Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимопонимание при взаимодействии людей



2019-08-13 214 Обсуждений (0)
Взаимопонимание при взаимодействии людей 0.00 из 5.00 0 оценок




На примере участников производственной деятельности в цехе, а именно, когда руководитель ставит подчинённым задачу по производству продукта, а подчинённые уясняют задачу в ситуации взаимодействия с руководителем.

В ситуации взаимодействия руководитель своим действием выражает свои представления о задаче для рабочих с помощью предметных движений, мимики, жестов, с помощью речи. В ответ на это действие рабочие осуществляют ответные действия, направленные на владение представлениями о предстоящей производственной задаче. Конструируя и планируя своё действие, руководитель мысленно определяет не только то, в какой последовательности, каким образом он будет выражать задачу, но и как, каким образом выразить задачу, чтобы её поняли подчинённые, т. е. во втором случае он решает социально-психологическую задачу. Способы решения этой второй задачи проявляются в его действии как элементы действия.

 

В интересах достижения собственных целях в ситуациях взаимодействия люди влияют друг на друга. Они могут влиять также в ситуациях общения. Элементы влияния при общении людей включаются в их суждения, умозаключения, в мимику и жесты. Психологическое влияние люди оказывают друг на друга повсеместно. При организации социально-психологического обучения специалистов по продаже или рекламе и т.д., данные обстоятельства учитываются и включатся в учебные программы.

 

Основные способы влияния в ситуациях взаимодействия и общения:

 

1. Внушение. В повседневной жизни, общаясь и взаимодействуя друг с другом, люди не понимая того, не отдавая себе в этом отчёта, внушают или внушаются, при этом в качестве внушающих выступают индивиды, обладающие соответствующими убеждениями. Внушённое представление способствует их деятельности, побуждает её, а когда они реально взаимодействуют с этим предметом то, возникающее у них при этом реальное представление не соответствует внушённому. Таким образом, внушение – это открытое влияние, прямое влияние.

В действии личности, направленной на индивида можно выделить следующие компоненты:

Ø Субъект действия (напр., Я (личность)).

Ø Предмет действия (другая личность)

Ø Цель действия (для продавца, напр., это продажа продуктов другой личности)

Ø Средства действия (это оружие, которое он использует в своей деятельности: речь, мимика, жесты и т.д.).

Ø Способ действия (это процедура действия, которая включает образ действия по достижению цели и соответствующие ему
(образу действия) внешние движения и операции).

Ø Продукт действия (товар, проданный покупателю)

Ø Контроль и коррекция действия.

 

Каждая личность обладает различной степенью внушаемости и, в частности от этого, во многом зависит эффект внушения. В ситуациях взаимодействия каждая личность внушается сама, а партнёр по взаимодействию лишь способствует образованию у ней внушённого представления у ней внушенного представления о предмете.

Эффект внушения зависит от действия обеих сторон от их личностных качеств.

 

Со стороны внушающего (кто внушает):

Ø Компетентность в ситуации, в предмете,

Ø От его способности внушать (т.е. обладает он такой способностью или нет),

Ø От авторитетности,

Ø От степени мотивированности деятельности (чем больше продаст, тем лучше),

Ø От социально-психологических качеств (общительности, коммуникабельности),

Ø От личной убеждённости.

 

Со стороны внушаемого (кому внушают):

Ø Мотивированность покупательской деятельности (он во что бы то ни стало хочет этот товар купить),

Ø От степени его внушаемости или конформизма (податливости),

Ø От некомпетентности (дефицит в представлениях о продукте, т.е. его можно легко обвести вокруг пальца),

Ø Крайнее психическое состояние в которых находится человек в данном промежутке времени (он внушается легче),

Ø Акцентуированные черты характера (конформные акцентуации),

Ø Степенью доверия к партнеру по взаимодействию.

 

2. Убеждения. Убеждение – это представление человека о чём-либо, в истинности которого он не сомневается. Убеждение возникает тогда, когда у человека в разных жизненных ситуациях его деятельности возникают сходные представления относительно предметов, классов, предметов, человека, группы людей. Убеждение есть следствие выполняемых человеком действий, общения и социального взаимодействия. У каждого человека, у каждой личности убеждения субъективные (разные). В социальном взаимодействии окружающие люди могу способствовать образованию у личности определённых убеждений. Напр., это проявляется тогда, когда человеку предлагают опробировать, опробовать вещь, предмет, продукт (напр., в качестве пищи, инструмента ит.д.). К этому, как правило, прибегают сотрудники (представители) производящих или реализующих доброкачественную продукцию фирм.

 

Манипулирование.

Подражание.

5. Социально-психологическое идентификация (отождествление).

 

6. Социально-психологическая рефлексия (это его представление о том, как он представлен в наших представлениях).

 

 

7. Аттракция – расположить к себе, создать о себе хорошее впечатление. Профессиональная обязанность человека, работающего с людьми, создавать аттракцию при решении вопросов. Механизмы возникновения аттракции находятся не в сфере сознания, а в подсознании, т.е. создать её на рационально уровне не удаться.

Основные «правила» аттракции:

Ø Имя собственное (обращаться по имени отчеству). Удовлетворение потребности самоутверждения (по имени – самоутверждение личности, по имени отчеству – проявление уважения к его возрасту, к нему лично).

Ø Зеркало отношений – выражение лица человека. Удовлетворение потребности в безопасности (к злому на улице не подойдёшь что-нибудь спросить).

Ø Золотые слова – это некоторые преувеличения достоинств человека, его ожиданий, результатов деятельности и поведения (напр., ребёнку – «Ой, какой ты сильный!»), комплименты:

· Самый лучший комплимент – это комплимент на фоне контркомплимента (напр., «Вот как вы готовите! У меня так не получается». Свекрови: «Можете жить спокойно, ваш сын в хороших руках!» - не дай бог так сказать).

· Комплимент не должен иметь двойного смысла.

· Комплимент должен быть без всяких приправ («Золотые руки, вот если бы ещё не пил!»).

Удовлетворяется потребность в самосовершенствовании, саморазвитии, самооценке.

Ø Терпеливый слушатель. Не всегда есть возможность выслушать человека.

 

8. Традиция – общепринятые и укоренившиеся в организации нормы и правила социального взаимодействия, которой стало привычным и соблюдается всеми членами группы. Лица, вновь включённые в группу (организацию) познают эти нормы, овладевают представлениями об этих нормах и действуют на основе этих представлений. Традиции изменяют и регулируют поведение людей. В какую бы организацию вы не устраивались, в какую бы не входили, вы узнаёте нормы и правила этой организации, усваиваете их и действуете в соответствии с ними, т.е. происходит психологическое влияние за счёт традиций.

Люди, действующие вопреки традициям (нарушающие их) создают причину, почву для возникновения ссор, конфликтов, выяснения отношений. Следует помнить, что в регулировании деятельности взаимодействующих людей, их общения включены самые разнообразные нормы:

Ø Приемлемые и неприемлемые,

Ø Нравственные и безнравственные,

Ø Вредные и полезные.

Следовательно, любая из них может стать традицией, которая должна будет регулировать взаимодействие.

Далеко не всякие (и не все) нормы становятся традициями в группе. Система норм предполагает единообразие в действии, и это единообразие способствует сплочению группы.

 

9. Внутригрупповое мнение (у группы не может быть общего мнения) – это совокупное оценочное мнение людей относительно какого-нибудь предмета, явления, человека и т.д., о которых они имеют представление. За счёт мнения группы может устанавливается какая-либо локальная норма (напр., группа может бойкотировать кого либо из своих членов, это обстоятельство будет регулировать поведение всех людей, включённых в группу). Кроме того, группа контролирует соблюдение этой установленной нормы (правила) каждым индивидом. В свою очередь каждый из них имеет представление о том, что его «пасут». Кроме этого, мнение нескольких наиболее авторитетных членов группы может зачастую оказывать существенное влияние на формирование намерений человека, замыслов, планов, действий, а очередь это и на сами действия, поступки. Вне организации (на улице, в транспорте) человек вынужден общаться, действовать в соответствии с общепринятыми нормами, о которых и окружающие имеют представление. Они могут выражать своё мнение и этим самым также оказывают своё влияние друг на друга.

10. Психологическое заражение (состояние других, взаимодействующих с человеком или общающихся с ним людей. Напр., все смеются и человек заражается смехом).  

 

 

Примечание: Под взаимопониманием подразумевается такое явление, при котором означенные представления о задаче руководителя сходны с означенными представлениями этой же задачи у подчинённых.

 

Способы достижения взаимопонимания со стороны руководителя:

1. Руководитель располагается от подчинённых в пространстве, способствующем ощущению и восприятию их предметных движений, мимики, жестов, речи.

2. Руководитель смотрит на партнёра по взаимодействию, слушает, воспринимает их предметные движения, речь, мимику, жесты.

3. Руководитель просит подчинённых быть внимательными, требует от них проявления внимания, не отвлекаться, в увлекательной форме ставит задачу.

4. Задачу по производству продукта руководитель формирует чётко и определённо, используя в своём действии образцы сырья, изделий, а также их модели (фотографии, чертежи, рисунки и т.д.).

5. Руководитель в ситуации взаимодействия с подчинёнными употребляет слова, жесты, мимику, доступные для понимания.

6. Руководитель ставит подчинённым вопросы по существу задачи, выслушивает ответы на них, поправляет, убеждается, что его поняли правильно.

7. Руководитель осуществляет свои действия в приемлемом, для рабочих, темпе и ритме.

 

Способы достижения взаимопонимания со стороны взаимодействующих с руководителем рабочих:

1. Располагаются на расстоянии, способствующем ощущению и восприятию партнёра по взаимодействию, его предметных движений, мимики, жестов.

2. Смотрит (слушает, осуществляет) на партнёра по взаимодействию, воспринимает его предметные движения, речь, мимику, жесты.

3. Проявляет внимание, не отвлекается на своё действие.

Проявление способов достижения

              Взаимопонимания                                                                                        7

         7                                                                                                                                

                                                                                                                                            6

         6                                                                                                                            5

         5                                                                                                                             

         4                                                                                                                            4

                                                                                                                                            3 

         3                                                                                                                             

         2                                                                                                                            2

                                                                                                                                            

        1                                                                                                                              1

                                                                                                                                           

          0         1        2        3 выраженность   3        2       1       0                  

                                                             способов

 

 

 

 


Степень выраженности способов достижения взаимопонимания у взаимодействующих можно изучать с помощью наблюдений, а также, затем с помощью экспертной оценки.

 



2019-08-13 214 Обсуждений (0)
Взаимопонимание при взаимодействии людей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимопонимание при взаимодействии людей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)