Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, МОЛОДЁЖИ И ДЕТЯМ



2019-08-13 302 Обсуждений (0)
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, МОЛОДЁЖИ И ДЕТЯМ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

 

 


В 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено на осуществление государственной политики семьи и детей.

Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.

Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.

Система социальной защиты молодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания. В обязательный минимум  учреждений социальной защиты для каждого города, района  входят:

- центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

- центр социальной помощи семье и детям;

- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

- социальная гостиница;

- социальный приют для детей и подростков.

    Дополнительная сеть  учреждений социальной защиты семьи, детей и молодёжи в городах и районах составлена из следующих организаций:

- центр психолого-педагогической помощи;

- центр экстренной психологической помощи по телефону;

- реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями

- (в том числе для детей и подростков);

- комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.

    Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения социальной защиты семьи, детей и молодёжи представлены следующими организациями:  

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

- общежития для лиц с ограниченными возможностями.

В своей деятельности  учреждения социальной защиты детей, семьи и молодёжи руководствуются нормативно-правовыми актами 

- Конституцией РФ;

- Федеральным законом РФ № 159 от 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2009г. № 212 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации о 19.05.2009г. № 432»

- Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних» 1999г., другими документами.

Социальный педагог, ведущий профессиональную деятельность в системе  учреждений социальной защиты семьи, детей и молодёжи должен знать:

- нормативно-правовую базу деятельности (законы, под­законные акты, постановления, распоряжения, инструкции, со­циально-правовые и социально-экономические основы деятель­ности социального педагога в системе учреждении, оказывающих помощь ребенку)

- теорию социальной педагогики и психологии;

- возрастную психологию, изучающую личность ребенка, его духовное и со­циальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение, особенности развития психических функций;

- социологию;

- ос­новы дошкольной педагогики и психологии.

    Центр социальной помощи семье и детям – государственное учреждение, предназначенное для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения, обслуживающие семьи или отдельных граждан:

- организационно-методическое отделение;

- отделение приема граждан;

- консультативное отделение;

- отделение социально-экономической помощи;

- отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями;

- отделение психолого-педагогической помощи;

- стационарное отделение;

- отделение срочного социального обслуживания;

- отделение дневного пребывания несовершеннолетних;

- отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних [3].

    Цель деятельности Центра – содействие в реализации права семьи, детей и молодежи на защиту и помощь со стороны государства; развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи, детей и молодежи, улучшение качества их жизнедеятельности, удовлетворение интересов и потребностей; гуманизация связей семьи с обществом и государством; обеспечение социальной поддержки семей, детей и молодежи, а также содействие управлению (отделу) по делам несовершеннолетних и защите их прав в осуществлении полномочий в сфере опеки и попечительства, профилактике беспризорности и правонарушений, социальной защите прав детей.

 


Приоритетными направлениями деятельности   Центра социальных служб для семьи детей и молодежи есть:

1. Социальная работа, социальное обслуживание семей, детей, молодежи путем оказания им психологических, социально-педагогических, юридических, социально-медицинских, информационных услуг:

· решение проблем семейного неблагополучия, ведение городского банка семей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах;

· социально-реабилитационные мероприятия, направленные на оказание помощи лицам, которые пострадали от насилия в семье, в восстановлении нарушенных функций организма, поддержке оптимального психологического уровня для достижения социальной адаптации;

· проведение социальной работы, направленной на предупреждение отказам от новорожденных детей, социальная поддержка беременных женщин;

· социальная поддержка детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, обеспечение подготовки их к самостоятельной жизни;

· содействие развитию и функционированию семейных форм воспитания детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки; создание приемных семей;

· социальный патронаж молодежи, которая вернулась с мест лишения свободы;

· осуществление социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями, организация работы зала лечебной физкультуры, клуба общения «Ты не один»;

· социальная поддержка ВИЧ-инфицированных детей, молодежи, членов их семей (индивидуальное консультирование, направление в специализированные реабилитационные центры).

2. Профилактико-просветительская работа среди детей и молодежи:

· предупреждение социально-небезопасных болезней в детской и молодежной среде, пропаганда здорового образа жизни (организация и проведение лекций, бесед, тренингов, демонстрация видеоматериалов для учащейся молодежи и др.);

· профилактика курения, алкоголизма и наркомании;

· профилактика и предупреждение насилия.

3. Развитие и поддержка волонтерского движения (организация и обеспечение работы Школы волонтеров, проведение мероприятий по методу «равный-равному», участие в городских акциях).

4. Рекламно-информационная работа (распространение информационных, просветительских, рекламных листовок, брошюр, плакатов и др. продукции) [10].

 

 

1. Семьи:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные;

· имеющие в составе инвалидов или лиц, страдающих психическими заболеваниями, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики;

· с неблагоприятными психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми;

· имеющие в составе лиц, ведущих аморальный, паразитический, криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений.

2. Дети и подростки:

· оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию;

· сироты или оставшиеся без попечения родителей;

· нуждающиеся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки;

· проживающие с родителями, оформляющими развод или находящимися в состоянии развода, временно не способными заботиться о детях в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности или пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный и паразитический образ жизни;

· допускающие асоциальное поведение, беспризорные, испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность), переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми;

· имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении.

3. Взрослые граждане:

· беременные женщины и кормящие матери;

· матери, желающие найти временную работу, работу с сокращенным рабочим днем, на дому или другими определенными условиями;

· имеющие на иждивении несовершеннолетних детей;

· частично трудоспособные, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;

· проживающие в одной квартире бывшие супруги;

· испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами и другими людьми.

4. Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов (несовершеннолетние и совершеннолетние) [4].

 

 

Самой распространённой формой оказания помощи семье являются предоставление услуг различного вида в условиях центров смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.

В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.

В центрах реабилитации детей-инвалидов учитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями, им оказывается психологическая, медицинская и педагогическая помощь. Осуществляется профессиональная подготовка.

Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.

В медико-социальном центре оказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается, социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину, мастерским.

Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми распространенными являются приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи дома интернатного типа, где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой, устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.

Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти их кризисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроиться в жизни вышедшим из заключения [13].

В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

Деятельность работы с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании, в первую очередь, с родителями путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Формы социально-педагогической помощи семье. Одна из форм работы с семьей социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях [11].

Патронаж может проводиться со следующими целями:

· диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

· контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

· адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Этапы социально-педагогического патронажа по Панову А.М.:

· Постановка социального диагноза выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.

· Вмешательство патронажной службы и с ее помощью других социальных служб в семейную ситуацию.

· Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.

· Проблемный анализ совместная работа с семьей по определению причин ее неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи.

· Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы.

· Социальная терапия непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.

· Оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.

· Помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

Безусловно, данная схема это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2-3-х до 5-6-ти). Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников.

Вместе с тем, если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную схему социального патронажа, которая должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы.

Поэтому важное значение имеют «крупицы» опыта, сложившегося в самых разных социальных службах, обобщенные и представленные ниже в целостном виде [12].

Методы социально-педагогического патронажа:

Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. рассматривают процесс социально-педагогического патронажа через применение ряда технологий (методов): коррекция; психотерапия; обучение; репетиторства; моделирование; побуждение; рефлексия; посредничество; развитие у клиентов социальных и личностных навыков; создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности у клиентов; социально-психологическое сопровождение [8].

Сущность патронажа как формы работы с семьёй заключается в том, что он осуществляется системно , комплексно и в определённые сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).

 В отношении семей и детей особого риска социальные службы  осуществляют такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д. [1].

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Работая с семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) тренинги. Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Еще одна форма работы с семьей социально-педагогический мониторинг семьи это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение систематизировать сбор информации и полученные результаты.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья,

 

долга).

   

Согласно закону Российской Федерации «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это де­ти, оставшиеся без попечения родителей; дети-­инвалиды; дети, имеющие недостат­ки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, жизнедеятельность кото­рых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств самостоятельно или с помощью семьи.

Практическая социально-педагогическая работа по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагает обязательную работу с семьей ребенка, особенно в тех случаях, когда семья неблагополучная. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс – социальное со­провождение ребенка и семьи. В свою очередь, сопровождение может быть опреде­лено как особая форма пролонгированной социальной (включая психосоциальную и социально-­педагогическую) помощи – патронажа. Патронаж в данном случае пони­мается как целостная и комплексная система социальной поддержки и психолого-­педагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности социальных служб.

Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «со­вместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении труд­ностей». Сопровождение предусматривает поддержку естест­венно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, ус­пешно организованное социальное сопровождение открывает перспективы лич­ностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. Существенная характеристика сопровождения – создание условий для перехода личности к самопомощи. Иначе говоря, в процессе сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая поддержка для перехода от пози­ции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Результатом социально-­психологического сопровождения личности в процес­се адаптации к жизни становится новое жизненное качество – адаптивность, т. е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных си­туациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом.

 Социально­-психологическое сопровождение делает процесс оказания помощи личности в кризисной ситуации более эффективным, контролируемым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса. Как у ребенка, так и у се­мьи зачастую есть внутренний ресурс, к которому не всегда есть доступ.

Особое значение имеет социально­-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с ними представляет собой слож­ную систему реабилитационных мероприятий, направленных на повышение соци­альной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности, формирование системы ценностей, развитие интеллекта. Психокоррек­цию детей оптимально проводить блоками, длительно, как в рамках психологиче­ского сопровождения ребенка, так и в структуре общего восстановительного лече­ния. Акцент психологического воздействия должен быть направлен на развитие личности ребенка, на коррекцию его Я-­концепции. Необходимо изменить отноше­ние больного ребенка к себе, соответственно, у него изменится отношение к окру­жающему миру, и сформируются адекватные притязания и представления. Психоло­гическую работу следует проводить в рамках личностно­-ориентированного подхода. До проведения психокоррекционных мероприятий необходимо тщательно изучить следующие показатели:

1) структуру и динамику психологических аспектов качества жизни (то есть личностные особенности ребенка и его связь с социумом);

2) возрастные и социальные показатели качества жизни;

3) наличие или отсутствие корреляций между психологическими аспектами качества жизни ребенка и качеством жизни его близкого окружения.

Коррекционно-­психологическое сопровождение обеспечивает создание усло­вий для повышения автономности и социальной активности детей, для развития ин­теллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Базируясь на личностном и сис­темно­-ориентированном подходе, коррекционно-­психологическое сопровождение представляет собой комплексную систему всесторонней, динамической, диагности­ческой, коррекционной и развивающей помощи в соответствии с возрастными и ин­дивидуальными потребностями детей [6].

Система психологического сопровождения детей с ограниченными возможно­стями здоровья в образовательном процессе предусматривает деятельность в тради­ционных направлениях: диагностика, коррекционная работа, консультирование, профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения.

В реабилитационных учреждениях необходимо заниматься не только с са­мими инвалидами, но и с их семьями. Занятия эти обязательно должны носить групповой характер и проводиться с использованием методологических приемов по развитию навыков общения. Практикуются групповые методы коррекции се­мейных взаимодействий по отношению ко всем связанным с конкретной соци­альной службой семьям, независимо от того, как ведет себя ребенок в данный мо­мент. Поскольку родители склонны выдвигать в качестве мотива для отказов от такой работы недостаток времени, целесообразно в первую очередь решать на этих занятиях насущные проблемы семьи. Например, занятия можно сочетать с консультациями по социально-­правовым вопросам, с заполнением заявлений на получение каких-­либо льгот и преимуществ, с организацией совместных празд­ников и экскурсий.

В более широком плане постоянная работа с семьями по месту жительства при­обретает характер социального патронажа, то есть совокупности видов социального обслуживания семей, преимущественно на дому, что можно было бы назвать дли­тельной «социальной диспансеризацией», включающей регулярное посещение семей работниками социальной службы, медико­-социальную, социально-­психологическую, социально-­бытовую, социально­-трудовую и социально-­правовую помощь и поддерж­ку с целью создания оптимальных условий жизни. Одна из задач этой работы – акти­визация действий самих членов семьи.

 

В контексте рассмотрения проблем социального сопровождения детей в труд­ной жизненной ситуации необходимо остановиться на вопросе о современной сис­теме социально-­педагогической поддержки детства.

Социально­-педагогическая поддержка рас­сматривается  как последовательная работа по охране прав, социальной защите и опеке; по предупреждению безнадзорности, профилактике социальных отношений, по восстановлению социального статуса, сохранению темпов психофизического и личностного развития ребенка. Немаловажна роль социально-­педагогической поддержки в создании условий для социализации ребенка или подростка [2].

 В правовом аспекте социально-­педагогическая поддержка рассматривается в двух вариантах:

· как деятельность, направленная на создание условий реализации прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; детей с проблемами социально­го взаимодействия, здоровья; одаренных детей;

· как система деятельности учреждений и организаций различной ведомствен­ной принадлежности, направленная на обеспечение мер по сопровождению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и решение их проблем.

Система социально­-педагогической поддержки, в отличие от системы соци­ального образования, рассчитана на детей, интегрированных в общеобразователь­ную среду, а также детей, не обучающихся в специальных учебных заведениях. Пра­во на социально­-педагогическую поддержку   обладает каждый ре­бенок, в силу различных причин оказавшийся в трудной жизненной ситуации, имеющий проблемы в обучении, отношениях, в здоровье.

 Социально­-педагогическая поддержка – это организация социально-­педагогических условий для решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Цель социально­-педагогической поддержки в том, чтобы создать «дружественную со­циальную среду», «зону безопасности, где растущий человек мог бы найти под­держку взрослого от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, нау­читься жить в меняющемся социуме». Приведенные высказывания отражают различия в существующих взглядах, дают представление о разночтениях в пони­мании и определении социально-­педагогической поддержки детей и подростков. Многие практики считают, что помощь специалистов в решении социально­-педагогических проблем детей и родителей наиболее востребована, начиная со школьного периода.

С начала 90­х годов прошлого века система социально­-педагогической под­держки переходит на новый этап развития, целью которого является создание усло­вий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное фи­зическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соот­ветствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов госу­дарственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:

· обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравствен­ного развития детей, развитие системы профессиональной ориентации, содей­ствие адаптации подростков к новым социально-­экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей;

· поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение



2019-08-13 302 Обсуждений (0)
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, МОЛОДЁЖИ И ДЕТЯМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, МОЛОДЁЖИ И ДЕТЯМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)