Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 44. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



2019-08-13 204 Обсуждений (0)
ВОПРОС 44. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Гражданско-правовая ответственность – это основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных прав или возложении на него имущественных обязанностей, либо такие санкции, которые связаны с дополнительными обременениями для правонарушителя. Она применяется независимо от того, было ли привлечено лицо к административной или уголовной ответственности.

Для наступления гражданско-правовой ответственности в связи с причинением вреда необходимо наличие одновременно следующих условий:

1) ущерб;

2) противоправность действий, бездействий;

3) причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом;

4) вина причинителя вреда, за исключением случаев, когда законом предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины.

Возмещение вреда регулируется положениями ГК об обязательствах вследствие причинения вреда (гл. 58), ст. 101–102-1 Закона «Об охране окружающей среды», природоресурсным и иным законодательством.

Согласно ч. 4 ст. 83 и ч. 2 ст. 99 Закона «Об охране окружающей среды» привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, внесение ими платежей за специальное природопользование не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране. Данный вред подлежит возмещению в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим, кроме случаев загрязнения окружающей среды, размер возмещения которого не превышает трех базовых величин.

Понятие вреда, причиненного окружающей среде, содержится в ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды», согласно которой такой вред:

1) это отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния;

2) причиняется в связи с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь;

3) должен иметь денежную оценку.

Данное понятие является составной частью более широкого понятия «экологический вред», которое дополнительно включает вред, причиненный личности и (или) имуществу гражданина, имуществу юридического лица в результате вредного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды» по факту причинения окружающей среде вреда составляется акт. Юридическое значение акта состоит в том, что факты, изложенные в акте, не подлежат доказыванию, однако в опровержение их могут быть представлены доказательства (ч. 5 ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды»; ч. 2 ст. 179 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь; ч. 2 ст. 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь). Таким образом, основное бремя доказывания ложится на причинителе вреда.

В акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде указываются:

- сведения о государственном органе (должностном лице), установившем факт причинения вреда окружающей среде (наименование и место нахождения государственного органа, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица);

- время, место, обстоятельства причинения вреда окружающей среде со ссылкой на нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, нормы которых нарушены;

- результаты измерений в области охраны окружающей среды (если они выполнялись), подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде;

- размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

В целях реализации указанных нововведений Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042 утверждено Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде. Также принято Постановление Минприроды от 18 августа 2008 г. № 71 «Об утверждении правил определения массы загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них, для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».

В Положении предусмотрены конкретные факты, при установлении которых вред считается причиненным, методы определения вреда, порядок составления акта.

Законом «Об охране окружающей среды» предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения споров по поводу возмещения вреда окружающей среде. Согласно ст. 101-3 названного закона до предъявления иска на основании акта составляется претензия о возмещении вреда. К претензии прилагается вышеуказанный акт. При возмещении вреда в денежной форме срок его возмещения не должен превышать двух месяцев со дня предъявления претензии.

В случае отказа (полного или частичного) от возмещения вреда к причинителю предъявляется иск. Иск подается органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции, либо прокурором. Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Как экологическое, так и гражданское законодательство предусматривает два способа возмещения вреда – в натуральном и в денежном выражении.

Возмещение вреда окружающей среде в натуральном выражении может осуществляться посредством восстановления нарушенного состояния природной среды за счет собственных средств причинителя вреда. При этом размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, не может быть меньше размера возмещения вреда, определенного в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде (ч. 3 ст. 101-1 Закона «Об охране окружающей среды»). Сроки восстановления предусматриваются в предписании, претензии о возмещении вреда и решении суда.

Согласно ст. 101-1 Закона «Об охране окружающей среды» размер вреда, причиненного окружающей среде, в денежном выражении определяется в соответствии с таксами или по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Такса – это условная единица денежной оценки размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде (ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды»). В данный момент таксы предусмотрены указами Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» и от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».

В случае если таксы не установлены, размер вреда подсчитывается по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Состав затрат определяется исходя из видов и объема работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, включая затраты на разработку, рассмотрение, согласование, утверждение проектной документации, наблюдение за состоянием окружающей среды, компонента природной среды и прогноз его изменения в период проведения указанных работ, неполученные государством доходы. По общему правилу лицо, причинившее экологический вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ст. 372, 933 ГК).

Вместе с тем гражданское законодательство предусматривает возможность возмещения вреда, в том числе и экологического, и при отсутствии вины причинителя вреда. Такое же правило закреплено и в Законе «Об охране окружающей среды» в связи с изменениями, внесенными Законом от 21 декабря 2007 г. и вступившими в силу с 1 июля 2008 г.

Статья 101-2 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экологически опасную деятельность, обязаны возместить вред, причиненный окружающей среде в результате указанной деятельности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы». Понятие экологически опасной деятельности определено в ст. 1 указанного закона, под которой понимается строительство, эксплуатация, демонтаж или снос объектов, иная деятельность, которые создают или могут создать ситуацию, характеризующуюся устойчивым отрицательным изменением окружающей среды и представляющую угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства». Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной установлены Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 349 в зависимости от кода Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности.

В соответствии с судебной практикой к источникам повышенной опасности относятся промышленные предприятия, загрязняющие окружающую среду, опасные химические вещества, используемые в лесном, сельском хозяйствах, нефтепродукты и т. п. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности либо ином законном основании.

Вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате трансграничного воздействия на окружающую среду, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

 

 

 



2019-08-13 204 Обсуждений (0)
ВОПРОС 44. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 44. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)