Республике Беларусь до недавнего времени фонды охраны природы создавались при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, и его территориальных подразделениях. Распорядителями фондов охраны природы являлись: республиканского – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; областных и Минского городского – областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды; районных и городских – районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Начиная с 2011 года, распорядители республиканского экологического фонда на следующий год определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. В соответствии с этим законом областные, Минский городской, районные и городские (городов областного подчинения), Советы депутатов образуют государственные целевые бюджетные местные фонды охраны природы. Они же определяют доходы, направления и размеры использования указанных фондов охраны природы (статья 7 Закона о республиканском бюджете на 2011 год). Представляется, что оба подхода имеют свои достоинства и недостатки. В случае, когда распорядителями фондов являются территориальные органы управления природопользованием, достигается большая концентрация ресурсов на решение экологических проблем. В то же время эти органы могут значительную часть средств использовать на собственные нужды (зарплату, премии, материальное обеспечение и т.д.). В случае, когда распорядителями фондов являются Советы Депутатов, обеспечивается большая увязка природоохранной деятельности с реализацией общей стратегии социально-экономического развития области или района. Кроме того, создается возможность подключать потенциал области или района к решению местных экологических проблем. В то же время существует опасность того, что средства фондов охраны природы будут использоваться не по назначению, а на решение других, не менее острых, чем экологические, проблем. В современной практике хозяйствования активизируется применение и такого финансового инструмента как режим ускоренной амортизации очистного и другого природоохранного оборудования. Режим ускоренной амортизации позволяет оперативно аккумулировать на предприятии необходимые денежные средства и расходовать их на воспроизводство очистного оборудования. Кроме того, этот механизм стимулирует предприятия-загрязнителей устанавливать новое природоохранное оборудование, проводить экологически ориентированную реконструкцию производства. Политика ускоренной амортизации активно используется для решения экологических проблем в США, Франции и других странах. Для наиболее опасных производств и в регионах с напряженной экологической обстановкой разрешается амортизационное списание природоохранного оборудования в течение первых двух лет его эксплуатации. Одним из источников средств, направленных на финансирование мероприятий по охране окружающей среды, могут стать фонды экологического страхования.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |