Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дополнительные психотехники психоанализа



2019-08-13 215 Обсуждений (0)
Дополнительные психотехники психоанализа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Используются только в исключительных случаях, когда необходимо помочь клиенту быстрее погрузиться в процесс психоанализа.

 

1. Отреагирование (катарсис, Аристотель). Ещё называют «очищением». Представляет собой специальный приём, побуждающий человека к разрядке эмоций, вытесненных ранее бессознательным и отражающих внутренний конфликт. Формы: плачь, активное проговаривание проблем, гнев, смех, агрессия и т.д. Катарсис приносит лишь временное чувство облегчения и не может заменить процесс психоанализа. Разновидностью катарсиса является гипнокатарсис, когда клиента погружают в глубокое гипносостояние и предлагают перенестись в прошлую ситуацию, которая могла служить источником психических проблем. У клиента в этом состоянии могут возникать мысли и чувства, воспоминания, до этого не осознаваемые. В результате человек заново переживает произошедшее и выходит из гипносостояния в связи с переживаемыми воспоминаниями. Так клиент сообщает психотерапевту содержание своих переживаний и подробности, которые он раньше не осознавал.

2. Внушение – это процесс воздействия на психическую сферу человека в обход его критического и рационального мышления. Оно помогает человеку войти в психоаналитическую ситуацию. При этом следует учитывать следующие моменты:

· Клиент может привыкнуть к внушению и начинает стремиться к нему как своеобразному протезу, избегая пластических психоаналитических процедур.                                                  

· Если результаты внушения не осознаются клиентом в последующем и не становятся объектом совместного анализа, то это не только не облегчает психологическую помощь, но и может создать дополнительные трудности.

3. Манипуляция. Манипуляция – это действие психотерапевта, позволяющее управлять процессом его переживаний. Цель манипуляции: способствует ускорению процесса психоанализа. Манипуляции могут выражаться в том, что психотерапевт сознательно поддерживает эмоциональную реакцию клиента на что-либо, способствуя его усилению. Психотерапевт также может использовать приказной тон, если это необходимо для клиента.

4. Привило абстиненции. Абстиненция – это достижение апофеоза страданий клиента. Фрейд считал, что психоаналитик должен следить за тем, чтобы страдания клиента дошло до такой степени, когда оно стало эффективно при работе. Страдания клиента рассматриваются как союзник психотерапевта, потому что они мобилизуют внутренние силы человека.

5. Аналитик как зеркало. Это психотерапевтический приём, заключающийся в том, что психотерапевт выбирает такую манеру поведения, при которой он остаётся «непроницаемым» для клиента. Это необходимо в тех ситуациях, когда клиент должен сам проявлять активность в ходе психоаналитической процедуры, когда реакция психотерапевта может снизить накал его переживаний. Напр., для усиления проявления переноса. Однако, этот приём не должен вызывать у клиента ощущения того, что психотерапевт проявляет бездушие и эмоциональную холодность.

В настоящее время в США получила распространение психодинамическая теория, которая использует основные техники психоанализа, но при этом больше уделяет внимания актуальным проблемам человека и в меньшей степени истории их возникновения. Поэтому психодинамическая терапия занимает меньше времени – от 2-ух недель до 2-ух месяцев. Психодинамическая терапия более активно использует методы других направлений психотерапий.

 

 

26.Раскройте общие теоретические основы характера личности и его акцентуаций

Характер – совокупность устойчивых черт личности человека, являющаяся основой его индивидуальности, определяющая взгляды, отношения, поступки человека, его действия и реакции на различные жизненные обстоятельства и ситуации.

Физиологической основой характера выступает динамический стереотип – как сложная система условных и безусловных рефлексов, причём, относительно устойчивая.

 

Соотношение качеств личности и черт характера – в степени устойчивости, и потому, в большей стабильности проявления черт, чем качеств (т.е. черта характера отличается от качества только степенью устойчивости, а степень устойчивости определяет динамический стереотип).

 

Лживость                    Честность 

 


Привычка связана с потребностью, а навык – с действием. Т.е. привычка – это автоматизм или навык, связанный с потребностью.

Любое психическое явление, которое приобрело устойчивость, может стать чертой характера. Существуют этнические, профессиональные, региональные и другие черты характера, в том числе гендерные (половые) черты характера.

 

Уже древние греки (Платон) выделяли 3-и основные группы черт характера и связывали их:

1. Применительно к человеку с различными частями тела:

    • Разум – голова
    • Мужество (воля) – грудь
    • Вожделение - живот

2. Применительно к разным социальным слоям, греки считали, что у греческой элиты (правители, философы, мыслители) преобладает разум, у воинов преобладает мужество, а у простых людей – вожделение. Поэтому массы нуждались в развлечении, питье и т.п.

3. Применительно к различным этносам, греки считали, что склонность к мудрствованию свойственна грекам, мужество – северянам (варварам – Россия), а вожделение свойственно южанам.

 

Классификация характера в отечественной психологии:

  1. По отношениям:

а) К миру:

· Идейные.

· Безыдейные.

б) К делу (деятельности):

· Деятельные:

- целеустремлённые.

- нецелеустремлённые.

· Бездеятельные

в) К людям:

· Общительные люди:

- избирательная общительность.

- беспринципная общительность.

· Замкнутые люди.

г) К себе:

· Альтруист.

· Эгоист.


д) К вещам.

 

  1. По силе:

· Сильный.

· Слабый.

3. По устойчивости:

· Устойчивый.

· Неустойчивый.

  1. По чертам:

· Общие черты:

- патриотизм.

- коллективизм.

- эстетические черты характера.

- нравственные.

- этнические.

- профессиональные черты.

- религиозные

- правовые.

· Специфические черты (связанные с 3-я основными нашими сферами):


- интеллектуальные.


- эмоциональные.


- волевые.

 

 

Характер индивида отражает системное качество его личности.

 

Говоря об особенностях характера человека, часто имеют в виду черты его личности. Черты личности – это особенности поведения человека, систематически (но не постоянно) проявляющиеся в различных ситуациях. Черты личности можно классифицировать по различным критериям:

· По отношению человека к себе (самоуверенность, неуверенность в себе, самокритичность, самолюбие);

· По отношению к труду, делу, собственности (трудолюбие, аккуратность, бережливость, пассивность, ответственность, обязательность);

· По отношению человека к другим людям и обществу в целом (патриотизм, космополитизм, правдивость, лживость, общительность, открытость, замкнутость, эгоизм)

 

По преобладающему влиянию психики на активность человека выделяют следующие черты характера:

интеллектуальные (аналитичность мышления, любознательность, вдумчивость),

 эмоциональные (выдержанность, влюбчивость, впечатлительность, вспыльчивость),

 волевые (напористость, уступчивость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность).

 

По времени формирования есть первичные (базисные) черты, появляющиеся ранее других в онтогенезе личности и служащие основой для формирования других черт (напр., интроверсия, экстраверсия), и вторичные (ситуационные), появляющиеся позднее и проявляющиеся в типичных жизненных ситуациях (напр., интернальность, экстернальность, мотивация на успех или избежание неудачи).

 

По сфере проявления выделяют деловые черты, проявляющиеся в профессиональной деятельности (пунктуальность, профессионализм, трудолюбие), а также коммуникативные, проявляющиеся в общении (общительность, внимательность).

 

По поведенческим особенностям индивида различают такие черты как:

· Мотивационные, определяющие основу поведения и деятельности человека (напр., интересы, побуждения, взгляды),

· Инструментальные, обуславливающие стиль поведения и деятельности, т.е. разнообразие индивидуальных средств достижения целей, реализации желаний и устремлений при одних и тех же ситуациях (напр., хитрость, прямолинейность, корректность, наглость).

 

В психологической литературе понятия «черты личности» и «черты характера» рассматривают как синонимы в связи с тем, что характер относится к основным свойствам личности.

 

 

Характеру как сложному психическому образованию присущи следующие свойства:

· Многочисленность черт

· Иерархичность черт (по степени их влияния на поведение человека)

· Взаимозависимость черт (одна существенная черта предопределяет заметное проявление других. Напр, нерешительность может идти «рука об руку» с осторожностью и даже трусостью)

· Социальная обусловленность черт (обусловленность усвоением социального опыта, обстоятельствами жизненного пути индивида)

· Генетическая обусловленность динамики проявления черт (напр., через темперамент).

 

Важно, чтобы черты личности находились в гармонии. Это обеспечивает устойчивость, предсказуемость и уравновешенность поведения индивида.

 

Черты характера в большинстве своём формируются в детстве и сохраняются у человека, мало изменяясь, в течение всей его жизни. Характер является приобретённым и определяет содержание поступков человека.

 

Немецкий врач-психиатр К. Леонгард и русский врач-психиатр А. Личко в середине 20 в. Предложили свои типологии характеров людей. К. Леонгард распространил созданную им типологию на взрослых людей, а А. Личко адресовал её подросткам и юношам. Оба врача в основу своей типологии положили представление о типичных случаях проявления у людей акцентуированных черт, причём описания и терминологические определения соответ-ствующих типов характера у обоих авторов достаточно близки.

Акцентуации характера – явное выделение каких-либо черт характера человека на фоне остальных черт его характера.

 

Акцентуации характера чаще всего наблюдаются в переходные, кризисные периоды жизни человека, особенно в подростковом, юношеском или старческом возрасте, а также во время длительных и тяжёлых заболеваний. Акцентуированные черты характера по степени своего развития занимают промежуточное место между нормой и патологией.



2019-08-13 215 Обсуждений (0)
Дополнительные психотехники психоанализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дополнительные психотехники психоанализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)