Понятие о ресурсообеспеченности.
Географическая оболочка обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные страны, регионы, материки имеют различную ресурсообеспеченность. Государства, имеющие практически все известные природные ресурсы: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия. Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. В первом случае при определении ресурсообеспеченности запасы ресурсов делят на их добычу, во втором – запасы ресурсов - на численность населения.
Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов. Хозяйственная оценка – анализ качественного и количественного состояния тех или иных ресурсов в разных регионах мира и на планете в целом, их предварительная разведка, выявление и инвентаризация. Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и формирование крупных территориально - производственных комплексов. Экономическая эффективность освоения полезных ископаемых – объем необходимых капиталовложений, себестоимости добычи, платежеспособного спроса, сроков окупаемости, которые зависят от масштабов использования тех или иных ресурсов и уровня экономического развития страны.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ДОМ: 1. На основе данных таблицы определите, на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, газа и железной руды.
2. Обоснуйте актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.
Оценка ресурсообеспеченности ЦЕЛИ: А) закреплять умения классифицировать известные виды ресурсов, Б) сформировать новые понятия «комплексное освоение природных ресурсов» и «оборотное использование ресурсов».
НОМЕНКЛАТУРА: А) нефть – США, Саудовская Аравия, Россия. Б) газ – Россия, США, Канада, Нидерланды. В) уголь: Китай, США, Россия, Индия. Лучшие условия добычи и страны – экспортеры – Австралия, США, ЮАР. Г) алюминий – Франция, Индия, Суринам, США. Д) железо - рудное сырье – США, Китай, Россия. Е) свинец и цинк – США, Канада, Австралия. Ж) медь – Замбия, Заир, Чили, США.
ПЛАН УРОКА: 1. Размещение полезных ископаемых по планете. 2. Классификация минеральных ресурсов. 3. Проблема истощения минеральных ресурсов и пути ее решения.
ХОД УРОКА: Мотивационный блок. В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации. - Почему только в ХХ веке людям понадобилось такое количество минеральных ресурсов? - Каким закономерностям подчиняется размещение полезных ископаемых в земной коре? - Выделите основные направления поиска минеральных ресурсов в настоящее время.
2. Практическая часть. А) На основе текста учебника и карт атласа составьте классификацию минеральных ресурсов. Приведите примеры стран, обладающие максимальными запасами указанных вами ресурсов. Примечание: учащимся можно предложить заполнить таблицу. Классификация и география минеральных ресурсов
Б) На контурной карте отметьте месторождения основных видов минеральных ресурсов с указанием их объема добычи. В) Перечислите страны, испытывающие дефицит в основных видах минерального сырья.
3. Итоговая часть. - Насколько остро в наши дни стоит проблема обеспечения минеральными ресурсами в мировом и региональном масштабе? - Предложите пути рационального использования минеральных ресурсов. В чем состоит суть комплексного освоения сырья? Комплексное освоение сырья – безотходное использование ресурсов в быту и промышленности. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем наступит эра оборотного (повторного) использования ресурсов, то есть, когда в экономике главным сырьем станут отходы, а естественные ресурсы будут являться резервными источниками снабжения.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: на примере лесных, земельных или водных ресурсов (по выбору учащихся) рассмотреть географию их размещения, масштабы использования и экологическое состояние.
Загрязнения окружающей среды и экологические проблемы.
ЦЕЛИ: А) дать природную, экономическую и экологическую оценку природным ресурсам, Б) на основе сравнительного анализа рассмотреть масштабы природопользования. ЭПИГРАФ: «Мир, вокруг которого можно облететь за 90 минут, уже никогда не будет для людей тем, чем он был для их предков». ХОД УРОКА: Мотивационный блок. - Какую проблему поднимает автор этих строк? - Каким был мир до появления человека? - Как вы объясните фразу: «Человек вошел в мир бесшумно…И огромный, агрессивный…мир игнорировал явление человека»? - Под воздействием каких факторов шло изменение планеты? - В какую историческую эпоху, по вашему мнению, человек впервые задумался о сложных экологических проблемах? Мир определенно изменился. Он действительно не тот, что был при жизни наших предков. Но куда как в большей степени изменился сам человек. В тяжелой борьбе с природой, пройдя через пороги немыслимых испытаний, человек выжил, вырос, обрел могущество, сравнимое с силами самой природы, раскрыл ее самые сокровенные тайны. Он не просто сегодня облетает свою планету за 90 минут. Он охватывает ее разумом мгновенно. Что же, история, природа еще раз испытывают нас на разумность? Нет, не они. Это сам человек ежедневно и ежечасно испытывает себя, свой ум, нескончаемый экзамен на человечность. Всяким своим поступком, любым действием мы отвечаем на вопрос: достойно ли человека его отношение к другому человеку? А в последние десятилетия оказалось, что у этого вопроса есть продолжение: достойно ли человека его отношение к своей праматери – природе? Наш экзамен характерен тем, что устраиваем его себе мы сами, а оценки ставят нам история и природа. Они хранят те «журналы», которые через десятилетия и века раскроют наши потомки и снисходительно или с горечью взглянут на наши показатели нашей разумности и человечности. И им придется исправлять наши промахи, наши ошибки, наше недомыслие. - В какой мир входит человек ХХI века? - Человек 21 века. Какой он? Какие качества ему должны быть присуще в первую очередь?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |