Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические основы методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе.



2019-08-13 2721 Обсуждений (0)
Методологические основы методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе. 4.67 из 5.00 3 оценки




Предмет, цель и задачи методики преподавания предмета «Окружающий мир»

В последние десятилетия произошло активное обновление начального образования, вызван­ное происходящими в нашем обществе изменениями. Появилась возможность альтернативного обучения, трансформировались общие цели начального образова­ния (в частности, внимание стало акцентироваться не на знаниях, умениях, а на проблеме общего развития школьников), повышенное внимание стало уделяться экологическому образованию. Все более важной становится необходимость формирования у детей младшего школьного возраста целостной картины мира.В связи с этим в базисном учебном пла­не, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области - естествознание и обществове­дение - на уровне начального звена были объединены в один обра­зовательный компонент — «Окружающий мир».

До этого времени не выделялось специально образовательного компонента «Окружающий мир»,а в структуре учебных дисциплин - такого учебного предме­та. Ближе всего к «Окружающему миру» стояло школь­ное «Природоведение». Предметом его изучения былаприрода и использование ее человеком. В «Окружающем мире» предметом изучения является все окружение человека - как природное, так и социальное. В философии под понятием «окружающий мир» подразумевается совокупность двух взаимосвязанных систем – природной и общественной (социальной) системы.

Таким образом, в системе методической подготовки учителя начальных классов появляется дисциплина «Методика преподавания предмета «Окружающий мир». Она относится к системе педагогических наук, так как базируется на основных достижениях и закономерностях педагогической науки.

В педагогике методика той или иной отдельной дисциплинырассматривается как «частная» дидактика. Если общая дидактика как наука о препода­вании и учении охватывает про­цесс обучения по всем предметам, то методика касается основ преподавания конкретных дисциплин. Методика как учебная дисциплина, в свою очередь, так же, как и дидактика, может быть общей и частной. Предметом общей методи­ки является общий школьный курс данной дисциплины (например, методика преподавания предмета «Окружающий мир»), частная же методика ори­ентирована на тот или иной раздел общего курса (например, методика изучения темы «Организм человека и охрана его здоровья»), или конкретных учебных дисциплин, входящих в этот образовательный компонент (методика изучения окружающего мира А.А. Плешакова, методика изучения курса «Мир и человек» А.А. Вахрушева и т.п.).

Предметом изучения общей методики преподавания предмета «Окружающий мир» является процесс ознакомления младших школьни­ков с окружающим миром, рассматривающий его цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы и средства образования.

Целью«Методики преподавания предмета «Окружающий мир» является подготовка будущего учителя к препода­ванию учебных дисциплин в рамках образовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе.

Общепедагогические задачи курса:

а) зачем изучать окружающий мир (данная задача решает проблему целей изучения младшими школьниками окружающего мира);

б) чему учить (задача решает проблему содержания курса «Окружающий мир» в начальной школе);

в) как учить, воспитывать и развивать учащихся в про­цессе ознакомления с окружающим миром (о проблеме методов, приемов, форм, технологий изучения окружающего мира);

г) с помощью чего изучать природное и социальное окружение человека (о средствах изучения окружающего мира младшими школьниками).

Кроме того при изучении курса решаются такие частные задачи, как

• ознакомление с историей становления и развития методик преподавания предметов, элементы которых интегрированы в настоящий курс (начального естествознания, гео­графии, обществознания, экологии);

• формирование знаний и умений проведе­ния уроков, экскурсий, внеурочных и внеклассных занятий по изучению окружающего мира младшими школьниками;

• формирование представлений о возможностях и путях эко­логического образования в начальной школе;

• формирование представлений о вариативных учебных дис­циплинах образовательного компонента «Окружающий мир»;

Методологические основы методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Методология — это «учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» Методология исследования позволяет определить основные пути познания, получения и объяснения необходимых фактов, раскрыть закономерности исследования. Методология методики преподавания учебного предмета «Окружающий мир» зиждется на трех основаниях: философии, психологии и дидактике. Философскую основу методологии составляют диалектический материализм и его теория познания. Поэтому данная методика рассматривает учение как разновидность процесса познания вообще, который представляет собой движение мыслительной деятельности от конкретного восприятия предметов и явлений окружающего мира (эмпирический уровень) к абстрактному, отвлеченному осмыслению конкретного, а от него — к практической деятельности, применению знаний на практике. Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир», опираясь на материализм, учитывает, что в процессе обучения ребенок отражает в своем сознании окружающий мир, который материален и существует объективно, а значит, и подлинно научные знания об этом мире также объективны. Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир» исследует процесс обучения в неразрывном единстве и взаимосвязи: содержания, методов, форм и средств обучения, биологического и психического, социального и духовного сознания, деятельности учителя и ученика, что строится на объективном единстве целей. Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир» относится к процессу обучения как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на основе законов диалектики (перехода количества в качество, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания), а соответственно — к личности ученика как к постоянно изменяющейся и саморазвивающейся не только в связи с изменением возраста, но и под влиянием воздействующих факторов, прежде всего процесса обучения. Закон диалектики о переходе количества в качество постоянно действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее — к доказательству, а затем — к обобщению, в процессе которого формируется новое знание на ином качественном уровне.

Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического закона о развитии как борьбе противоположностей. Действительно, деятельность учителя и деятельность ученика как двух сторон процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Так, нередко требования учителя противоречат возможностям ученика. В определенные периоды развития общества противоречия возникают между требованиями общества к школе и реальным состоянием учебного процесса. Например, 1990-е годы ознаменовались перестройкой общественных отношений в сторону усиления их демократизации и гуманизации. Господствовавший авторитаризм в школьном учебном процессе пришел в противоречие с нарождающимися новыми общественными отношениями. Это потребовало разработки методики новых взаимоотношений в системе «учитель — ученик» и специальных методических подходов, исключающих авторитаризм в преподавании учебных предметов, в том числе и учебного предмета «Окружающий мир». К методике преподавания учебного предмета «Окружающий мир» полностью относится положение всеобщей методологии науки и теории познания о том, что теория и практика едины и теория в итоге является обобщением фактических данных из двух главных источников. Первый источник — это научные исследования, ведущиеся определенными методами, второй — практическая деятельность педагогов, их находки, творчество, нововведения и т.п. Таким образом, методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир», процесс ее становления, развития и практического использования имеют достаточно серьезную и обоснованную методологию.

 



2019-08-13 2721 Обсуждений (0)
Методологические основы методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе. 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Методологические основы методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2721)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)