Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного и специального образования



2019-08-13 1650 Обсуждений (0)
Особенности профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного и специального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

 

 

Ключевыми понятиями в изучении данной темы являются дополнительное и специальное образования.

    Учреждение дополнительного образования – это особая сфера образования, официально обозначенная в Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992.  о определённые как образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за

пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. [7].

Существуют следующие виды учреждений дополнительного образования, которые отличаются рядом специфических особенностей на качественном и количественном уровне: городское, окружное, долговременное, временное, профильное, многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, Дворец, Дом творчества, станция, Центр творчества, студия, школа искусств, клуб, детский лагерь, детский парк.

Но для всех этих учреждений основной деятельностью является образовательная: они создаются с целью реализации образовательных программ дополнительного образования по одному или нескольким видам деятельности; они оказывают образовательные услуги в интересах личности ребенка или взрослого; их работа направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса.

  Образовательное учреждение  дополнительного образования является результатом сложного процесса возникновения и саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретных детей и взрослых.

Виды дополнительного образования детей переживают период становления, постоянно совершенствуются и направлены на индивидуальное творчество личности. Проведя анализ дополнительного образования можно сделать вывод, что современные виды дополнительного образования состоят из трех областей:

–   территориальной сети факультетов дополнительного образования;

– кадров, включающих работников, профессионалов системы дополнительного образования,

– содержания образования, состоящего из авторских программ отдельных педагогов.

       Основным предназначением образовательного учреждения дополнительного образования детей является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основными задачами деятельности учреждений дополнительного образования детей являются следующие:

 – обеспечение необходимых условий для личностного развития личности;

- Укрепление здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- адаптация детей  к жизни в обществе;

- формирование общей культуры детей и молодёжи;

- удовлетворение потребности детей и молодёжи в занятиях физической культурой и спортом;

- организация содержательного досуга детей и молодёжи.

Функции учреждений дополнительного образования:

– Образовательная функция закреплена в Законе РФ «Об образовании» в 1992 году, который трактует образование как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся достижением определенных образовательных уровней.

Наиболее характерные особенности образовательной функции в системе дополнительного образования заключаются в том, что она не связана с определенным регламентом, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих учащихся в процессе дополнительного образования; обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных образовательных потребностей и интересов, запросов и предпочтений учащихся; опирается на более широкий (чем в других учебных заведениях) арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений; продолжает, дополняет и углубляет информацию и знания, полученные в других учебных заведениях.

·  Воспитательная функция учреждений дополнительного образования детей заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений учреждения на поведение и деятельность обучающихся. При организации воспитательной работы необходимо ориентироваться на реальные процессы развития личности ребенка и учитывать необходимость превращения его в субъект социального развития общественных отношений. Воспитательная функция строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности, и реализуется на каждом учебном занятии и массовом мероприятии.

·  Социокультурная функция отражает цели и задачи учреждения дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы ее реализации в конкретном учреждении, тесно взаимодействует с другими функциями, решает ряд социальных вопросов и реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать знаниями и познавать жизнь.

·  Функция социализации чрезвычайно значима, так как в процессе социализации обучающийся приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводит систему социальных связей.

·  Функция социальной защиты учреждений дополнительного образования детей реализуется в системе мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей, поддерживающих жизнедеятельность учащегося. Эта функция основывается на совокупности следующих гарантий (которые предоставляет детям для нормального развития и существования учреждение дополнительного образования) – бесплатность образовательных, досуговых, информационных услуг, бесплатное обеспечение отдыха детей в каникулярный период, организация допрофессиональной подготовки.

·  Функция социальной адаптации сегодня приобретает особую значимость, так как чрезвычайно важно подготовить детей к новой реальности, к вступлению в жизнь в новых социально – экономических условиях. Причем готовить – не значит приспосабливать их к включению в отношения, а значит обучить их выполнять социально значимое дело, воспитать человека, способного к социальному творчеству. Тесно связана с предыдущей профориентационная функция, которая характеризуется тем, что в ходе проведения занятий у обучающихся формируется устойчивый интерес к социально значимым видам деятельности, который в ходе занятий закрепляется выработкой умений и навыков операциональных действий в сфере определенных профессий.

·  Рекреативно – оздоровительная функция учреждения дополнительного образования детей реализуется обычно в каникулярный период при организации их выезда в другие регионы в профильные и учебно – тренировочные лагеря для использования отдыха в интересах развития личности каждого ребенка. [7]

Специальное образование – международный термин, принятый для обозначения образовательных учреждений, предназначенных для лиц, отличающихся от обычных                                               учащихся. Это люди с физическими недостатками или отстающие         в   умственном развитии, а также люди с экстраординарными умственными способностями. Контингент специального образования – это лица, нуждающиеся в особой помощи и поддержке, в особых условиях                                                                                     обучения.

.Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению специальной педагогики.

Виды учреждений специального образования:

· специальные дошкольные учреждения;

· специальные общеобразовательные школы (школы – интернаты);

· вспомогательные школы (школы – интернаты);

· центры коррекционно – развивающего обучения и реабилитации;

· иные специальные учреждения образования.

Специальные учреждения образования могут быть государственными и частными. Специальное учреждение образования является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании устава, утверждаемого учредителем в соответствии с законодательством. Специальные учреждения образования проходят аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном законодательством.  Лицензирование деятельности специальных учреждений образования осуществляется в порядке, установленном законодательством.[8]


Социальный педагог в своей профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного и специального образования опираться на такие нормативно – правовые акты:

Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7); Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства – участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29);

· Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43);[2]

· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5); [7]

·  Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Что касается системы дополнительного образования, то право граждан на дополнительное образование, государственную политику и  отношения в области дополнительного образования обеспечивают, определяют и регулируют основные Федеральные законы.  

Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001[9].   Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно – информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1). Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием.

Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно – образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13): свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ; многообразие дополнительных образовательных программ; непрерывность дополнительного образования; преемственность дополнительных образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.

Что касается специального образования, то социальный педагог может следовать таким нормативно – правовым актам:

· Деонтологический кодекс. Принят в Страсбурге 21.10.1990 г. Включает 4 документа: основные обязанности психотерапевта; обязанности психотерапевта по отношению к пациенту; информация психотерапевта своим коллегам, другим профессионалам в области здоровья и учебным заведениям; применение деонтологического кодекса.

·  Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями: признает «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования»; декларирует право лиц, имеющих особые потребности в области образования, на обучение в обычных школах, «которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей»; призывает принять «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе…»; одобряет Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями.

· Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»

· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 124 – Ф3 от 24.07.98 (в ред. от 20.07.2000 г.).

· Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181 – ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. 78 – ДВ).

· Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной думой 08.12.1995 г.

· Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании 3185 – 1 от 02.07.1992 (в ред. от 21.07.1998 г.).

· Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

· 120 – ФЗ от 24.06.1999 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393).

· Письмо МО РФ от 27.06.2003 г. 28 – 51 – 513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях
модернизации образования.

 

Деятельность социального педагога в учреждениях дополнительного образования заключается в оказании следующей помощи ребенку:

· социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

· привлечение социально-правовой помощи, направленной на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

· содействие социально-реабилитационной помощи, направленной на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

· привлечение социально-бытовая помощи, направленной на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;

· привлечение социально-экономической помощи, направленной на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;

· привлечение медико-социальной помощи, направленной на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;

· социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

· социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска. Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.[3]

Основные направления деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного и специального  образования. Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

 Объектом, деятельности социального педагога  в учреждении специального образования являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.

  Основные цели деятельности социального педагога в

специальных (коррекционных) учреждениях: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального развития); оказание ребёнку комплексной помощи в социальном адаптировании и социальном интегрировании; защита ребёнка в его жизненном пространстве; оказание помощи в профопределении и постинтернатной адаптации выпускников.

Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог должен устанавливать контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников.
    Деятельность социального педагога специальных коррекционных учереждениях должна охватывать следующие направления: диагностико-прогностическое; коррекционно-образовательное и социокультурное; функционально-организационное; профилактическое; правовое» [3. с28].

    В разделе диагностико-прогностической работы социальный педагог совместно с практическим психологом изучают возрастные и личностные особенности детей, выявляет факторы, мешающие индивидуальному и социальному развитию ребенка, вырабатывают коррекционные комплексные планы развития личности с учетом индивидуальных особенностей.

    Суть коррекционно-образователъного и социокультурного направления представляется как обеспечение помощи в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры затрудняют процесс обучения. Здесь уместна консультативная работа с педагогическим коллективом, особенно с молодыми, начинающими работу учителями и воспитателями.    Особый раздел деятельности — влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости вне учебного процесса. В процессе реализации функционально-организационного направления социальный педагог выполняет посреднические функции, являясь связующим звеном между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы — с другой. В части организационных вопросов он оказывает помощь администрации школы и семьям в профориентации, трудоустройстве подростков. Прежде чем принять решение о профиле трудового обучения, школой должен быть проведен глубокий социальный анализ, изучена перспектива наличия рабочих мест, видов труда и специальностей бывших выпускников, стаж работы и причина смены мест работы и т.д. Такой социологический анализ может быть проведен под руководством социального педагога. В деятельности социального педагога следует выделить профилактическое направление.

    Сочетая навыки межличностного общения и знания множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог должен уметь предотвращать и улаживать возможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждать социальную изолированность детей-сирот, планомерно осуществлять профилактику правонарушений с разными возрастными группами учащихся.

    Правовой раздел является важным участком деятельности социального педагога, т.к. здесь соединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов интерната, а также представительства интересов воспитанников от имени школы в органах милиции и суда. В обязанности социального педагога входит работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка: розыск родителей, родственников, оформление опекунства, своевременная подготовка документов для получения жилья выпускниками, его подбор и т.д. Служба социально-педагогической помощи в коррекционных учреждениях должна строиться на основе следующих принципов: объективность в работе, коммуникативность, независимость в принятии принципиальных решений, индивидуальный подход, — принципов, пронизанных идеей гуманизма, ценности человеческой личности.
 


1. Составить схему «Функции социального педагога в специальных учреждениях образования».

2. Подготовить доклад на темы:

- «Специфика деятельности социального педагога в условиях дополнительного образовательного учреждения».

-
«Специфика деятельности социального педагога в условиях специального образовательного учреждения»

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

Литература для самостоятельной подготовки темы №4:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] : учебник / А. В. Мудрик. - 6-е изд., - М. : Академия, 2007. - 224 с.

3. Основы социальной работы [Текст] : учебник для студентов вузов / ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2004. - 395 с. : табл.

4. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров \ Под ред. докт. пед. наук И.А.Липского, докт.пед.наук Л.Е.Сикорской. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.-280с

Дополнительная:

1. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособие\Л.В.Карцева.-2 изд.-М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»,2012.-224 с.

2. Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведённых родителей [Текст] : учеб. пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2005. - 216 с. : ил.

3. Шульга, Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям [Текст] : опыт исследований и практической работы : учеб. пособие / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков ; Университет Российской Академии образования. - М : УРАО, 2003. - 396, 4 с. : ил, табл.

 

 

 




2019-08-13 1650 Обсуждений (0)
Особенности профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного и специального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного и специального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1650)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)