Структура и отличительные черты мировой экономики.
ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Структура мировой экономики. 2. Характерные черты и проблемы развития мирового хозяйства.
ХОД ЛЕКЦИИ. 1. Структура мировой экономики: 1) Промышленность: - топливно-энергетическая промышленность (нефтяная, газовая, угольная; энергетика, альтернативные источники энергии), - машиностроение, - металлургия, - химическая промышленность, - лесная и деревообрабатывающая, - легкая промышленность. Отрасли промышленности в зависимости от вида продукции подразделяют на добывающие и обрабатывающие отрасли, по времени возникновения – на старые, новые и новейшие отрасли и по степени внедрения достижений НТР – на традиционные и наукоемкие. 2) Сельское хозяйство: - растениеводство (выращивание культур: зерновых, технических, масличных, клубнеплодных, сахароносных, тонизирующих, волокнистых), - животноводство (крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, другие), - рыболовство. 3) Транспорт: - сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой), - водный (морской, речной), - воздушный 4) международные экономические связи: - мировая торговля, - кредитно-финансовые отношения, - научно-технические связи, - предоставление различного вида услуг, - международный туризм. Исходя из данной классификации, в последнее время в науке сложилось представление о трех типах экономики: А) аграрном (высокая доля в структуре экономике принадлежит сельскому хозяйству), Б) индустриальном (преобладание промышленного производства), В) постиндустриальном (высокая доля отраслей непроизводственной сферы).
Характерные черты и проблемы развития мирового хозяйства. Мировое хозяйство развивается по законам рыночной экономики, которые обеспечивают саморегулирование и самовоспроизводство этой системы. Благодаря значительной эластичности, способности к перестройке отраслевой структуры, к переориентации на новые, передовые технологии, мировое хозяйство в целом проявило в последнее десятилетие ХХ века большую приспособляемость к меняющимся условиям функционирования. За последнее десятилетие в отраслевой структуре мирового материального производства произошли следующие сдвиги: - сохранилась ведущая роль промышленности, - снижается доля сельского хозяйства, - доля в мировом материальном производстве остальных крупных отраслей остается стабильной, - происходит дробление отраслевой структуры, - появление новых межотраслевых комплексов (аэрокосмический, автомобильный комплексы). Кроме того, в одних странах (Китай, Юго-Восточная Азия) происходит расширение производств, в других - происходит его резкое сокращение (Европа). Частично это связанно с тем, что в процессе усиления эффективности производства, особенно в Европе, не только резко сократились перерабатывающие производства, но и произошел переход на более эффективное сырье, вызвавший резкое сокращение горных отраслей в старопромышленных странах. Падает значение горнодобывающей промышленности, особенно в Европе, частично в США. Осваиваются новые, оптимальные районы в Австралии, ЮАР, Бразилии и Канаде. Значение горнодобывающей промышленности возросло только в Китае и Юго-Восточной Азии. Из обрабатывающих отраслей наиболее росло производство в автомобилестроении, особенно в странах Азии (Япония и Южная Корея). Мировому хозяйству присуще динамичность. Так, с 1950 года по 1990 года мировой ВВП увеличился в пять раз, сельское хозяйство развивалось рекордными темпами (например, сбор зерна увеличился в два раза), что связано с быстрым ростом населения и благодаря НТР. Но одновременно с этим человечество многое утратило: - потеряно 20% плодородного почвенного слоя, - потеряно 20% влажных тропических лесов, различные виды растений и животных, - содержание углекислого газа в атмосфере увеличилось на 13%, - озоновый слой уменьшился на 2%, - загрязнение атмосферы вызвало уменьшение урожаев важнейших сельскохозяйственных культур во многих странах мира, т.д.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: закрепление основных понятий.
География отраслей мировой промышленности. Часть 1 . ЦЕЛИ: А) на основе анализа карт атласа, текста, таблиц и схем учебника составить характеристику основных отраслей мировой промышленности, Б) выделить основные центры размещения энергетики и отраслей обрабатывающей промышленности.
ПЛАН УРОКА: 1. Заполнение таблицы 2. Формулировка выводов.
ХОД УРОКА: 1. Заполнение таблицы.
2. Формулировка выводов. - С какими факторами связано размещение указанных отраслей промышленности? - Почему районы сырьевых баз не всегда совпадают с современными центрами отраслей обрабатывающей промышленности?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Подготовка к уроку-диалогу. 2. Нанести на контурную карту современные центры отраслей обрабатывающей промышленности.
Сельское хозяйство. ЦЕЛИ: А) рассмотреть структуру и географию мирового сельского хозяйства, Б) выявить проблемы и перспективы развития мирового агропромышленного комплекса.
ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Сельскохозяйственные ландшафты как часть антропогенных геосистем. 2. География сельского хозяйства. 3. Индустриальная перестройка сельского хозяйства. 4. Мировое рыболовство. 5. Сельское хозяйство и окружающая среда.
ХОД ЛЕКЦИИ: 1. Сельскохозяйственные ландшафты как часть антропогенных геосистем. Сельскохозяйственные ландшафты по ряду причин занимают особое место среди антропогенных геосистем. Их особенности: - являются наиболее древними, - дают человечеству свыше 90% продуктов питания, - занимают наибольшую площадь среди всех антропогенных геосистем (за последние 80 лет распаханность суши увеличилась вдвое). Для успешного ведения сельскохозяйственного производства необходимо иметь комплекс благоприятных природных факторов: равнинный рельеф, плодородные и поддающиеся окультуриванию почвы, достаточное количество осадков или же возможности орошения, большое количество тепла и другие. Оптимальное сочетание всех этих факторов встречается далеко не везде. Поэтому сельскохозяйственные угодья составляют только около 34 % площади суши. Для решения продовольственной проблемы и ее смягчения либо расширяют площадь обрабатываемых земель, либо повышают их биологическую продуктивность. Конечный результат имеет как позитивный, так и негативный характер. В ряде районов мира в результате интенсивной сельскохозяйственной деятельности сформировались особые виды агроландшафтов: - оазисы – территории в аридных зонах, где благодаря естественному или искусственному орошению возможно интенсивное земледелие (самые древние находятся в Египте), - польдеры (находятся обычно ниже уровня моря) – осушенные и защищенные от затопления дамбами прибрежные болотные низменности. Расположены в Нидерландах, Германии, Дании, США, Японии, - террасированные склоны занимают большие площади в Индии, Китае, Японии, Южной Америки (бывшая империя инков), в Грузии, Армении, Молдавии, - грядовые сельскохозяйственные ландшафты занимают затопляемые участки саванн на северо-востоке Боливии, у устья Амазонки, льяносах Ориноко, - бокаж –поля и луга окружены полосами живых изгородей из сохранившихся естественных лесов и кустарников (Франция, Бельгия, Дания, Великобритания), - лесополье (леса и поля) – чередование небольших полей на месте бывших лесов. В лесопольях пашни не подвержены засухам, так как окружающие леса накапливают снег, и талая вода увлажняет соседние поля, - полонины – высокотравные луга интенсивного выпаса скота (Карпаты и Балканский полуостров), - яйла – формирование скудной лугово-степной растительности на месте лесов в результате длительного выпаса овец (Крымские горы), - антропогенные саванны – участки, образовавшиеся в результате сельскохозяйственной деятельности людей и выжигания лесов для расширения пастбищ и пашен, которые после пользования заросли злаками с плотным дерновым покровом (Африка, Южная и Центральная Америка, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия).
2. География сельского хозяйства. Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства. Повсеместность сельского хозяйства сочетается с большим его разнообразием. Однако все виды и типы можно объединить в две большие группы: 1) товарное сельское хозяйство, 2) потребительское сельское хозяйство. В наши дни на долю сельскохозяйственных земель по разным оценкам приходится от 32 до 37 % земельного фонда (обрабатываемые земли, луга и пастбища). Но необходимо помнить, что значительная часть земель деградирована. В различных уголках земного шара на деградированные земли приходится: - Европа – 23 %, - Северная Америка – 66 %, в том числе в США – 44 %, - Африка - 49 %, - Центральная Америка – 55 %, - Океания – 8 %, - Азия – 27 %, - Южная Америка –26 %. Тем не менее, агропромышленный комплекс в экономически развитых странах приобрел форму агробизнеса, что придает отрасли индустриальный характер. Потребительский сектор преобладает в развивающихся странах и представлен сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств. География сельского хозяйства сложна и зависит от ряда факторов. Основные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции показаны в таблицах.
Главные страны-экспортеры продуктов животноводства и живого скота
Главные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции
3. Индустриальная перестройка сельского хозяйства. Процесс индустриальной перестройки сельского хозяйства получил название «зеленой революции» первоначально охватил США, Канаду, Великобританию (до второй мировой войны), в странах Западной Европы и Японии в 50-60-х годах, в 60-70-е годы – в развивающиеся страны. «Зелёная революция» – это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники, представляющее собой одну из форм проявления научно-технической революции. В развивающихся странах «зеленая революция» имеет три отличительные особенности: - выведение новых сортов сельскохозяйственных культур:
- ирригация (улучшение системы водообеспечения), - применение современной техники, удобрений, средств защиты растений. Положительные последствия «зеленой революции»: - увеличение производства продовольствия, ослабив угрозу голода, - выросло душевое потребление зерновых культур, - сократился или вовсе прекратился импорт зерна в Индии, Пакистане, Таиланде, Индонезии, Китае. Проблемы: - носит «очаговый» характер, - «зеленая революция» в большей степени коснулась зажиточных крестьян, - нежелательные экологические последствия, связанные и применением ядохимикатов и минеральными удобрениями.
4. Мировое рыболовство. Рыболовство также относится к древнейшим промыслам человечества. Примерно 9/10 мировой добычи рыбы приходится на моря и океаны и только 1/10 – на пресные воды. Несмотря на то, что рыболовство распространено повсеместно, на сегодняшний день 50 % улова приходится только на Японию, Китай, Россию, США, Чили и Перу. От 75 до 80 % всего улова предназначено для потребления в пищу людей. Остальной улов перерабатывается в рыбную муку, питательные добавки, рыбий жир и идет на корм скоту, либо используется в фармацевтической промышленности. Среднемировой уровень душевого потребления рыбы составляет 17-18 килограмм. Но между различными странами имеются существенные различия. Так, в Японии этот показатель составляет 60-70 кг в год, в США и России – до 20 кг, тогда как в Непале он равен 200 гр на душу населения. Что касается структуры мирового улова, то 88 % его составляет рыба (в том числе 10 % - пресноводная), 7% - моллюски, 4 % - ракообразные и до 1% приходится на прочие виды. За последние десятилетия в структуре улова рыбы отмечены существенные изменения, которые сопровождаются значительными сдвигами в географии мирового морского рыболовства. Эти сдвиги В.П. Максаковский предложил рассмотреть на нескольких уровнях: 1) меняется соотношение между шельфовыми (90 % мирового улова) и глубоководными (10 %) районами Мирового океана, роль последнего увеличивается, 2) соотношение между тремя зонами Мирового океана – северной (с 85 % уменьшилось до 52%) , тропической (с 13 % увеличилось до 30 %) и южной (с 2% увеличилось до 18%). Таким образом, отмечается смещение районов рыболовства с севера на юг, 3) изменилось распределение мировых уловов между океанами: Атлантический (уменьшился мировой улов), Тихий океан (возрос), Индийский (отмечены относительно стабильные показатели), 4) изменилось соотношение между главными рыболовными районами указанных океанов.
Биологически продуктивные акватории Мирового океана
5) изменился состав «первой десятки» рыболовных стран. В 50-е годы странами-лидерами являлись: Япония, США, СССР, Норвегия, Великобритания, Индия, Канада, ФРГ, Дания. Кроме того, возрастает значение продукции аквакультуры. 85 % ее дают Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Филиппины, Индонезия, Вьетнам.
5. Сельское хозяйство и окружающая среда. Примечание: данный вопрос может быть рассмотрен в различных направлениях, но в рамках программы стоит остановиться на проблемах и отрицательных последствий, связанные с использованием мировых сельскохозяйственных угодий.
Причины отрицательного антропогенного воздействия на мировые сельскохозяйственные угодья: - химизация сельского хозяйства, - орошаемое земледелие (нарушение водного баланса, изменение микроклимата, вторичное засоление почв, изменение рельефа), - пастбищное использование территории (перегрузка травянистых ландшафтов, изменение и уничтожение видового состава растительного покрова, дефляция и засоление почв, другие), - уничтожение лесов и другие.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подготовка к уроку-диалогу по теме «Транспорт».
Транспорт
ХОД УРОКА: 1. Актуален ли и сегодня вопрос: транспорт – это роскошь или средство передвижения? 2. Стало ли мировое сообщество «теснее» с развитием транспорта и различных средств связи? 3. Что такое «транспортный коридор»? Транспортный коридор – транспортные магистрали мирового значения, концентрирующие на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный) и телекоммуникации. На пересечении основных транспортных коридоров будут формироваться транспортные узлы, которые в условиях льготного режима обеспечат высокое качество обслуживания и разнообразие оказываемых услуг. Их цель – ускорение прохождения торгового, промышленного и культурного обменов. В этой связи возрастает роль международного сотрудничества, объединение усилий для преодоления таможенных и налоговых барьеров, согласованных действий при установлении портовых и других транспортных сборов. 4. Как вы объясните слова Мартина Хайдеггера «Малое отстояние – еще не близость, большое расстояние – еще не даль»? 5. Изменилась ли география транспортных магистралей, например, за последние столетия? Есть ли такие транспортные магистрали, значение которых то угасало, то вновь возрождалось? Например, уникальность евразийской ситуации в третьем тысячелетии заключается в возрождении в третий раз с интервалом в 500 лет Великого шелкового пути. Международный проект железнодорожной магистрали Стамбул – Пекин будет проложен через Центральную Азию (Мары, Ташкент, Алма-Ату) с ответвлением через Афганистан и Индию. К этой трассе тяготеют свыше сорока государств. В 1996 году произошло историческое событие – осуществлено строительство железной дороги Мары (Туркменистан) – Мешхед (Иран). Турция планирует строительство транспортного туннеля под Босфором проектной стоимостью в 1 млрд. долларов. Китай осуществил реконструкцию железнодорожного пути от Тихого океана до границы с Казахстаном, а также намерен совместно с постсоветскими странами создать транспортный коридор в направлении на Роттердам. Выработан срединный вариант маршрута Великого шелкового пути через Черноморье, Закавказье, Каспий и Центральную Азию. Окончательный выбор главного направления трансконтинентального пути будет сделан после тщательного анализа геополитической обстановки в регионах. 6. Каким требованиям должен отвечать транспорт XXI века? 7. Какой вид транспорта является самым надежным и безопасным? 8. Порты какого океана принимают наибольшее количество судов ежегодно? 9. Специалисты утверждают, что в ближайшем будущем произойдет мировая «революция» в воздушном пространстве, часть которого длительное время «закрыто» над Северным полюсом, Северным Ледовитым океаном и дальневосточными морями в зоне российской ответственности. После «открытия» этой территории 75 % мировых воздушных перевозок к середине текущего века будет осуществляться над Арктикой. Насколько реально развитие воздушного транспорта над указанным транспортным коридором? 10. Чем вызвано бурное строительство туннелей в различных уголках нашей планеты? Какие проблемы они решают, и какие – создают? Что вы знаете о самых известных туннелях мира? А) Самый длинный двухполосный автомобильный туннель Сен-Готтард соединяет между собой Гэшенен и Аироло в Швейцарии. Его длина составляет 16,32 километра. Он был открыт для движения в сентябре 1980 года. Сооружение туннеля началось в 1969 году, оно обошлось в 690 млн. швейцарских франков и стоило жизни 19 рабочим. Б) Самый большой автомобильный туннель самого большого диаметра был прорыт с помощью взрывчатки на острове Йерба – Буэна в США. Его ширина составляет, 24 метра, высота – 17 метров, длина – 165 метров. Каждый день по двум его ярусам проходят 250 000 автомобилей. В) Каждый из двух самых длинных железнодорожных туннелей под морским дном, проложенных под Ла–Маншем между Фолкстоуном, гр. Кент, Великобритания, и Кале, Франция, длиной по 49,94 километров. Несмотря на то, что этот туннель уступает по общей протяженности туннелю Сейкан, его подводный участок на 14,7 километров длиннее подводного участка железнодорожного туннеля Сейкан. Туннель под Ла-Маншем официально открыт в 1994 году. Г) Длина самого длинного железнодорожного туннеля Сейкан составляет 53,85 километров. Он проложен на глубине 240 метров ниже уровня моря и 100 метров ниже дна пролива Цугару. Туннель связывает в Японии города Таппи Саки (Хонсю) и Фукусима (Хоккайдо). Проходчики закончили земляные работы 27 января 1983 года, а первый пробный поезд прошел здесь 13 марта 1988 года. В середине пути, следующие по нему поезда, делают 2-минутную остановку, чтобы пассажиры могли сделать снимки через прозрачные панели в стене туннеля. 11. В каких случаях сможет уменьшиться количество транспортных катастроф в XXI веке? Какие крупные транспортные катастрофы ХХ века потрясли весь мир? Почему? А) Самая крупная автодорожная авария: не менее 176 человек погибли при взрыве бензовоза в туннеле на перевале Саланг в Афганистане 3 ноября 1982 года. Б) Самое крупное крушение поезда произошло 6 июня 1981 года. Свыше 800 пассажиров погибли, когда поезд сошел с рельс и упал с моста в реку Багхмати в Бихаре в Индии. В) 28 октября 1995 года около 300 человек погибли во время пожара в туннеле между станциями метро в Баку в Азербайджане. Г) Гибель круизного лайнера Титаник, столкнувшегося в апреле 1912 года в районе острова Ньюфаундленд с айсбергом, унесла жизни 1 513 человек. Д) В ранний час 21 декабря 1987 года паром Дона Пас, направлявшийся из Таклобана в Манилу (Филиппины), столкнулся с танкером Виктор. Охваченные пламенем, оба судна затонули в считанные минуты. По официальным данным, на борту Дона Пас находились 1 550 пассажиров, но фактически их могло быть до 4 000 человек. Все они погибли. Е) 17 декабря 1917 года грузовое судно Монблан с 5 000 т взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ на борту столкнулся в проливе Галифакс, пр. Новая Шотландия (Канада), с другим судном, в результате чего произошел самый чудовищный взрыв, ощущавшийся на расстоянии более чем 95 километров и унесший жизни 1 635 человек. Ж) 30 января 1945 года немецкий лайнер Вильгельм Густлофф грузоподъемностью 25 076 тонн был торпедирован в районе Данцига (ныне Гданьск, Польша) советской подводной лодкой (С–13), на нем погибли 7 700 человек. 12. Проанализируйте данные таблицы. Произойдут ли какие-либо изменения в процентном отношении в структуре мирового грузо- и пассажирооборота в ближайшем будущем?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |