Государственный строй и государственное устройство.
Главные объекты политической карты мира – суверенные государства. 1900 год – 55 суверенных государств 1914 год – 71 1947 год – 81 1959 год – 92 1990 год – 171 1994 год – из более 200 стран – более 180 - Существует какая - либо закономерность в количественном росте суверенных государств в ХХ веке? - Какие факторы влияют на их рост? Вывод: образование, становление, развитие независимых государств, как и распад или ликвидация их суверенитета, установление, изменение или перекройка границ – сложнейшие исторические процессы, определяемые множеством внутренних и внешних факторов – политических, социальных, экономических, этнических, конфессиональных и других. Часто при этом на многие годы, иногда на века, остаются не решенными сложные проблемы жизни стран и народов. Нередко в их числе противоречия по территориальным, пограничным и связанным с ними вопросам. - Какие формы организации государства имеют суверенные страны? - Приведите примеры стран с разными формами государственного строя.
- Приведите примеры различных форм правления республикой.
- Приведите примеры стран с различным государственным устройством.
Типология стран. 1. Главные критерии типологии стран. 2. Группировка стран. 3. Характеристика отдельных групп стран (по выбору учащихся и учителя).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: - Чем вызвано деление стран на типы и группы? Причины: А) разнообразие стран в современном мире по времени образования, по площади, по численности и структуре населения, различию в географическом положении, в наличии природных богатств и другие, Б) выделение черт сходств и различий, В) для каждой страны характерны разные разработки рекомендаций по проблемам развития экономики и оказания необходимой помощи. - Какие критерии положены вами в основу типологии стран? Критерии: А) группировка стран в зависимости от географического положения (по степени удаленности от океана, в зависимости расположения на материке, в зависимости от расположения по отношению к экватору, по отношению к соседним странам и уровню их экономического развития и т.д.).
Например, страны мира, не имеющие выхода к открытому морю.
Б) группировка стран в зависимости от уровня социально-экономического развития (экономический потенциал, структура экономики, степень вовлеченности страны в международное географическое разделение труда, степень удовлетворения потребностей граждан в материальных и социальных благах, в обобщенном варианте этим показателем является ВВП или ВНП). ВВП (валовой внутренний продукт) – стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, независимо от того, кому принадлежат находящиеся на ее территории предприятия. ВНП (валовой национальный продукт) – это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей. ООН классифицирует страны по величине ВВП на душу населения следующим образом: - богатые страны – более 20 000 долларов в год (Швейцария, Швеция, Бельгия, Дания, Исландия), - состоятельные страны – 15 000-20 000 долларов в год (США, Норвегия, Япония, Канада, Финляндия, Великобритания), - страны среднего достатка – 10 000-15 000 долларов в год (Франция, Австрия, Нидерланды), - страны удовлетворительного достатка – 5 000-10 000 долларов в год (Россия, Испания, Ирландия), - бедные страны – 3 000-5 000 долларов в год (Греция, Польша, Румыния, Португалия), - очень бедные страны – 1 500-3 000 долларов в год (значительная доля стран в Африке и Азии), - беднейшие страны – до 1 500 долларов в год (Буркина-Фасо, Мали, Сомали, Чад, Эфиопия, Бангладеш). Кроме того, развитые страны подразделяются: - страны – лидеры (высокоразвитые: США, Канада, страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР), - Западно -Европейские страны (Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария и другие), - НИС - новые индустриальные страны (Сингапур, Республика Корея, Аргентина, Бразилия и другие), - Республики бывшего СССР и большинство стран Восточной Европы. Развивающиеся страны подразделяются: - на страны, совсем недавно освободившиеся от колониального гнета на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, - государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии интенсивной трансформации.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: - С какими трудностями вы сталкивались при классификации стран? - Что удалось? С чем на сегодняшний день не справились?
ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ УЧИТЕЛЕМ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подготовка к конференции (вопросы урока № 2).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |