Мотивационно – целевой блок.
Земля – одна из планет Солнечной системы, способная предоставить человеку все необходимые условия для его жизни, существования и дальнейшего развития. Но в последнее время в природе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты, и для ее населения. - Какие последствия могут произойти на планете в результате неразумной деятельности людей. Приведите примеры.
Процессуально – содержательный блок. - Планета в своем развитии претерпевала неоднократные изменения. История Земли – это история природы или история человека? - Какие выделяют этапы влияния человека на окружающую среду? Этапы влияния общества на природу: 1. адаптационный, 2. сельскохозяйственный, 3. вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов в средние века, 4. промышленный, 5. современный – этап НТР. - На каком из указанных этапов человек больше всего зависел от природы? На каком из них – природа от человека? - В какой из этих периодов произошел качественный скачок в освоении планеты? - Существует ли предел освоению нашей планеты? - Приведите примеры районов нового освоения планеты. С чем связано их исследование и заселение? Районы нового освоения: 1. Пустынные и полупустынные территории в странах Азии, Африки, Америки и Австралии. 2. Северные районы России, Канады и США (Аляска). 3. Горные территории Индия, Японии, Китая, КНДР. 4. Влажные тропические леса Южной Америки. 5. Акватория Мирового океана. - Какие территории планеты в ближайшем времени могут быть подвергнуты наибольшему влиянию со стороны человека? - При быстро увеличивающемся росте населения планеты, какой путь освоения Земли наиболее приемлемы для людей: интенсивный или экстенсивный? Экстенсивный путь освоения – вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевые природные ресурсы. Интенсивный путь освоения – более полная переработка сырья, повторное использование отходов производств и потребления, применение малоотходной технологии. - Согласны ли вы с утверждением, что географическая среда возникла под воздействием антропогенного фактора? Географическая среда – часть географической оболочки, непосредственно связана с жизнью и деятельностью человека, осваивается им и преобразуется и по мере освоения, расширяется. Природные ландшафты, измененные человеческой деятельностью, называют культурными или антропогенными ландшафтами. - Какие направления в географии и смежных с ней наук помогут в решении экологических проблем? Ресурсоведение – направление в географии, изучающее размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности. Природопользование – совокупность мер, принимаемых с целью изучения, освоения, охраны и преобразования окружающей среды. Масштабы природопользования зависят от уровня экономического развития страны или региона. Природопользование бывает рациональным и нерациональным. Геоэкология – направление в географической науке, изучающее процессы и явления, возникающие в географической оболочке в результате антропогенного вмешательства в него человека. - Что необходимо изменить в сознании людей для установления его разумного взаимодействия с природой?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Нанести на контурные карты районы хорошо обжитые людьми и районы нового освоения нашей планеты.
Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности.
ЦЕЛИ: А) составить классификацию ресурсов и определить ресурсообеспеченность отдельных стран (на примере отдельных природных ресурсов), Б) обосновать актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.
ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Роль ресурсов в жизни общества. 2. Классификация ресурсов. 3. Ресурсообеспеченность. 4. Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.
ХОД УРОКА: Роль ресурсов в жизни общества. Ресурсы – совокупность объектов, пригодные для использования человечеством. История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей человека, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемые в разных частях мира в неодинаковых количествах. Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.
Классификация ресурсов. I. Природная классификация: · Минеральные · Климатические · Водные · Почвенные (земельные) · Биологические · Ресурсы Мирового океана · Рекреационные II. Хозяйственная классификация: · Ресурсы материального производства: А) промышленные Б) сельскохозяйственные В) строительные · Ресурсы непроизводственной сферы: А) прямого потребления Б) косвенного потребления В) эстетического потребления · Классификация по признаку исчерпаемости ресурсов: А) исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) Б) неисчерпаемые
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |