Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений.
Задачи логопедии. 1. Разработка научно-обоснованных методов и принципов обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств. 2. Изучение развития речи в соответствии возрастной норме. 3. Определение этиологии, симптоматики, степени проявления и структуры речевого дефекта. 4. Разработка приемов психолого-педагогической диагностики речевых расстройств. 5. Разработка принципов организации логопедической помощи. 6. Систематизация речевых расстройств. 7. Раннее выявление и устранение речевых нарушений у детей. Связь логопедии с другими науками. Логопедия тесно связана с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относят связи логопедии с педагогикой, с различными отраслями специальной педагогики, с общей и специальной психологией. К межсистемным относят связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. 2. Логопедия как наука опирается на следующие основные принципы. Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы. При изучении и устранении речевых расстройств большое значение имеет принцип комплексности. Для постановки логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим анализ речевых и неречевых симптомов речевого нарушения, результатов медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка. Устранение речевых нарушений также должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей. Онтогенетический принцип предполагает исследование детей с нарушениями речи, а также организацию логопедической работы с ними осуществлять с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной). Принцип учета этиологии, симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта. Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др. К методам логопедии как науки относятся организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); эмпирические (наблюдение, эксперимент, психодиагностические); сбор и анализ анамнестических данных; количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные методы (исследование связей между изучаемыми явлениями); использование технических средств. 3. Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нару шение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Недоразвитие речипредполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи (фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя). Распад речи – это утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга. Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности. Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности. Механизм нарушения речи – это характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности. Структура речевого дефекта – это совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. Логопедическое воздействиепредставляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Коррекция нарушений речи— это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений). 4. Личность логопеда. Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний. Логопед должен уметь определять речевые нарушения и владеть методами и приемами их устранения, знать психологические особенности детей с речевой патологией. Эффективность логокоррекционной работы зависит от профессионального уровня логопеда, глубоких знаний и навыков, умения ориентироваться в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Логопед должен обладать следующими личностными качествами: гуманизм, гражданская нравственность, любовью к детям; справедливость, выдержка, педагогическое творчество. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен. Речь логопедадолжна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. 5. Проблемы логопедии на современном этапе развития специальной педагогики: -- совершенствование категориального аппарата и классификации речевых нарушений; -- углубленное изучение механизмов речи и методов коррекции нарушений речевой деятельности; -- ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений; -- научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи; -- реализация комплексного подхода в ходе диагностики и коррекции речевых нарушений; -- обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений; -- совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи; -- внедрение информационных технологий в логопедическую практику. Вопросы для контроля 1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте 2. Каковы задачи логопедии? 3. С какими науками связана логопедия? 4. Раскройте теоретические основы логопедии, ее принципы и методы. 5. Охарактеризуйте личность логопеда. 6. Какие проблемы являются актуальными для современной логопедии?
Тема 2. Клинико-лингвистическая характеристика речевых нарушений. Классификации речевых нарушений. Лекция № 1 (2 ч.) 1. Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений. 2. Клиническая характеристика речи и речевых нарушений. Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений. Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь. Экспрессивная (воспроизводимая) речь -- это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее в несколько этапов: замысел--внутренняя речь--внешнее высказывание. Импрессивная (воспринимаемая) речь — это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения, деление информационных моментов, формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения. В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относится письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Устная речь — сложный, многогранный процесс, включающий в себя: -- фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи); -- лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения); -- мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска); -- темпо-ритмическую (темп и ритм речи). Устная речь может быть диалогической и монологической. На основе устной речи строится и развивается письменная речьи чтение. В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся на следующие: 1. Фонетические нарушения — неправильное произношение одного или группы звуков. 2. Лексико-грамматические нарушения. Среди этих нарушений выделяют: ограниченный словарный запас; обедненная фраза; неправильное согласование слов во фразе по законам грамматики родного языка; неправильное употребление предлогов. 3. Мелодико-интонационные нарушения: неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове); нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса. 4. Темпо-ритмические нарушениям ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия); замедленный темп, связанный с преобладанием процессов торможения (брадилалия); прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера (заикание). 5. Нарушения письменной речи: —письма: неправильная перешифровка фонемы в графему; недописки; пропуски и смешение букв в слове; несогласование и перестановки слов в предложении; выходы за строчку и др.; —чтения: замена и смешение звуков; побуквенное чтение; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушение понимания прочитанного; аграмматизмы. 2. Клиническая характеристика речи и речевых нарушений. Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера. Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1935)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |