Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика социально-педагогической деятельности в учреждениях профессионального образования



2019-08-13 475 Обсуждений (0)
Специфика социально-педагогической деятельности в учреждениях профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

 

 

 

 

Среднее профессиональное образование – это уровень образования, приобретаемый на базе полного или неполного общего среднего, в соответствующих профессиональных учебных заведениях: профессиональное училище, профессиональный лицей, колледж, техникум.

       Училище – это учебно-воспитательное учреждение, название учебных заведений разного уровня и профиля – профессионально – технических, средних специальных, реже высших.

Техникум – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

Колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Отличительная особенность образования в среднем профессиональном учебном заведении – усвоение человеком, получающим его, профессиональных индивидуальных практических знаний, навыков, умений, необходимых для выполнения работ определенной степени сложности в той или иной отрасли, для руководства работой первичных производственных звеньев. Причем для некоторых специальностей это образование является высшей квалификационной ступенью [66,3].

Появление структуры среднего профессионального образования в общеобразовательном пространстве исторически обосновано следующими факторами:

а) ускорением в разделении труда на физическую и умственную сферы, количественным ростом числа профессий (особенно в экономике, военном деле, здравоохранении, просвещении);

б) урбанизацией (то есть ростом числа городов и численности городского населения) и укреплением городских школ (особенно начиная со второй половины XIX века);

в) ростом числа городских школ (и связи с этой недостаточностью школьно – гимназической подготовки для продолжения образования в вузе).

Понятие о среднем специальном учебном заведением излагается в статье  23 Закона РФ «Об образовании»: среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования .

    Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

    Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Исходя из вышесказанного, среднее профессиональное (специальное) учебное заведение призвано развивать личность будущих специалистов в ходе учебно-производственного процесса с учетом: их личного ценностного выбора; личных возможностей (включая и их социальную принадлежность); личных способностей (развитие таланта); социального заказа, востребованности той специальности, которую они приобретают (социальные гарантии дальнейшего трудоустройства); возможности продолжения дальнейшего образования (вуз, аспирантура и т. п.).

Организационно среднее профессиональное образование занимает только ему присущее, специфическое место в образовательной сфере жизнедеятельности общества и выполняет вместе с другими уровнями образования системную функцию образования, обеспечивает его целостность, непрерывность, устойчивое функционирование и дальнейшее прогрессивное развитие.

Главные цели функционирования средних специальных учебных учреждений:

· подготовка квалифицированных, конкурентоспособных (прежде всего в условиях рыночного капитализма) – как на отечественном, так на мировом уровнях – специалистов среднего звена (рабочих, бригадиров, мастеров производственного обучения, фельдшеров, техников, воспитателей и пр.);

· возможность получения молодыми людьми по ускоренной программе основных профессиональных навыков, знаний и умений по выбранной ими специальности на качественном уровне, а при желании – продолжения ими своего образования.


 

    Для эффективной реализации социально-педагогических задач условиях учреждения среднего профессионального образования социальный педагог осуществляет следующие функции:

1. Аналитико-диагностические:

- постановка социального диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей, социально-бытовых условий жизни студентов, семьи, социального окружения, выявление негативных и позитивных влияний на обучающихся учреждения среднего профессионального образования;

- установление причин  негативного поведения обучающихся учреждения среднего профессионального образования.

2. Прогностические:

- прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности обучающегося учреждения среднего профессионального образования;

- определение перспектив процесса саморазвития или самовоспитания личности обучающегося учреждения среднего профессионального образования;

- планирование социально - психологической работы на основе анализа результатов за предыдущий период.

3. Организационно-коммуникативные:

- включение в процесс воспитания обучающихся учреждения среднего профессионального образования педагогических работников колледжа, общественности;

- установление деловых и личностных контактов внутри и вне   учреждения среднего профессионального образования;

- усиление позитивного и смягчение негативного воздействия социума  на личность обучающегося учреждения среднего профессионального образования;

- создание условий для раскрытия способностей обучающихся   учреждения среднего профессионального образования, совершенствование их в совместной с педагогами и сверстниками социально-значимой деятельности, отвечающей интересам и природным склонностям подростков к общению, творчеству;

- формирование у обучающихся учреждения среднего профессионального образования знаний, умений и навыков, необходимых для социальной адаптации, закрепления в профессиональной деятельности.

4. Координационно-организаторские:

- организация социально-значимой деятельности в микросреде, влияние на разумную организацию досуга обучающихся учреждения среднего профессионального образования;

- включение обучающихся учреждения среднего профессионального образования в различные виды полезной деятельности с учётом психолого-педагогических требований.

5. Социально-профилактические и реабилитационные:

- организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного поведения обучающихся учреждения среднего профессионального образования;

- влияние на формирование нравственно - правовой устойчивости обучающихся учреждения среднего профессионального образования.

6. Социально - педагогическая поддержка и помощь обучающимся   учреждения среднего профессионального образования:

- оказание помощи в саморазвитии, самопознании, самооценки, самоутверждении;

- своевременное оказание социально - правовой помощи и других видов помощи семьям и детям группы социального риска.

7. Психологические:

- установление доверительных отношений с обучающимися учреждения среднего профессионального образования;

- оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятие депрессивного состояния у обучающихся учреждения среднего профессионального образования;

- оказание содействия в изменении отношения обучающихся учреждения среднего профессионального образования к жизни, к себе.

8. Посреднические:

- осуществление связи в интересах, обучающихся  учреждения среднего профессионального образования между семьёй, колледжем, ближайшим окружением.

9. Охранно-защитные:

- защита прав и интересов личности обучающихся учреждения среднего профессионального образования в соответствии с правовыми нормами в области образования, здравоохранения, имущественных и жилищных прав;

- взаимодействие с органами социальной защиты, правоохранительными органами;

- защита прав обучающихся учреждения среднего профессионального образования в его жизненном пространстве;

- реализация юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные действия к обучающимся учреждения среднего профессионального образования.

 

 

Категории учащихся объекта социально – педагогической работы учреждения среднего профессионального образования разнообразны, но в основном они представлены учащимися из семей, оказавшихся трудной жизненной ситуации, неблагополучных семей, конфликтных семей, аморальных семей, из педагогически несостоятельных семей.  

Для полноценного воспитания детей нужна благополучная во всех отношениях семья: в социальном плане – полная, в педагогическом – воспитательно-сильная, в психическом плане – с положительным эмоциональным климатом.

В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально – незащищенная семья и т.д.

Неблагополучные семьи – это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно [54,176].

Под неблагополучной семьей мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Контингент учащихся  учреждения среднего профессионального образования содержит детей из семей группы риска, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

    Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

    Асоциальные семьи – семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием подростков, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Конфликтными называются такие семьи, в которых постоянно имеются ссоры, где сталкиваются интересы, намерения, желание всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные, отрицательные, эмоциональные состояния, непрекращающиеся неприязнь членов семьи и друг к другу [87,32].

Аморальные семей – это разновидность семьи конфликтной, но механизмы  внутрисемейного взаимодействия здесь совершенно иные. Если в конфликтной семье еще существуют какие-то «зоны согласия» либо эти законы сохраняются до поры до времени, а цели начинают расходиться постепенно, по мере нарастания конфликта, связанного с их достижением, то в аморальной семье полностью отсутствует и позитивное взаимодействие и  стремление к общим целям. Более того, сам конфликт и есть та цель, ради которой люди живут вместе. При этом все происходит по принципу «чем хуже, тем лучше». Формы поведения и отношений в такой семье самые резкие, негативные. Забыты  все этические, моральные нормы поведения и отношений.

Среди категорий учащихся учреждения среднего профессионального образования, требующих социально-педагогической поддержки следует отметить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, детей из многодетных семей, малообеспеченных семей. Кроме этого в сферу социально-педагогического внимания обязательно должны быть включены одарённые дети.

 

Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования. В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социально-культурных программ и общественного наследия.

Существует несколько определений понятия социально-педагогическая деятельность. По А.В. Мудрику, социально-педагогическая деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат [51, 77].

Итак, в центре интересов социального педагога находится подросток – учащийся учреждения среднего профессионального образования. Социально-педагогическая деятельность и так называемое социальное закаливание детей, подростков, то есть развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, не сломаться найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком- цель профессиональной деятельности социального педагога.  

 Социально-педагогическая работа в учреждении специального профессионального образования всегда является адресной, направленной на конкретного подростка, на его семью, решение проблем подростка, возникающих в процессе социализации, интеграции в обществе, по средствам изучения личности подростка и окружающий его среды, составления индивидуальной программы помощи подростку и его семье, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема подростка.

Основные этапы социально-педагогической деятельности в учреждении среднего профессионального образования определяются, прежде всего, проблемами, возникающие в процессе обучения, воспитания и формирования профессиональных навыков подростка.

Можно выделить следующие элементы содержания социально-педагогической деятельности в учреждении среднего профессионального образования:

·  помочь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;

·  помочь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за подростком - учащимся учреждения среднего профессионального образования;

·  привлечение учащихся, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

·  помощь в адаптации к условиям обучения в учреждении среднего профессионального образования;

·  распознание, диагностирования и разрешения конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрачивающих интересы подростка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

·  индивидуальное и групповое консультирование подростков, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса воспитанию детей в семье и так далее;

·  выявление запросов потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов и соответствующих учреждений, и организаций;

·  помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;

·  проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности профессионального училища;

· пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов.

Рассмотрим основные этапы деятельности социального педагога профессионального училища по социально-педагогической поддержке подростка из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Первым этапом является диагностика. При помощи таких методов как анкетирование, наблюдение, анализ документов, метод экспертной оценки и др. социальный педагог учреждения среднего профессионального образования осуществляет диагностику подростка из   семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость её структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе, наблюдения); так и полученных входе специально организованного исследования (анкетирование, беседа).

Составляется «карта семьи», куда может быть включены следующие элементы:

·  список всех членов семьи с указанием их имён, дат рождения;

·  краткие  социально-педагогические характеристики членов семьи;

· характеристика сильных и слабых сторон семьи;

· описание индикаторов удовлетворения потребностей детей;

·  анализ того, чем держится семья (сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила, нормы, эмоциональный климат);

·  описание и анализ внешней среды (социальные связи, их характеристика и потенциал);

·  сведения о социальном статусе подростка из неблагополучной семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;

·  анализ проблем и потребностей подростка из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

· оценку и заключение, почему подросток из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации нуждается в социальной помощи, в какой именно.

 Карта семьи составляется при условии обязательного посещения семьи. Связь с подростком из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации должна быть систематической, постоянной, а не эпизодической или периодической . Подростка из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации нужно поставить на внутриучилищный учет, что даст  возможность получать не только гуманитарную, но и реабилитационную помощь при активном участии социального педагога. Используя личностно-деятельный подход, социальный педагог ориентирован на подростка из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации и помогает ему найти личный внутренний потенциал для решения собственной проблемы.  

Вторым этапом социально-педагогической деятельности социального педагога учреждения среднего профессионального образования с подростком из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации является анализ полученной информации, оформление результатов диагностики .

На третьем этапе социально-педагогической деятельности социальный педагог организует совместную работу в форме педагогического совета (классные руководители, учителя-предметники) по определению планов комплексной помощи для подростка из неблагополучной семьи. Он также разрабатывает общие рекомендации для подростка из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Учитывая результаты диагностики и паспорта семьи разрабатывается индивидуальная стратегия подхода к каждому подростку из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.  

Социальный педагог учреждения среднего профессионального образования проводит как групповые, так и индивидуальные консультации с родителями и подростками из  семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по решению социально-педагогических проблем. В ходе данных консультаций обсуждаются варианты решения проблем подростка из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Эти консультации помогают подросткам из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации  избавится от стресса, разгружают морально и психологически устраняют причины негативного поведения членов семьи. Как уже было отмечено ранее, социальный педагог принимает подростка из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации как данность, независимо от того какая это семья. Он просто обязан проявить заинтересованное отношение к этому подростку, чтобы помочь ему открыться.  

Следующим этапом в деятельности социального педагога с подростком из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации является реализация разработанных рекомендаций и технологий социально-педагогической деятельности. Социальный педагог проводит запланированные психокоррекционные мероприятия, индивидуальные консультации для подростка из неблагополучной семьи, в ходе которых побуждает семью к благополучию, вносит коррективы в воспитательную работу с ребенком. Среди форм реализации поставленных задач можно выделить: профилактические беседы, участие родителей в разных мероприятиях, которые проводятся в училище.

Последним этапом в деятельности социального педагога с подростком из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации является анализ выполненной работы. По мере необходимости вносятся коррективы в практическую деятельность и проводится повторная диагностика подростка из неблагополучной семьи [80,26].

Выделение этих этапов в социально-педагогическую деятельность с подростком из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации весьма условно, так как у каждой семьи своя проблема и для решения этой проблемы требуется индивидуальный подход для решения проблемы семьи необходима заинтересованность всех членов семьи, социального педагога, классных руководителей.

Социальный педагог, при работе с подростком из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, выступает в трех основных ролях:

Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействии родителей и детей в семье, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методов воспитания, ориентированных на конкурентную семью, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (жестокое отношение к детям, алкоголизм, наркомания), и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения родителей к детям [18,176-184].


 

     Работа социального педагога с подростками – учащимисяучреждения  профессионального образования  из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации – это работа и с подростком, и с семьёй одновременно.   При определении помощи  учащемуся учреждения  профессионального образования из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации учитываются: доход на одного человека в семье с учётом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев в семье; наличие или отсутствие одного, или обоих родителей; здоровье членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков, социальное положение, статус членов семьи в обществе. Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями.

Социальный педагог поддерживает контакты со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения, которая осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Цель комплексной работы с подростком из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации в профессиональном училище состоит в изменении ситуации в семье таким образом, чтобы семья могла сама себя обеспечить и не нуждаться в помощи извне.

Достижение краткосрочных целей позволят подростку из неблагополучной семьи увидеть свои первые изменения в лучшую сторону; затем ставятся среднесрочные задачи и цели, направленные на будущее подростка из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Часто специалистам трудно определить, есть ли какие-то результаты работы с семьей. Каждая категория    семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации имеет свои результаты в движении к тому уровню, при котором она могла бы обойтись без посторонней помощи.

- Выделяются следующие показатели оценки функционирования семьи: уровень ее жизни доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.);

- восстановлены контакты семьи с окружением, подросток посещает учреждение  профессионального образования ;

- уменьшилось употребление алкоголя родителями или учащимся учреждения  профессионального образования;

- решены прочие специфические для   подростка из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации проблемы.

Оказание материальной помощи идет по нескольким направлениям: оказание экстренной материальной помощи в случаях, когда семья не имеет необходимых средств для существования, для приобретения предметов первой необходимости: обуви, одежды, учебных принадлежностей; оказание помощи в оформлении пособий, субсидий на оплату жилья, пенсий; оказание помощи в трудоустройстве.

Надо сказать, что в решении этих вопросов социальный педагог сталкивается с множеством трудностей: безработица; отсутствие рабочих мест для женщин, в одиночку воспитывающих детей; состояние здоровья подопечных, ограничивающее и без того скудный выбор работ; отсутствие рабочих мест для подростков и т.д.

 Основными методами работы социального педагога учреждения среднего профессионального образования с подростком из  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации являются: диагностические методы (с привлечением психолога училища или Центра медико-психолого-социального сопровождения).

Для сбора информации социальный педагог использует:

· Метод наблюдения именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением подростка, его поведением в семье, в училище, на уроке, со сверстниками, его трудом.  

· Беседа с подростком, с каждым членом семьи и лицами его ближайшего окружения; беседа может проходить в расширенном составе (с привлечением педагога-психолога, инспектора ОДН, мастера производственного обучения, классного руководителя). Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении подростка в данное учреждение. Поможет составить представление о подростке изучение биографии, его поступков и мотивов.

· Опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;

· Тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;

· Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала, путем опроса испытуемых.

Консультирование – социальный педагог может консультировать как самого подростка, так и его родителей по проблемам, связанным с воспитанием и обучением подростков. Консультирование – это ориентация подростка и его семьи на воспитание культуры семейных отношений, на возрастные и индивидуальные особенности психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейном благополучии. Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и подростками.

Работая с подростком, его семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием, и выполнять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к подростку.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

- в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.;

- в сфере организации быта: организация уголка подростка в квартире, привитие навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;

- в сфере семейного здоровья: диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления подростков и т.д.;

-  в сфере духовного и морального здоровья: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентаций членов семьи и т.п.;

- в сфере воспитания подростков: решение проблем училищной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении подростка, педагогическая несостоятельность и не информированность родителей;

- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация подростково-родительских и супружеских отношений.

Консультирование выступает в деятельности социального педагога профессионального училища в качестве: инструмента организации контактов с подростком, способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки подростку, обращающемуся с разнообразными вопросами.

 

 

 

1. Изобразите схему «Структура социально-педагогической деятельности в учреждении среднего профессионального образования».

2. Подготовить доклад на тему: «Методы и формы работы социального педагога в учреждениях профессионального образования».

3. Разработать сценарный план мероприятия по формированию семейных ценностей среди учащихся учреждения среднего профессионального образования.

 

1.  Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2 .Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3.Для эффективной подготовки доклада (5-7 минут) тщательно изучите выбранную тему, используя несколько предложенных источников. Тема доклада должна быть проработана до степени свободного владения. Составьте план доклада, заранее обсудите его с преподавателем. Напишите доклад, используя реферированный текст источников. По желанию обеспечьте публичное выступление слайд-презентаций с основными тезисами доклада.

Литература для самостоятельной подготовки темы №5:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] : учебник / А. В. Мудрик. - 6-е изд., перераб.  - М. : Академия, 2007. - 224 с.

3. Основы социальной работы [Текст] : учебник для студентов вузов / ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2004. - 395 с. : табл.

4. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров \ Под ред. докт. пед. наук И.А.Липского, докт.пед.наук Л.Е.Сикорской. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.-280с

Дополнительная:

1. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособие\Л.В.Карцева.-2 изд.-М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»,2012.-224 с.

2. Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведённых родителей [Текст] : учеб. пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2005. - 216 с. : ил.

3. Шульга, Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям [Текст] : опыт исследований и практической работы : учеб. пособие / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков ; Университет Российской Академии образования. - М : УРАО, 2003. - 396, 4 с. : ил, табл.

 

 

 


 

6. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.

 

 

Учреждения социальной защиты – это учреждения которые предоставляют комплекс мероприятий, систему мер направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня, и качества жизни.

Функции учреждений социальной защиты.

1. Социальное страхование – система материального обеспечения трудящихся в случае потери трудоспособности, болезни, по возрасту и т.д., обеспечивает защиту социальных и профессиональных рисков различного типа. Компоненты – пенсии по возрасту, пособия по безработице, временной нетрудоспособности.  

2. Социальное обеспечение – система социально-экономических мер по материальному обеспечению нетрудоспособных, по всестороннему обеспечению детства, материнства и отцовства. Компоненты –социальные пенсии (по инвалидности, по случаю потери кормильца и др.); пособия (по беременности и родам, семьям, имеющим детей, и др.); компенсационные выплаты (неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособн



2019-08-13 475 Обсуждений (0)
Специфика социально-педагогической деятельности в учреждениях профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика социально-педагогической деятельности в учреждениях профессионального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)