Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие учителя-логопеда с родителями



2019-08-13 581 Обсуждений (0)
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями 0.00 из 5.00 0 оценок




С момента обнаружения нарушений в развитии речи ребенка родителям необходимо сообщать результаты логопедического обследования и обсуждать их совместно, не отклоняясь от норм профессиональной этики. Родители должны быть информированы о целях индивидуальной программы коррекции речи ребенка, о ближайших и отдаленных результатах, объемах и предполагаемых сроках коррекционной работы. Это способствует формированию у них адекватной оценки реальных возможностей и перспектив психофизического развития ребенка.

Уже на начальном этапе совместной деятельности с родителями необходимо оценивать степень их готовности к сотрудничеству с логопедом и специалистами разного профиля, прогнозировать возможную степень их привлечения в коррекционно-педагогический процесс и определять объем той помощи, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, жилищно-бытовых условий).

Эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом. Дифференцированный подход к родителям, тактичность, внимание и сопереживание способствуют установлению партнерских отношений, взаимного доверия и понимания. Достаточно часто встречаются случаи, когда родители на начальном этапе работы выражают полную готовность к совместной деятельности, но, столкнувшись с необходимостью систематических и трудоемких занятий с ребенком в течение длительного времени, быстро прекращают их. Поэтому родителей изначально необходимо психологически подготовить к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения, вооружить их определенными знаниями, умениями и навыками преодоления речевых нарушений и объяснить необходимость и значимость добросовестного выполнения домашних заданий.

Организация логопедической работы в ДОУ предполагает проведение «родительских пятиминуток» (один раз в неделю логопед обязательно встречается с родителями, информирует их о динамике речевого развития, содержании индивидуальной работы), индивидуальных и фронтальных консультаций (формы их проведения разнообразны: беседы, практикумы, тренинги, открытые занятия ).

Логопед совместно с воспитателями и специалистами оформляет «Логопедический уголок», информационные стенды, папки-передвижки («Советы педагогов», «Игры на кухне», «Вести с занятий»), в которых предлагаются игры, упражнения, задания по развитию речевой деятельности и психологической базы речи, мелкой моторики, а также рекомендации по их проведению. Родители на протяжении всей недели в повседневной жизни закрепляют навыки правильного звукопроизношения, обогащают словарь ребенка по определенной лексической теме, отрабатывают грамматические категории, проводят пальчиковую гимнастику, развивают восприятие, память, внимание, мышление.

В пятницу родители получают индивидуальную тетрадь ребенка с заданиями логопеда. В выходные дни они закрепляют речевые умения и навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях за неделю.

В течение учебного года совместно с воспитателями группы логопед планирует несколько родительских собраний (3—4). Проведение собраний является важным элементом стратегии общения с семьей, где закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение детей. Первое родительское собрание (по результатам логопедического обследования) проводится в конце сентября, на котором логопед в доступной форме объясняет суть речевых нарушений у детей; знакомит с целями и задачами коррекционной работы по их устранению; дает рекомендации по организации ежедневных домашних занятий, по выполнению заданий в индивидуальной тетради. На первом родительском собрании необходимо разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности «волшебного» разрешения речевых проблем ребенка. Логопед должен объяснить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности посещения занятий, заинтересованности и активного участия родителей в коррекционной работе. Второе собрание проводится в январе, на котором родителей знакомят с итогами коррекционно-педагогической работы за I полугодие, определяются задачи II полугодия (логопед дает открытое занятие). Третье родительское собрание — в марте (тематика может быть разной). Четвертое собрание — в мае. На нем обсуждаются итоги коррекционного обучения, даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период. Логопед проводит открытое занятие.

Позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия может быть достигнута в том случае, если родители осознают свою роль в развитии и коррекции речи ребенка и создадут условия для домашних занятий с детьми по усвоению и закреплению полученных навыков на логопедических занятиях.

В некоторых случаях логопед направляет ребенка на консультацию к психоневрологу или невропатологу. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные рекомендации, поэтому в разговоре с родителями от логопеда требуется тактичность, осторожность, максимальная доброжелательность и умение убедить их в необходимости такой консультации, которая позволит обеспечить наиболее успешное проведение коррекционной работы с их ребенком и выбрать оптимальные методы и приемы устранения речевых нарушений.

Встречаются случаи негативного отношения родителей к зачислению их детей в логопедические группы, что приводит к возникновению конфликтов с педагогами дошкольного учреждения. Если логопеду не удается убедить родителей в необходимости посещения коррекционно-логопедических занятий, то целесообразно попросить их написать отказ от зачисления ребенка в логопедическую группу во избежание непредвиденных ситуаций в дальнейшем.

 

Заключение

    Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Очень важно устранить все недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать дефекты устной и письменной речи ребенка.

    Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому профессором Р.Е. Левиной был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть усвоение элементов грамоты.

    К моменту поступления в школу дети с фонекико - фонематическим недоразвитием, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произнесении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в память порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

    Раннее выявление детей с ФФН и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупреждать неуспеваемость учащихся общеобразовательной школы.

Список литературы

1. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие / Л.А. Боровцова. – Тамбов, 2007. – 220 с.

2. Бохан О.А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения.//Логопед. - №2. – 2006. – с. 69 – 71.

3. Волкова Л.С. Логопедия: учеб. пос. для высших уч. зав./Под ред. Л.С. Волковой, - М.: Владос, 2003. – 680 с.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Литур, 2004 – 320с.

5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.

7. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

8. Правдина О.В. Логопедия: учеб. пос. для дефектолог. фак. педвузов/М. – Просвещение, 1969 – 310 с.

9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

11. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

12. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: учеб. пос. для высших уч. зав./М. – Просвещение, 1989 – 223 с.

13. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.

14. Ханьшева Г.В. Практикум по логопедии: коррекция звукопроизношения./Г.В. Ханьшева. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 93 с.



2019-08-13 581 Обсуждений (0)
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)