Комплексная нейропсихологическая коррекция по А. В. Семенович.
Это направление коррекционно-развивающей работы связано с идеей «замещающего онтогенеза» (Семенович А. В., 2003) и нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. В нем используются методы моторной коррекции или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения. Также в нем применяются и собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Обе группы методов применяются в едином комплексе, с их последующей интеграцией и с учетом взаимодополняющего влияния. Автор предполагает, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют мозговой метаболизм и являются триггерным механизмом восстановления взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Развитие базальных функций праксиса, гнозиса, памяти, а также процессов саморегуляции создает базовые предпосылки для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и волевой регуляции психической деятельности. В методике «замещающего онтогенеза» используются адаптированные к детскому возрасту приемы основных телесно-ориентированных техник. Методика представляет собой трехуровневую систему: * первый уровень: «Уровень активации, энергосбережения и стато-кинестетического баланса психических процессов»; * второй уровень: «Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»; * третий уровень: «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов». Данные уровни выделяются на основании представления об определенных этапах в развитии психической деятельности человека, в том числе его телесности. Методы, разработанные для первого уровня, направлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; для второго уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий и улучшения их взаимодействия; для третьего уровня - на формирование функций передних (префронтальных) отделов мозга. В коррекционной работе должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Идеология метода замещающего онтогенеза (МЗО) основывается на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены. Нейропсихологические технологии ориен тированы на деятельность мозга. Они могут нанести непоправимый вред ребенку, будучи неграмотно используемыми. Работая с мозгом, вы работаете с мозгом... не только ребенка, но и своим. Если для вас не очевидна общая структура и динамика мозговой организации психических процессов, вы достаточно легкомысленно и непредусмотрительно активизируете «в случайном порядке» не только его, но и свои мозговые системы. Поскольку МЗО предусматривает достаточно интенсивные нагрузки, результат (который может быть и отсрочен во времени) не заставит себя ждать: вы без должного контроля со стороны собственных программ произвольной саморегуляции высвободите и начнете реализовывать такие паттерны поведения, которые в науке носят название «архаичных», то есть фило- и онтогенетически наиболее древних и малоуправляемых. Ведь не случайно в психотерапии предусмотрено периодическое прохождение специалистом не просто супервизии, но психотерапевтической поддержки со стороны опытных мастеров. Продукция и функционал нашего мозга и мозга «пациента» становятся в момент взаимодействия изоморфными, отзеркаливая друг друга. Стереть/скорригировать это отражение можно только одним путем — постоянно рефлексируя (посредством анализа литературы и контактов с опытными коллегами) собственные поведенческие алгоритмы и новообразования, которые являются продукцией вашего мозга. Не стоит применять коррекционно-абилитационные технологии без специальной подготовки, включающей усвоение и понимание интимных механизмов процессов развития, описанных в базовой литературе по нейропсихологии детского возраста. Каждому, кто стремится к качественному использованию метода замещающего онтогенеза, следует вначале применить его к себе, поскольку интроспекция — наиболее надежный инструмент овладения любым материалом. Необходимо это сделать хотя бы по той простой причине, что у ребенка, которого к вам привели, программа психологического развития в той или иной степени искажена, модифицирована и дизадаптивна. Следовательно, неискаженную программу вам необходимо ему «навязать», как бы недемократично ни звучал этот тезис. Причем организовать этот процесс формирующего обучения следует именно в том варианте, который в перспективе наиболее эффективно и экологично приблизит его к адекватному для него уровню учебной и социальной адаптации. А для этого придется использовать те ресурсы, тенденции и сценарии психогенеза, которые являются врожденными у каждого из нас; именно они и составляют описанные в многочисленной литературе закономерности онтогенетического процесса. Таким образом, не сущей осью, конечной целью и главным результатом метода замеща ющего онтогенеза является формирование у ребенка идентификации с идеей прагматической выгоды процессов обучения, постоянным носи телем которой должны быть вы. На этом фоне первой и основной коррекционно-абилитацион-ной целью МЗО является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонталь ных сенсомоторных взаимодействий. Таковыми являются, например, язык—глаза, руки—ноги—дыхательная система, суставно-мышеч-ная—дыхательная системы и т.п. Постепенно (и по времени, и по удельному весу в общей структуре занятий) в этот процесс интегрируются нейропсихологтеская, логопедическая и иные формы психолого-педагогического сопровождения онтогенеза специальных когнитивных функций: речи, письма, пространственных представлений, памяти и т.д. Наконец, наиболее труднодостижимым, но самым ценным результатом, на который ориентирован метод замещающего онтогенеза, является формирование у ребенка оптимального для него уровня произвольной саморегуляции. А поскольку произвольная саморегуляция человека прямо зависит от обобщающей и смыслообразующей функции речи, способности к построению самостоятельного продуктивного рече вого акта, интеллектуальных процессов, завершающий этап МЗО акцентирует автоматизацию именно этих (опосредуемых 3-м функциональным блоком мозга) форм психической деятельности. Схема внедрения системы нейропсихологических технологий по методу замещающего онтогенеза На рисунке отражен тот факт, что этапность интенсивного включения методов коррекции и абилитации различных функциональных блоков мозга не является случайной; проиллюстрированы лишь два шага психолого-педагогического сопровождения — первый и последний, между которыми, как известно, достаточно большая дистанция. Приоритетные мишени и векторы коррекционно-абилитационного воздействия обозначены сплошной линией, а второстепенные на каждом этапе — пунктирной. Вопреки расхожим представлениям (не имеющим под собой ни малейшего основания, кроме неуемной потребности в «собственном видении») о векторе актуализации метода в направлении от 1-го к 3-му функциональному блоку мозга, на схеме видно, что первой должна быть внедрена система упражнений, ориентированных на формирование произвольной саморегуляции; то есть интенция направлена от 3-го к 1-му, затем ко 2-му и вновь к 3-му функциональным мозговым блокам. Первоочередная оптимизация психологических конструктов, опосредуемых лобными системами мозга, является фундаментом и обязательным условием нейропсихологической коррекции в целом. В заданные поведенческие алгоритмы интегрируются в определенном порядке упражнения, ориентированные на оптимизацию непроизвольной саморегуляции, энергетики, сенсомоторных взаимодействий, операциональных составляющих различных психических процессов. Все эти психологические факторы подробно описаны в синдромологии отклоняющегося развития , а методы их коррекции — во второй части настоящего издания. Таким образом, психологические паттерны, опосредуемые 3-м ФБМ, выступают «на арену» дважды. Сначала в пассивном, репродук тивном варианте отражения и многократного воспроизведения ребенком извне заданных модулей поведения. Затем — в продуктивном, активном, когда он сам, без посторонней помощи реализует и, что са мое важное, создает алгоритмы произвольной саморегуляции.
Методы 1-го уровня направлены на снятие дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Методы 2-го уровня – на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий. Методы 3-го уровня – на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтовых) отделов головного мозга.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1824)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |