Развитие транспортной системы и экология человека.
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом «транспорт» понимать, прежде всего, процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда, да и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая-либо другая деятельность. При первобытнообщинном укладе жизни для удовлетворения транспортных потребностей люди пользовались простейшими способами и средствами: все переносили непосредственно на себе или волоком, с помощью шестов, коромысел, волокуш. Крупным шагом вперед было приручение животных и использование их для транспортных целей. Рабовладельческий строй принес новые социально-экономические стимулы к расширению и совершенствованию способов и средств транспорта. Сильный импульс к развитию транспорта получили в результате возникновения обмена. Но вместе с тем без транспорта обмен был бы невозможен. С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых значение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли, сбор дани и податей, завоевательные и оборонительные войны – все это привело к дальнейшему сравнительно быстрому развитию транспорта. Первые цивилизации, как известно, возникали на Древнем Востоке в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а также на побережье Средиземного моря в древней Греции и Древнем Риме. Своим развитием они обязаны не только плодородным землям и рыбным богатствам, но и мощному для своего времени транспорту. Так, Египет, по свидетельству Геродота, за 5 тысяч лет до нашей эры обладал многочисленным флотом, на котором была занята огромная армия людей – 700 тысяч человек. Феодализм, пришедший на смену рабовладельческому строю, создал новые условия для развития материального производства и, следовательно, нуждался в усилении транспорта. Зарождавшийся в недрах феодализма капиталистический способ производства не мог развиваться, не устранив сам феодализм, а с ним и многие транспортные трудности. Процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Европе был ускорен открытием новых торговых путей и новых стран в XV – XVI вв. Это время, вошедшее в историю под названием периода великих географических открытий, положило начало колонизации Африки, Азии и Америки, которая обеспечивалась, прежде всего, транспортными средствами. Промышленная революция, охватившая во второй половине XVIII в. вслед за Англией многие страны Европы, оказала огромное влияние на темпы роста производства и торговли, особенно когда было освоено производство самих машин при помощи машин. Перешедший по наследству от феодального периода транспорт в виде гребных и парусных судов, а также вьючных караванов и примитивных повозок оказался не в состоянии обеспечить нужды машинного производства. Одновременно с промышленностью и часто впереди нее начал быстро развиваться транспорт на принципиально новой технической основе. И этой основой явилась паровая машина, которая позволила создать транспортную самоподвижную единицу, теоретически любой мощности и не зависящую от условий погоды. Так появились первые паровозы, пароходы, паровые сухопутные экипажи (автомобили), а позднее и паровые самолеты. В условиях капиталистического способа производства транспорт претерпел кардинальные изменения, заключающиеся, прежде всего, в выделении собой транспортной отрасли в системе экономики, в создании механического транспорта, в значительном расширении путей сообщения и в появлении морского, речного, железнодорожного, автомобильного и позднее воздушного транспорта. В XIX и особенно в XX веке мировой транспорт получил необычайное развитие как в отношении масштабов перевозок и протяженности сетей, так и (в особенности) в части качественного перевооружения всей технической базы. - Почему с развитием транспортной системы отмечается рост проблем, связанных с его эксплуатацией? С полным основанием можно говорить о феноменальном развитии транспорта в наше время и восхищаться его прогрессом, достигнутым во второй половине ХХ столетия в условиях научно-технической революции. И, как это не парадоксально, острота транспортных проблем за последнее время во всем мире не только не снизилась, а существенно возросла. В 70-е годы и в начале 80-х годов наблюдалось ухудшение технико-экономических показателей работы транспорта, особенно железнодорожного. Имели место трудности с обеспечением пассажирских перевозок как магистральным, так и городским транспортом. Вызывает озабоченность качество перевозочного процесса, под которым понимается, прежде всего, обеспечение полной сохранности грузов и соответствующего уровня комфорта для всех пассажиров, а также точное соблюдение установленных сроков доставки грузов и пассажиров при заданной экономичности. - Какой вид транспорта на сегодняшний день является основным загрязнителем окружающей среды? Одним из главных загрязнителей атмосферы по-прежнему остается автомобильный транспорт. На его долю приходится более 50 % выбросов, и распространяются они по всей территории в отличие от промышленных предприятий, чьи выбросы, как правило, локальны. Кроме загрязнения атмосферы токсичными выхлопами, автомобиль поднимает клубы пыли, содержащие кремний, окись железа, барий. Одной только резины каждый автомобиль рассеивает в атмосферу около 10 килограммов. И это еще не все, так как работающий двигатель – это тепловое и шумовое загрязнение. Вполне понятно, что, как бы ни были совершенны двигатель и топливо, они отнюдь не идеальны для окружающей среды и человека. 5. «Горячие точки» планеты как часть жизни человеческого общества и центры новых разрушений и человеческих потерь. С доисторических времен вооруженные конфликты и войны были частью жизни человеческого общества. Обычно войны начинаются, когда одна страна хочет подчинить себе другую. Гражданские войны (войны внутри одной страны) и революции происходят, когда различные группировки борются за власть в стране или народ пытается свергнуть правительство. Кроме того, конфликты провоцируются разногласиями по проведению границ, политическими и религиозными убеждениями, торговыми спорами и претензиями на право пользования природных ресурсов. В результате первой мировой (1914 – 1918) и второй мировой (1939 – 1945) войн погибли миллионы людей, а границы многих государств были изменены. После второй мировой войны началась затяжная холодная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Эти две сверхдержавы угрожали друг другу началом ядерной войны и поддерживали оппозиционные силы внутри враждебной страны. В начале 90-х годов произошел распад Советского Союза, и холодная война окончилась, но, к сожалению, в некоторых местах это привело к гражданским войнам (например, в Боснии – Герцеговине и Азербайджане). В то время как одни вооруженные конфликты разгораются, другие затухают. «Горячие точки» окутывают нашу планету. С каждым днем они приносят в мир новые разрушения и потери. Назначение людей на земле – это мир, добро, счастье и любовь. Человеческая природа отвергает насилие, войны и антигуманизм. Мы не должны тратить средства на разрешение конфликтов, так как это приводит к обнищанию стран. Государства должны находить мирные пути урегулирования сложных ситуаций и не решать их вооруженными нападениями. Должна быть усиленна роль Организации Объединенных Наций в разрешении сложных вопросов мирным путем, нельзя допустить, чтобы НАТО стало диктатором войн на планете. В настоящее время во всем мире существует множество различных заболеваний: онкологических, инфекционных (туберкулез, остро-респираторные, СПИД) и другие. Для борьбы с этими и другими эпидемиями необходимо колоссальные средства, которые востребованы на войны. Политикам всех стран мира, всему мировому сообществу необходимо сделать все, чтобы огромные материальные и духовные потери на «горячих точках» использовались во имя и на благо человека. ИТОГИ СЕМИНАРА: - Почему современный человек должен знать гораздо своих предшественников? - В каких случаях человеческий разум достигнет высокой цивилизации? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовка к зачету.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |